Занятие по экологии в детском саду на тему "В гостях у лесовичка"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Актуальность: начиная с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с процессом получения меда в условиях естественной среды живой природы и его лечебных свойствах, что особенно важно для жителей Якутии, где в связи с суровыми климатическими условиями слабо развито пчеловодство.

Цель: Формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают цветочный сок-нектар, из которого получается мед). Расширить знания детей о меде, его полезных свойствах.

Мы предположили: занятие по экологии “В гостях у Лесовичка” будет способствовать качественному расширению, углублению, систематизации чувственных представлений дошкольников о пчелах и продуктах пчеловодства.

Предварительная работа:

  • Рассматривание и чтение энциклопедий раздел: насекомые, пчелы.
  • Беседа на тему “Чем полезны мед и продукты пчеловодства?”.
  • Наблюдение за пчелами в природе, во время прогулки

Задачи:

  • Уточнить представление о пчелах, их отличие от других насекомых.
  • Развивать речь детей, обогащать их словарь новыми словами (пчеловод, пасека, улей, соты).
  • Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение ко всему живому.

В своей работе мы опирались на труды:

  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 184 с.

Демонстрационный материал: письмо, картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечика, пчелы, стрекозы, бабочки), бумажные цветы, соты настоящие и картинка, баночки с разным медом, изображение улья и дупла, аудиозапись “звуки леса”.

Раздаточный материал: шапочки пчел, печенье с медом.

Ход занятия

Воспитатель: Дети к нам в детский сад почтальон принес письмо оно от Лесовичка, воспитатель зачитывает его.

“Дорогие ребята приглашаю вас к себе в гости на лесную полянку, вас ждет много интересных и веселых заданий, игр.”

Воспитатель: Давайте отправимся в лес на поезде. Поезд едет “чух-чух-чух”. Остановка на поляне, на которой много цветов.

Звучит аудиозапись “Звуки леса”. Детей, встречает Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте дети! Я очень рад, что вы приняли мое приглашение и приехали ко мне в гости на лесную полянку ,предлагаю вам присесть и отдохнуть.

Лесовичок: Что вы видите вокруг?

Назовите лесные цветы. Какие они? Кого они привлекают? Каких насекомых вы видите на цветах? Для чего цветам нужны насекомые? Лесовичок выслушивает ответы детей.

Лесовичок показывает баночку с медом.

Что это дети? Кто любит мед больше всего на свете? А вы знаете, где медведь мед берет, и кто мед готовит?

Лесовичок рассказывает о пчелах, о растениях – медоносах. Во время своего рассказа Лесовичок показывает иллюстрации: пасеки, ульев, пчеловодов.

Лесовичок читает стихотворение М. Бородницкой.

“Разговор с пчелой”.

Меня ужалила пчела.
Я закричал “Как ты могла?”
Пчела в ответ “А ты как мог!”
Сорвать любимый мой цветок.
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен
Я берегла его на уж-жин!

Лесовичок: Как вы думаете, почему нельзя рвать цветы?

Ответы детей.

Игра “Что сначала, что потом”.

Лесовичок предлагает детям 6 картинок, 6 стадий появление пчелы.

Дети должны разложить картинки по порядку. Ребенок берет нужную картинку и рассказывает, что происходит с пчелой на этой стадии.

Физкультминутка “Пчелы на полянке”.

Утром пчелки проснулись. (Встают и протирают глазки.)
Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись. (Умываются.)
Два – изящно покружились. (Кружатся.)
Три – нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают.)
На четыре – полетели. (Летают и жужжат.)

Лесовичок: Дети давайте присядем и отдохнем, послушаем, как пчелы делают мед. Пчелки хоботками всасывают сладкий сок (нектар) из глубины цветка и несут его в свой дом улей или дупло дерева. Там закладывают нектар в соты, которые заранее делают из воска. Лесовичок показывает соты настоящие и картинку.

Лесовичок: Как вы думаете, какие пчелы живут в дупле (дикие), а какие в улье (домашние)?

Игра “Пчелки в домики”.

В разных местах комнаты воспитатель ставит “улей” и “дупло”. Дети делятся на две команды мальчики – дикие пчелы, девочки – домашние пчелы.

Пчелки, пчелки вы летайте.
Мед для деток собирайте. (Пчелки, кружатся, летают.)

Пчелки вы домой летите
Деткам меду принесите. (Пчелки летят в свои домики.)

Лесовичок: Молодцы много меда собрали! Мед очень полезный и вкусный, пчелы им питаются. А чем он полезен людям? (ответы детей, если дети затрудняются Лесовичоч им помогает).

Игра: “Слова”.

Лесовичок говорит детям слова, а дети угадывают какие подходят пчеле.

Слова: муравейник, порхает, мед, красная спинка, пасека, улей, стрекочет, паутина, соты, жужжит, нектар, пыльца.

Лесовичок: Ребята понравилось ли вам у меня в гостях, что нового узнали?, что понравилось больше всего?.

Лесовичок угощает детей сладкими гостинцами с медом.