Урок русского языка в 3-м классе "Письмо о родном городе"

Разделы: Начальная школа


Цель: научить писать письмо на материале собственного изучения истории и достопримечательностей родного города.

Задачи.

Обучающие:

- формировать понятие об эпистолярном жанре;

- развивать умения писать письма в рамках современного этикета;

- закреплять умение работать над изученными орфограммами;

- обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать умение осуществлять анализ текста;

- развивать наблюдательность, речь, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к жанру письма;

- воспитывать культуру общения (работа в паре, группе).

Цели для ученика.

Знать:

- структуру письма;

- виды писем;

- правила оформления писем.

Уметь:

- писать письма;

- оформлять письма.

Оборудование:

  • демонстрационные пособия: мультимедийная презентация, набор фотографий, выставка рисунков, книги о городе;
  • раздаточные материалы: образец письма, фигуры для самооценки, памятки для написания писем.

Презентация

Ход урока Содержание Примечание
Организационный момент - Начинаем наш урок. Сядьте красиво! Настройтесь поработать так, чтобы быть довольными своей работой на уроке и меня порадовала бы ваша работа.

Разговор сегодня важный
Предстоит нам совершить:
Как письмо в конверт бумажный
Написать и положить.

Слайд 1
Словарная работа (повторение) - На уроках русского языка, окружающего мира мы знакомились с эпистолярным жанром.

- Что это за жанр?

- Сейчас мы проверим ваши знания. Ваш результат будет зависеть от слаженной работы всей группы. Обсуждаем вместе, выбираем ответ? Нажимаем на пульт.

Тест: “Верно ли?”

(Дети выбирают ответ: ДА или НЕТ)

- Верно ли, что АДРЕСАТ – это отправитель письма? (Нет)

- Верно ли, что ПОЧТАЛЬОН – ЭТО ЧЕЛОВЕК, доставляющий по адресу почтовые отправления? (Да)

- Верно ли, что ПОЧТОВАЯ МАРКА на конверте для красоты? (Нет)

- Верно ли, что слова АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ имеют одинаковое значение? (Нет)

- Верно ли, что ИНДЕКС – это цифровое условное обозначение населённого пункта? (Да)

- Верно ли, что АДРЕС – это пункт назначения письма? (Да)

- Подведем итоги: встаньте ребята той группы, кто на все вопросы дали правильные ответы. А теперь встаньте те, кто допустил лишь 1 ошибку. Молодцы!

 

 

 

 

Интерактивная доска

Определение темы урока, задач урока - Ребята, у нас сегодня не просто урок, а творческая мастерская. “Что же мы будем создавать?” - спросите вы.

А вы как думаете?

Ответы детей. (Писать письмо)

Тема: “Письмо…”, а о чем оно будет, узнаем позже.

- Попробуйте сформулировать задачи урока: повторить…(какие бывают письма, структуру письма, всё что мы знаем о письме)

научиться…(писать письмо)

оформить…(письмо)

- Сегодня, когда информация передается мгновенно с помощью Интернета, мобильных телефонов, люди утрачивают потребность в написании писем, так как оно требует временных и душевных затрат.

- Как вы думаете, а нужны ли письма современным людям? (Ответы детей)

- Но только в письме мы можем поделиться переживаниями, выразить чувства, “излить душу”.

Слайд 2

 

 

 

 

 

Слайд 3

Актуализация знаний - Какие бывают письма?

(Личные, официально-деловые, художественные, поздравительные, просительные и другие)

- А какими были первые письма? (Рисуночные)

Вспомните, как об этом забавно рассказал Джозеф Редьярд Киплинг в своей сказке. “ Как было написано первое письмо”.

Эта сказка о том, как девочка нарисовала письмо, и что из этого вышло, когда разные люди это письмо по-разному прочитали.

- Я приготовила для вас рисуночное письмо. Попробуйте догадаться, о чем я вам написала.

(Дети высказывают свои предположения)

- Да, рисуночное письмо не расшифровать однозначно! Хорошо, что теперь мы с помощью слов можем точно передавать свои мысли.

- Оказывается, мое рисуночное письмо содержало такую информацию: Коротышки прислали письмо ученикам школы 29.

- Вот оно.

Каждая группа получает образец письма Коротышек.

(Зачитывает письмо хорошо читающий ученик)

Здравствуйте, ребята!

Пишут вам коротышки из Цветочного города. Коротышками нас прозвали за то, что мы очень маленькие, ростом с небольшой огурец.

В городе у нас очень красиво. У каждого дома растут цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Даже улицы называются именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. Город наш стоит на берегу ручья. Этот ручей называется Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья растут огурцы.

Мы увидели ваш город на карте. Нам понравилось его название: Северодвинск.

Напишите, что у вас за город, где находится, что интересного в нём есть.

Будем очень ждать вашего ответа.
До свидания!
Коротышки из Цветочного города.
12.05.2010

- О чем это письмо?

Вы знаете, что письмо – это текст, а, значит, имеет свою структуру.

Давайте вспомним.

1. Вступление. (Приветствие, слова благодарности)

2. Основная часть

3. Заключение. (Пожелания, слова прощания)

- Давайте попробуем найти эти части в письме коротышек.

(Дети зачитывают, отмечают карандашом части письма)

- С какой просьбой обращаются к нам коротышки?

Значит, уточним тему нашего урока: “Письмо о родном городе” И писать мы будем коллективное письмо от всего нашего класса, работая в группах.

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

Слайд 7

Доска школьная (рисунки детей)

Физминутка Прогуляемся по улицам родного города, подумаем о том, что можно написать о нем. Но не забудем о правилах дорожного движения.

Игра “Светофор”

Мы шагаем по улицам города классно,
Но самое главное, что безопасно.

Если на светофоре красный свет, то вы должны стоять; если желтый, то приготовиться, встать на носочки; если зеленый, то маршируем.

Слайд 8 (музыкальное сопровождение)
Работа над составлением письма - С чего мы начнем наше письмо? (Предложения детей)

Обобщаю сказанное, показываю слайд.

Здравствуйте, Коротышки!!!

Мы очень рады были получить ваше письмо.

С удовольствием вам отвечаем.

- Итак, вступление у нас есть.

- Над основной частью вы будете работать самостоятельно.

- Как можно закончить наше письмо?

- Я предлагаю такой вариант. Вы с ним согласны?

Ну, всё, пишите, пока!

Выслушиваю мнения детей и предлагаю исправленный вариант.

Вот такой наш город. Мы его очень любим. Напишите нам, пожалуйста, о жителях вашего города. Будем с нетерпением ждать ответа.

До свидания!
Ученики 3 “Б” класса школы №29
города Северодвинска

- Заключение тоже есть.

- Приступаем к работе над основной частью.

- О чем мы в ней будем писать? (Ответы детей)

- Чтобы ничего не забыть и рассказать, как можно больше о нашем городе, предлагаю поработать в группах:

Работа по группам:

(Вы расскажете о …(1 группа)

Вы вспомните историю. (2 группа)

Вы напишите о …(3 группа)

А вы поведаете о том…. (4 группа)

  • Месторасположение города.
  • Из истории города.
  • Достопримечательности.
  • Предприятия
Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах по составлению основной части письма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка для глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение готового письма

Каждая группа получает листок с заданием.

Попробуйте подобрать опорные слова по своей микротеме. (В помощь детям фотографии)

Дети обсуждают в группах опорные слова по своей теме.

Проверка (называют подобранные слова), дополнение детьми других групп.

- Проверьте правильность написания опорных слов на ваших компьютерах.

- Теперь, пользуясь опорными словами, составьте 3-4 предложения по своей теме и наберите текст на компьютере.

(Дети в группах составляют предложения по своей микротеме)

Электронная физминутка “Конверт”.

- Пока идет обработка материала и наше письмо собирается в единое целое, послушаем, какие интересные сведения о письмах нашли ребята.

Рубрика “Знаете ли вы…”

- Знаете ли вы, что люди для общения сначала использовали предметы, которым придавали определенное значение. Стрела могла быть известием о войне, засохшая ветка – о болезни старшего в племени вождя. Письмо больше напоминало посылку.

- Знаете ли вы, что были и глиняные письма, их писали тонкой палочкой с острым наконечником.

- Знаете ли вы, что у инков письмо называлось “кипа”, т.к. состояло из веревочек и множества узелков на них, которые вязались к одной толстой веревке. Количество узелков доходило до 200.

- Знаете ли вы, что на Руси в древние времена материалом для письма был пергамент, но он был очень дорог. Береста была доступнее. Первые сохранившиеся памятники русской письменности – летописи – датируются 11 веком.

- Знаете ли вы, что интересным был способ запечатывания писем, особенно личных: растопленный воск прижимался перстнем.

    - Итак, письмо готово.

Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Представители от экипажа выходят, и каждый зачитывает свою часть.

Здравствуйте, Коротышки!!!

Мы очень рады были получить ваше письмо.

С удовольствием вам отвечаем.

Наш город расположен в устье Северной Двины, где река впадает в Белое море. Местность у нас болотистая. Кругом много лесов. (1 группа)

Первые строители прибыли сюда на пароходе “Иван Каляев”. Первоначально наш город был посёлком и назывался Судострой. Потом он стал называться Молотовск. Теперь – Северодвинск. (2 группа)

Много у нас достопримечательностей: памятник первостроителям города, М.В. Ломоносову, В.И. Ленину. Любим мы наш Краеведческий музей, Драматический театр, Парк культуры и отдыха. (3 группа)

В нашем городе есть большие промышленные предприятия: СМП, “Звёздочка”, СПО “Арктика”, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2. Ещё у нас есть молокозавод, хлебокомбинат мясокомбинат, тепличное хозяйство. (4 группа)

Вот такой наш город. Мы его очень любим. Напишите нам, пожалуйста, о жителях вашего города. Будем с нетерпением ждать ответа.

    До свидания!
    Ученики 3 “Б” класса школы №29
    города Северодвинска

- А что надо с письмом сделать, чтобы его отправить? (Вложить в конверт, правильно подписать, наклеить марку.)

- А чтобы коротышкам было интереснее и понятнее читать наше письмо, вложим в него ваши рисунки о городе.

Слайд 12

 

 

 

 

Документ на ПК.

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

Слайд 13 (музыкальное сопровождение)

Сбор частей письма на головном ПК и печать готового письма.

 

Выступают ученики

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

Домашнее задание - Поднимете руку, кто из вас когда-нибудь получал письма, адресованные именно вам?

- А скоро каждый из вас получит по почте письмо. С каким интересом вы будете каждый день заглядывать в свой почтовый ящик, ожидая письмо. С каким нетерпением будете вскрывать конверт, чтобы прочесть, о чем написал ваш друг.

Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг.
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Домашнее задание: написать письмо своему другу.

- О чем можно написать своему другу? (Ответы детей)

С собой вы возьмете памятку, которая поможет правильно написать письмо. Обратите внимание: на обратной стороне памятки есть правила искусства написания писем.

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2, 3

Итог, рефлексия - Ребята! Вот и подошел к завершению наш урок.

- О чем вы сегодня узнали и чему научились?

- А теперь самый главный вопрос. У кого появилось желание написать письмо?

Самооценка:

Красныйя не работал на уроке и ничего не запомнил;

Желтый – мне было интересно, но был не всегда активен;

Зеленый – я надолго запомню этот урок и расскажу о нем родителям и друзьям.

- Вы хорошо потрудились. Решили все поставленные задачи.

- Наша мастерская закрывается. До новых встреч!

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

Слайд 16