Урок-обобщение по математике. Тема: "Интеграл. Площадь криволинейной трапеции". 10–11-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 10, 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (450 кБ)


Урок проводился (1 час 20 мин) в группе 1 курса по специальности «Налоги и налогообложение» в  Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования г. Москвы «Финансовый колледж № 35».

Цели и задачи урока:

  • Обучающие:
    • повторить теоретический материал;
    • обобщить и систематизировать знания для нахождения первообразных;
    • отработать навыки вычисления интегралов и площадей криволинейных трапеций.
  • Развивающие:
    • развить навыки самостоятельного мышления;
    • развить интеллектуальные навыки, внимание, память;
    • развить информационную и коммуникативную культуру обучающихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать математическую культуру обучающихся;
    • повысить интерес к изучаемому материалу;
    • побуждать к само- и взаимоконтролю, самостоятельности, упорство в достижении цели.

Оборудование: кодоскоп, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, тесты для каждого обучающегося.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений, навыков.

Формы: работа в парах,  группах, фронтальная, индивидуальная, работа в команде.

План урока:

I. Вводномотивационная часть (проверка д/з, сообщение цели занятия, мотивация, активизация внимания и мыслительной деятельности через систему устных упражнений, повторение теоретической части, задания для применения правил нахождения первообразных, задания на внимательность).

II. Операционная часть:

а) проведение теста с самопроверкой;
б) проведение математической эстафеты (работа в командах);
в) вычисление площади фигур по готовым чертежам (работа по индивидуальным карточкам, работа с классом);
г) «Шифровка»  – необходимо расшифровать фразу знаменитого ученого М.И. Лобачевского (работа в группах).

Ответ: Математика – это язык, на котором говорят все точные науки.

III. Рефлексивнооценочная часть (выставление оценок, итог занятия, выводы, домашнее задание).

ХОД УРОКА

I. Вводномотивационная часть

1. Приветствие, обучающимся сообщается тема урока и цель урока. (Слайд 2)

2. Проверка д/з (заранее  на доске, два студента записывают решения д/з с подробным объяснением его выполнения)

3. Устная работа.

Преподаватель: Что нам необходимо вспомнить для того, чтобы добиться поставленной цели?

Преподаватель задает вопросы.

3.1.  Дайте определение первообразной.
3.2. Сформулируйте основное свойство первообразных.
3.3.  В чем заключается геометрический смысл основного свойства первообразной?
3.4. Сформулируйте три правила нахождения первообразных.

4. Устная работа (слайд № 3). Учащимся предлагается несколько функций.

Назовите  номера тех  функций, первообразная  которых находится только по одному из правил:

а) по правилу суммы;
б) по правилу умножения на постоянный множитель;
в) по правилу сложной функции.

И почему? Поясните свой ответ.

5. Найти соответствие. (На слайде даны функции и соответствующие им первообразные. На интерактивной доске с помощью функции карандаш найти и провести к данной функции соответствующую первообразную)  (Слайд № 4)

6. Что такое интеграл? Найти ошибку. (Слайды № 5-6)

7. Что такое определенный интеграл?
Какова формула вычисления определенного интеграла.

II. Закрепление теоретического материала

Рассматривается два примера на вычисление определенных интегралов с последующей проверкой (учитель сдвигает шторку вниз). (Слайды № 7-8)

III. Операционная часть

1. Работа  в парах

Провести тест с самопроверкой. На парте заранее подготовлены листы с заданиями, перевернуты заданиями вниз. По команде преподавателя студенты приступают к выполнению и через 12-15 мин обмениваются листами и выставляют оценки по следующим критериям «5» – все правильно выполненные задания , «4» – за 3 любых верно выполненные задания , «3» – за 2 любых задания. Результаты теста представлены на интерактивной доске (на слайдах № 9-10). Затем передают преподавателю для дальнейшей обработки.

2. Работа в командах

Математическая эстафета

Работа в командах. На последней парте каждого ряда находится листок (Приложение 1) с 8 заданиями (по 2 вопроса на каждую парту). Первая пара учащихся, выполнив любых два задания (заполняет прямо на листе), передает листок впереди сидящим. Работа считается оконченной, когда учитель получает листок с правильно выполненными 8 заданиями.
Побеждает та команда, которая раньше всех решит все задания. Проверка работ осуществляется с помощью таблицы, тремя студентами (Приложение 2).

3. Работа по индивидуальным карточкам (3-4 человека), работа с классом

Работа по карточкам (3-4 студента получают карточки и прозрачную пленку, на которой маркером студенты вычисляют площадь, затем производят  разбор на кодоскопе).
В это время к доске вызывается ученик для нахождения площади криволинейной трапеции по готовому чертежу (слайд № 11).

4. Работа в группах

Шифровка по теме «Первообразная и интеграл»

Сегодня на уроке нам предстоит поработать шифровщиками. Для этого вам понадобится разделиться на 5 групп. Каждая группа получит задания, решив которые, с помощью ключа, сможет расшифровать буквы. Эти буквы необходимо записать на доске (каждой группе выдаётся мел определенного цвета) в том порядке, в котором они были получены. Если все задания решены верно и верно определены буквы, то в результате наших совместных усилий мы сможем прочесть высказывание знаменитого ученого М.И. Лобачевского (Приложение 3).

ОтветМатематика – это язык, на котором говорят все точные науки.

IV. Рефлексивнооценочная часть

1. Подводится итог урока.

Обучающиеся отвечают на вопрос: Что было сделано на уроке?

2. Выставление и комментирование оценок за работу на уроке.

3. Д/з на (слайде №12) Творческая работа (сдать через 2-3 недели). Найти объем апельсина, используя "Метод исчерпывания"  Архимеда.

Источники:

  1. Математика. ЕГЭ-2008. Вступительные экзамены. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.  «Легион», 2008 г.
  2. CD-RОМ. Практикум.  «Математика 5–11. Учебное электронное  издание. Новые возможности для усвоения курса математики. Дрофа»
  3. «Репетиторы Кирилла и Мефодия. Тесты ЕГЭ 2008», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».