Итоговое познавательное мероприятие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста "Академия занимательных наук"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель: Обобщить знания и представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

Задачи:

  1. Расширить знания и представления у родителей и детей старшего дошкольного возраста о великом человеке Поморья.
  2. Развивать любознательность, интерес к научной деятельности Ломоносова через опыты, экспериментальную деятельность.
  3. Обогащать словарный запас у детей словами из области наук, которыми занимался М.В.Ломоносов (глобус, термометр, телескоп, созвездие, электричество, магнит и др.).
  4. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважительное отношение к великому человеку Поморья.

Предварительная работа с родителями:

  • Оформление стенда, посвященного 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.
  • Организация выставки научных книг, посвященных юбилею М.В.Ломоносова.
  • Организация тематической выставки экспонатов из области химии, физики, астрономии, посвященной 300 – летию со дня рождения М.В.Ломоносова.
  • Привлечение родителей к оформлению тематического стенда.

Предварительная работа с детьми:

  • Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста “Великий человек Поморья” (с использованием упрощенной мультимедийной презентации “Великий сын земли Поморской”).
  • Опытно – экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста (опыты с водой, воздухом, песком, бумагой, магнитом; использование микроскопа).
  • Наблюдение за вечерним небом на прогулке (рассматривание созвездий и Луны).
  • Рассматривание иллюстраций “Северное сияние” из цикла “Природные явления”.
  • Просмотр фотоматериалов на тему “Музей М. В. Ломоносова”.
  • Рассказ-беседа библиотекаря Данилюк А. И. с детьми на тему “Детство Михайло Ломоносова”.

Методы:

1. Словесный:

  • рассказ (комментарии к презентации);
  • чтение отрывков из оды М.В.Ломоносова;
  • продуктивные и репродуктивные вопросы.

2. Наглядные:

  • мультимедийная презентация;
  • выставка экспонатов из области химии, физики, астрономии;
  • тематическое оформление зала.

3. Практические:

  • совместная опытно-экспериментальная деятельность;
  • разгадывание кроссворда “Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова” родителями;
  • собирание мозаики детьми.

Ход мероприятия

I. Вводная часть.

Ведущий: Среди славных имен, представляющих русскую науку, есть одно, особенно близкое и дорогое северянам – имя нашего великого земляка – Михаила Васильевича Ломоносова.

И сегодня, уважаемые родители и дети, мы собрались здесь, в этом зале, чтобы вспомнить этого великого человека.

II. Основная часть.

Ведущий: 8 ноября (19 ноября) 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения человека, которого называют “светилом науки”, “солнцем науки русской”, “сыном земли Поморской”.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интересные факты из жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова; его научные труды и заслуги перед Отечеством. Мы проследим вместе с вами, какой яркий след в истории культурного наследия оставил этот великий человек для потомков.

Мультимедийная презентация “Великий сын земли Поморской” (Приложение 1) и комментарии к ней (Приложение 2).

Ведущий: Мы познакомились с жизнью и деятельностью великого помора Михаила Васильевича Ломоносова и сейчас предлагаем вам разгадать кроссворд (дает пояснения по разгадыванию кроссворда) (Приложение3).

Ведущий: Скажите, пожалуйста, какое столичное заведение привлекало М. В. Ломоносова больше всего, когда он покинул отчий дом в 1730 году?

Родители: Славяно-греко-латинская академия.

Ведущий: Правильно. И сейчас мы открываем “Академию занимательных наук имени М.В.Ломоносова”. Предлагаем вам, уважаемые родители и дети, пройти обучение в нашей Академии.

1. Первый урок – “Красноречие и словесность”.

Ведущий: А знаете ли вы, что Михаил Васильевич Ломоносов выпустил в 1743г. “Руководство к красноречию” – это первый русский печатный курс словесности и красноречия. Современному читателю эта книга известна под названием “Риторика”.

И сейчас вам предстоит, уважаемые родители, показать свое красноречие и прочитать широко известные, написанные М. В. Ломоносовым строки из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года”.

(Ведущий предлагает родителям отрывки для прочтения.)

Первый отрывок:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Второй отрывок:

О вы, счастливые науки!
Прилежно простирайте руки
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…

Ведущий: Закончился первый урок в нашей Академии.

2. Второй урок – химия (совместная опытно – экспериментальная деятельность педагога с детьми).

Ведущий: Мы приглашаем вас на следующий урок – урок химии.

Описание опытов:

1-й опыт: на столе стоят 3 емкости разной формы. Дети с помощью воспитателя заполняют сосуды водой.

(Родителям предлагается сделать вывод по данному опыту.)

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится.

2-й опыт: на столе стоят стакан с водой и стакан с молоком. Опускаем чайную ложку в стакан с водой – ложка видна, опускаем ложку в стакан с молоком – ложка не видна.

(Родителям предлагается сделать вывод.)

Вывод: вода прозрачная, бесцветная.

3-й опыт: на столе стоят 3 одинаковых сосуда с водой. Дети совместно с педагогом подкрашивают красителями воду: воду в первом сосуде окрашивают в красный цвет, воду во втором сосуде окрашивают в синий цвет, воду в третьем сосуде – в зеленый цвет.

(Родители делают вывод.)

Вывод: вода бесцветна, но может окрашиваться в нужный цвет.

Завершился второй урок обучения в нашей Академии.

3. Третий урок – астрономия.

Ведущий: Мы приглашаем вас на урок астрономии.

Задание № 1. (Для детей и родителей.)

Назовите планеты Солнечной системы.

(Планеты: Венера, Марс, Сатурн, Нептун, Плутон, Земля, Уран, Юпитер, Меркурии.)

Задание № 2. (Для родителей.)

На какой планете Солнечной системы М.В.Ломоносов открыл наличие атмосферы? (На Венере.)

Задание № 3. (Для детей.)

Какое явление на ночном Северном небе разгадал М.В.Ломоносов? (Северное сияние.)

Ведущий: Мы приглашаем вас на игру “Веселые астрономы”.

(Проводится физкультминутка в форме игры “Веселые астрономы”.)

Ведущий: Для того, чтобы наблюдать за звездами, астроном должен открыть купол обсерватории.

(Играющие разводят руки, согнутые в локтях, в стороны.)

Ведущий: Выдвигаем телескоп.

(Играющие вытягивают шеи вперед, руки остаются в прежнем положении.)

Ведущий: Протираем объектив телескопа мягкой тряпочкой.

(Играющие делают вращательные движения раскрытой ладонью перед лицом.)

Ведущий: Наводим телескоп на звезды.

(Играющие правой рукой имитируют вращение маховика, поворачивают корпус тела то вправо, то влево.)

Ведущий: Смотрим в окуляр.

(Играющие смотрят в кольцо, образованное большим и указательным пальцами.)

Ведущий: А там звезды загораются!

(Играющие попеременно растопыривают пальцы то правой, то левой руки.)

Ведущий: Летают астероиды, проносятся кометы!

(Играющие взмахивают правой и левой рукой.)

Ведущий: Летит космический корабль “Буран”.

(Играющие разводят руки в стороны и плавно опускаются на корточки.)

Ведущий: Космонавт вышел из корабля в открытый космос!

(Играющие имитируют передвижения в космосе.)

Ведущий: Кругом летают летающие тарелки!

(Играющие указательными пальцами обеих рук делают вращательные движения около плеч.)

Ведущий: Падают метеориты. Пошел метеоритный дождь.

(Играющие аплодируют.).

Ведущий: Мы с вами усвоили знания по астрономии и узнали интересные научные астрономические факты, установленные М.В.Ломоносовым.

Вот и закончен третий урок в “Академии занимательных наук”.

4. Четвертый урок – физика.

Ведущий: Мы приглашаем вас на урок физики. Ломоносов говорил: “Стихотворство – моя утеха, физика – мое упражнение”. И сейчас мы продемонстрируем вам некоторые физические опыты.

Первый опыт: (На столе лежат 2 магнита.)

Ведущий: Знаете ли вы, что у любого магнита два полюса: северный и южный. Магниты с одинаковыми полюсами отталкиваются, а с разными – притягиваются.

(Вызываются два ребенка, которые проверяют данный факт.)

Второй опыт: (на столе лежат маленькие кусочки рваной бумаги и пластмассовая расческа).

Ведущий: Давайте проверим, будут ли притягиваться кусочки мелко нарванной бумаги к наэлектризованной о шерстяную вещь расческе.

(Опыт проводит один из родителей.)

Третий опыт: (на столе находится пластмассовая бутылка, на горлышко которой надет воздушный шарик).

Ведущий: (демонстрирует и комментирует свои действия). Бутылка опускается на некоторое время в емкость с горячей водой. Наблюдаем: шарик стал надуваться.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, поднимается вверх и наполняет собой шарик – шарик надувается.

5. Пятый урок – прикладная мозаика.

Ведущий: Мы с вами находимся на завершающем этапе обучения в нашей Академии. Мы предлагаем вам, уважаемые родители и дети, потренироваться в создании мозаичных картин.

(Задание для детей и их родителей. Вызываются 3 пары.)

Ведущий: Кто быстрее соберет мозаичную картину из разрезных открыток.

III. Заключительная часть.

Ведущий: Уважаемые родители, дорогие дети, вы успешно прошли обучение в “Академии занимательных наук имени М.В.Ломоносова”.

– Какие исторические факты, которые вы сегодня узнали, оказались для вас наиболее интересными?

– Хотели бы вы вновь стать учениками нашей Академии?

Ведущий: В связи с успешным обучением в “Академии занимательных наук имени М.В.Ломоносова” вам вручаются дипломы.

Великим сыном Отечества и земли Поморской остался Михаил Васильевич Ломоносов в благодарной памяти потомков.

На этом мы прощаемся с вами. До следующих встреч!

Список использованной литературы.

  1. Андреев – Кривич С.А. “Может собственных платов…”. Юность Ломоносова. – М.: Советская Россия, 1968. – 164с., ил.
  2. Варшавский А.С. Сыны Отечества: Научно – художественная литература. – М.: Детская литература, 1987. – 303с., ил.
  3. Коровина В.И. М.В.Ломоносов. Избранное. – М.: Детская литература, 1976. – 128с., ил.
  4. Курмачева М.Д. Петербургская академия наук и М.В.Ломоносов. – М.: Наука, 1975. – 80с., ил.
  5. Ларин О. Дорога Ломоносова сегодня. – М.: Мысль, 1983. – 176с., ил.
  6. Ломоносов М.В. Избранная проза. / Сост., всуп. статья и комент. В.А. Дмитриева. – М.: Советская Россия, 1980. – 512с., ил.
  7. М.В.Ломоносов. Избранные произведения. В 2-х томах. Т.1. Естественные науки и философия. /Под ред. С.Р.Микулинский. – М. : Наука, 1986. – 536с., ил.
  8. М.В.Ломоносов. Избранные произведения. В 2-х томах. Т.2. История, филология, поэзия. / Под ред. Г.В.Степанов. – М.: Наука, 1986. – 496с., ил.
  9. Морозов А.А. Родина Ломоносова. – Архангельск: Северо – Западное книжное издательство, 1975. – 479с., ил.
  10. Тигин А. На родину М.В.Ломоносова. – Ярославль, 1986. – 15с., ил.
  11. Фиалков Ю. Сделал все, что мог… – М : Детская литература, 1972. – 128с. ил.
  12. Ченакал В.Л. М.В.Ломоносов в портретах и иллюстрациях, документах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1965. – 316с., ил.
  13. Интернет – сайт: htth: // www. Lomonosovo.ru