Инновационный подход в проведении предметных и тематических недель в образовательных учреждениях

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Предметные недели в образовательных учреждениях общего и среднего профессионального образования - хорошая традиция, которую необходимо поддерживать и развивать. Как правило, предметные недели - это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в физико-математической, либо в другой области учебной деятельности.

Предметные недели, дополненные тематическим неделями, являются особенностью ГБОУ СОШ “ Школа здоровья” № 1349, работающей в режиме школы полного дня. Только в 2010-2011 учебном году в школе было проведено 8 предметных недель: неделя математики, неделя информатики и физики, неделя русского языка, неделя литературы, неделя английского языка, неделя технологии, изобразительного искусства и МХК, неделя истории, неделя ОБЖ и физической культуры. Предметные недели были дополнены и расширены тематическими неделями – это неделя Космонавтики, посвященная 50-ю полета Ю.А.Гагарина в космос, неделя Памяти и жизни, посвященная Дню Великой Победы, а также неделя психологии и здоровья, которая отражает статус школы в широком понимании слова “здоровье”.

Предметная неделя в школе – это не только учебное, внеурочное и внеклассное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели; это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими идеологическими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненной решению этих задач, рационально встроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов и т.п. Тематические недели интегрируют все общеобразовательные предметы, несут в себе мощный энергетический заряд, а главное, объединяют не только учащихся средней и старшей, но и младшей школы и формируют целостный, панорамный взгляд на мир и человека. Для современного образования очень важно показать обучающимся, что все получаемые знания по любому предмету взаимосвязаны и нельзя знания по тому или иному предмету воспринимать как отрывочные мозаичные сведения, получаемые в разные годы обучения; они являются частью единого блока знаний, формирующих целостный взгляд на мир. Предметная, а особенно тематическая неделя помогает решить эту задачу. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например, русский язык, иностранные языки, литература, история - являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действия.

Кроме того, продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины, а совершенно с другой – творческой или прикладной. Задача перед преподавателями стоит не из легких – “сломать” стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.

Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным, нам кажется, формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной либо тематической недели как нельзя лучше решают эту задачу.

По своему месту в учебном процессе предметные недели могут быть интегрированы в урочную и внеурочную деятельность, что требует четко продуманной теоретической и практической организации недели, их планирование и подготовку. Предполагается активное участие и взаимодействие практически всех преподавателей школы

Опираясь на многолетний практический опыт, предлагаем схематический план проведения предметных и тематических недель, а также демонстрируем конкретные планы их проведения. (приложение 1-4)

Схематический план дня предметной недели выглядит следующим образом:

Во-первых, по структуре дня:

  1. Первая половина дня – учебные мероприятия по предлагаемой схеме проведения недели.
  2. Вторая половина дня – учебно-развлекательные мероприятия (учебные конкурсы, викторины, круглые столы, диспуты, турниры, марафоны и пр.).

Во-вторых, по дням недели:

  1. Начало недели – дается установка и определяется план- программа недели.
  2. Конец недели – кульминация. Проходит завершающее мероприятие – концерт, конференция и т.д. (приложение 1-4)

Организация и проведение подобного рода программы требует от преподавателей изобретательности, а также определенных временных затрат. Однако все это окупается сторицей - живым откликом со стороны учеников, их растущим интересом к учебе.

Собственно предметная неделя чаще всего требует особой подготовки внеурочных занятий и внеклассных мероприятий. Но это вовсе не значит, что преподаватель по своему желанию не может провести нестандартный урок, просто преподаватели-предметники, готовящие неделю, определяют заранее специфику и особенность различных занятий. Основными учебными мероприятиями во время проведения предметной недели являются олимпиады, конкурсы, презентации, концерты, конференции, участие в различных окружный и городских мероприятиях.

Большое внимание уделяется оформлению недели: это и план недельных мероприятий, реклама недели, стендовые задания, просто интересный познавательный материал, специальные выпуски школьных газет и т.д.

Предложенные методические рекомендации по проведению предметных и тематических недель не есть обязательное, безоговорочное руководство к действию, но может оказать посильную помощь каждому преподавателю. Методические объединения преподавателей школы, участвующие в разработке и проведении предметных недель, одним из основных принципов своей деятельности считают творческий характер подобных мероприятий. Каждая предметная неделя не должна повторять предыдущую, но все вместе они должны представлять целостную систему учебно-методической работы в школе.