Интегрированный урок (литература + история) "Эксперимент, из-за которого Россия потеряла XX век"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока.

  1. Формирование навыков работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.
  2. Проанализировать использование метода социалистического реализма при изображении процесса коллективизации в романе М.Шолохова “Поднятая целина”.
  3. Усвоить сущность сплошной коллективизации. (На примере романа М. Шолохова “Поднятая целина”, исторических документов).
  4. Раскрыть тему, смоделировать диалог между властю и обществом..
  5. Рассмотреть проблему цены “рывка”, проследить долгосрочные экономические, политические, социальные последствия.

Задачи урока: осознание учащимися неоднозначного отношения в крестьянской среде к колхозному строительству и определение итогов и последствий коллективизации.

Ход урока

В классе создаются группы:

1. Группа Н.И. Бухарина (работа со статьей Михаила Антонова “Капитализму в России не бывать!”. (Приложение 2)

Их задача аргументировать свой подход по вопросу переустройства села.

2. Группа Сталина (работа со статьями Сталина “Головокружение от успехов” и “Выступление на съезде аграрников” в 1927 году).

Аргументируют свою позицию по этому вопросу.

3. Группа агитаторов-двадцатипятитысячников, “сельских коммунистов” (Семена Давыдова, Макара Нагульнова и Андрея Разметнова)

Их задача – убедить крестьян в преимуществе колхозов и необходимости вступать в них. (Работа с текстом романа М.Шолохова “Поднятая целина”)

4. Группа крестьян – бедняков (Кондрат Майданников, Любишкин, Аржанов, Устин Рыкалин)

5. Группа зажиточных крестьян, белогвардейцы. (Яков Лукич Остовнов, Гаев, Половцев, Лятьевской)

6. Группа аналитиков. Оценивают шансы успешного и быстрого крестьянского строительства и продумывают, какие негативные последствия могла иметь проводимая коллективизация.

Вначале урока учитель говорит о том, что с 30 годов XX века в литературе основным художественный методом, использовавшимся в искусстве Советского Союза, был метод социалистического реализма. Он был официально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Перед писателями ставились задачи изображения революционных процессов в характерах персонажей и жизни общества и утверждения основой исторического процесса – коллективная деятельность народных масс.

Литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено “на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм”.

Такое произведение мы сегодня рассмотрим на нашем уроке – это роман М. Шолохова “Поднятая целина”.

Мы будем говорить не только о литературе, вспомним те исторические события, документы, которые нашли свое отражение в истории России.

Рассмотрим как проходила коллективизация в России.

Приложение 1

Ленин сказал: “Без коллективизации не прокормить страну”. И в Ленинском плане “Построение социализма в отдельно взятой стране”коллективизация стала вторым, после индустриализации, этапом.

Коллективизация – массовое создание в деревне коллективных хозяйств (колхозов) на основе общественных средств производства и коллективного труда.

Планировалась она в несколько этапов.

I. Осень 1930 г. – весна 1931 года: Северный Кавказ, Нижняя Волга, Средняя Волга.

II. К 1932 году – Украина, Центрально – Черноземные районы, Сибирь, Урал и Казахстан.

III. Остальные районы (окраины) – не позднее 1933 года.

Проводится предварительная работа учащихся по группам с кейсом.

Во время обсуждения группы отвечают на предложенные вопросы.

1 группа.

Вопросы к тексту статьи Михаила Антонова “Капитализму в России не бывать!”. (Приложение 10)

1. Изложите позицию Н.И.Бухарина по вопросу индустриализации СССР?

2. Какое место Н.И.Бухарин отводил крестьянству в переходе к социализму?

3. В чём особенность лозунга “обогащайтесь!” Почему современники Бухарина по-разному восприняли этот подход? Можно ли утверждать, что этот лозунг предполагал формирование в стране среднего класса?

2 группа

И.В. Сталин “Выступление на съезде аграрников” в 1927 году. (Приложение 9)

Вопросы к тексту статьи.

1. Сформулируйте тезис, который мог бы служить названием этой части речи Сталина на конференции аграрников.

2.. Сравните взгляд Сталина на будущее деревни с подходами Е.А. Преображенского “Новая экономика. Опыт теоретического анализа сельского хозяйства”. 1926.

3.В своей речи, говоря о новой политике партии в деревне, И.В.Сталин несколько раз употребляет выражение “насаждать колхозы и совхозы”. Почему именно так он определяет характер ожидающих крестьянство преобразований?

И.В. Сталин “Головокружение от успехов”. (Приложение 2)

Вопросы и задания к документу:

1. Почему, на ваш взгляд, Сталин говорит об успехах в колхозном строительстве, прибегая к понятию 2 голокоружение”.

2. Кого автор статьи обвиняет в “перегибах” колхозного строительства?

3. Что предлагает руководитель партии “обобществлять”, организуя артели? Какими метолами?

4. Что пугало крестьян станицы Вешинской и отвечает ли статьи их чаяниям?

Действие романа М. Шолохова происходит в 1930 году в хуторе Гремячий Лог. Шолохов находится в уникальной позиции: он жил среди тех, на кого обрушилась волна коллективизации, он общался с теми, кто эту коллективизацию проводил, но не принадлежал ни к тем, ни к другим. Над первой книгой писатель работает в 1930-1932 годах. Это отвлекает Шолохова от обвинений в плагиате и обвинений в защиту крестьянства. Затевая роман о том, “как вешенские казачки в входили в сплошную коллективизацию в 1930 годах и как теперь живут в колхозах” писатель на находился в том душевном состоянии, в котором пишутся агитки. В первую очередь он хотел воплотить свои тревоги, своб боль и сомнение. Об этом говорит и заглавие, предпосланное роману: “С кровью и потом”. (“Кровью и потом все царства на земле склеены” Гете “Фауст”)

Проанализировав главы романа, материалы, данные в кейсе, ответьте на вопросы:

4 группа агитаторов-двадцатипятитысячников, “сельских коммунистов” (Семена Давыдова, Макара Нагульнова и Андрея Разметнова) (Приложение 3, 4)

Вопросы.

  1. Проанализируйте значение имен и фамилий главных героев. Как называется такой прием в литературе?
  2. Как происходит коллективизация в Гремячем Логе?
  3. Кто ее проводит? Сравните образы Давыдова и Поляницы (книга 2, глава 15).
  4. Искренне верит Давыдов то, что “цель оправдывает средства”?
  5. Могли ли главные герои романа участвовать в событиях, описываемых в воспоминаниях Льва Копелева и в книге Р. Конквиста?
  6. Почему автор так трагически обрывает историю жизни главных героев?
  7. Как вы думаете, почему между написанием первого и второго тома проходит более 20 лет? (1932-1955)

Группа крестьян-бедняков. (Кондрат Майданников, Любишкин, Аржанов, Устин Рыкалин). (Приложение 7)

Проанализируйте главы и ответьте на вопросы:

  1. Отношение крестьян к колхозу (“Да ты нас не агитируй! Мы с потрохами в колхоз пойдем!”. Любишкин)
  2. Причины по которым резали скот в Гремячем Логе? (Книга 1, глава 15)
  3. Раздача одежды. Как изображает писатель своих героев: Любишкин, жена Демки Ушакова.
  4. Почему после выхода статьи Сталина “Горовокружение от успехов” из колхоза стали выходить? Кто написал заявления в первую очередь? Отношение к ним?
  5. Как вы думаете, почему переведенный в эмиграции роман заканчивался сценами “хлебного бунта”?
  6. Как вы думаете, почему между написанием первого и второго тома проходит более 20 лет? (1932-1955)

Группа зажиточных крестьян, белогвардейцы. (Яков Лукич Остовнов, Гаев, Половцев, Лятьевской). (Приложение 6)

Ответьте на вопросы.

  1. Кто противостоит коммунистам?
  2. Проанализируйте значение имен и фамилий героев романа. Как называется такой прием в литературе?
  3. Как представлены в романе противники коллективизации?

Сын М.Шолхова вспоминает, как он однажды пришел к отцу под впечатлением разговора с человеком, воевавшим в Великую Отечественную войну, попавшим в плен и после возвращения на родину осужденным как бывший военнопленный. Разговор состоялся поле выхода рассказа “Судьба человека”. “Значит, говорит, правда одна? – спросил Шолохов пришедшего к нему со своими сомнениями сына. – нет, сын мой. Это лишь для того, кто и знать не хочет, что такое правда. Одной правды для всех нет и быть не может. Хотя того, кто ее ищет, понять и несложно. Их, по крайней мере, две – на пользу и во вред. Ложь во спасение сеть? Только неумный и бессердечный человек будет ее отрицать и порицать. А раз так, то как же вредоносной правде не быть?”.

В конце урока группа аналитиков подводит итоги обсуждения. Делают выводы.

“Не все понимают, что тридцать седьмой год — это лишь бледное зарево тридцатого”, — писал об эпохе коллективизации Солженицын. (Приложение 5)

Использованная литература

    1. М. Шолохов “Поднятая целина”. Книга для ученика и учителя. Москва АСТ Олимп. 1997 г.
    2. Р. Конквест. “Жатва скорби” http://zhnyva33.narod.ru/zhatva33.html
    3. Михаила Антонова. “Капитализму в России не бывать!”.
    4. И. В. Сталин. “Выступление на съезде аграрников” в 1927 году.
    5. И.В. Сталин. “Головокружение от успехов”.

Приложение 8