Наставничество (шефство) в воспитательной системе школы как форма социального партнерства

Разделы: Администрирование школы


В последние годы в нашей стране особенно активно стали развиваться инновационные процессы в образовании. В поисках новой модели обучения и развития детей находятся многие методисты, учителя, ученые.  Но порой в гонке за высокими интеллектуальными и творческими результатами забывается или упускается из виду воспитательный аспект образования.  Еще А.С.Пушкин 200 лет назад заметил, что все беды России происходят по одной причине – по причине отсутствия воспитания. Воспитание является не только главным интегратором, но и главным регулятором человеческих отношений. Но воспитание не может осуществляться стихийно, беспорядочно, нужна четкая и ясная воспитательная программа.

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является создание условий для развития воспитательных систем образовательных учреждений. Стратегическая задача образования – опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы, так чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того чтобы адаптироваться в сегодняшние рыночные отношения, но и активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на большую пользу.

В основу воспитательной системы школы положен тезис о том, что воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. Для становления и развития личности важнейшее значение имеет среда, в которой живет человек. Школьная среда, нравственный уровень школьного общества во многом определяется ценностными установками коллектива школы. Но такие моральные качества, как доброта, ответственность, способность к сотрудничеству с другими, социальная активность и прочее нельзя воспитать в ребенке, лишь путем сообщения знаний о них. Здесь требуется специальный комплекс совместных действий школьников, педагогов, других взрослых.

В результате происходящих в государственной и общественной жизни страны процессов сельская школа осталась на многих территориях единственным влиятельным институтом социализации детей и молодежи. Микромир села, его особенности, традиции, ценности – та благодатная почва, которая может дать богатые всходы на ниве воспитания. И здесь школа не должна быть одинока в своей работе. Мы можем развиваться и совершенствоваться, лишь активно взаимодействуя с окружающей средой,  используя воспитательный потенциал этой среды.
С этой целью на базе школы  была создана муниципальная экспериментальная площадка «Наставничество (шефство) в воспитательной системе школы как форма социального партнерства». (Приложение 1)

Наш проект был направлен на объединение усилий различных структур, всех социально значимых объектов для решения задач формирования личности школьника. Началом всему стала личная инициатива председателя СХПК «Колхоз Барабинский» Р.Х. Горста. Затем к ней подключились бывшие выпускники школы, члены Совета школы, родители, бабушки и дедушки. Первым шагом было создание нормативных документов. Было разработано «Примерное положение о шефстве МОУ Новочановской СОШ». (Приложение 2) В ходе  личных встреч, индивидуальных собеседований с родителями учащихся, уважаемых в селе людей, руководителей учреждений, общественных организаций был составлен банк данных по шефам. Основным критерием было личное желание людей в осуществлении данной деятельности. В целях повышения профессиональной компетентности педагогических кадров по взаимодействию с шефами были разработаны и проведены занятия с классными руководителями по темам: «Как составить программу взаимодействия», «Формы шефской работы». В целях апробации новых форм работы был проведен открытый педсовет с участием шефов.

Осуществляют педагогическое руководство этим процессом классные руководители. Дополнением к «Положению о классном руководителе МОУ Новочановской СОШ» был решен вопрос о премировании тех классных руководителей, кто систематически и успешно осуществляет экспериментальную деятельность.

В целях организации совместной творческой деятельности учащихся, педагогов и шефов классов, их непосредственного общения были проведены Дни дублера с участием шефов, День матери, Новогодние праздники, линейки 1 сентября и Последний звонок. Шефы активно участвовали в репетициях различных номеров художественной самодеятельности, в оформлении костюмов, подготовке и записи музыкального сопровождения. Они оказывали адресную помощь ребятам в решении их личных проблем с учебой, во взаимоотношениях с родителями и одноклассниками; спонсорскую помощь при проведении совместных праздников, в ремонте классных кабинетов, сборке мебели; помогали с трудоустройством в летний период, участвовали в работе Советов класса и классных родительских комитетов, организовывали экскурсии на свое рабочее место, организовывали совместный отдых с детьми и субботники по уборке территории, чаепития, осуществляли премирование детей за хорошую учебу, активное участие в жизни школы и села, добросовестный труд летом, отсутствие правонарушений в летний период и просто поздравляли с праздником.  Ребята же регулярно информировали шефов об их успеваемости, об интересных делах класса, приглашали их на классные и общешкольные мероприятия, поздравляли с праздниками. У нас  сложилось хорошее  сотрудничество учащихся с представителями окружающего социума, выросло число «друзей школы», у  учащихся появился интерес к делам села и непосредственно СХПК «Барабинский», Новочановское сельпо. Некоторые из них высказывают стойкое желание вернуться в село. У большинства детей  сформировано уважительное отношение к своим родителям как труженикам села, к старшим, к людям труда. В течение ряда лет среди учащихся  нет правонарушений. Информация о деятельности экспериментальной площадки неоднократно освещалась в «Школьном вестнике», районной газете «Барабинский вестник», сайте школы.

 Таким образом, сотрудничество, основанное на чувстве сопричастности и ответственности за проблему воспитания подрастающего поколения активно заинтересованно в выработке единой воспитательной политики. А привлечение ресурсов сообщества к поддержке этой политики, способствует взращиванию вокруг школы в сообществе традиции и практики гражданской активности, благотворительности, добровольничества. Происходит расширение воспитательного пространства, расширение сферы совместной воспитательной деятельности. Шефы на личном примере помогают воспитателям и преподавателям корректировать позитивную Я-концепцию воспитанников. Сочетание  же традиций и инновационных тенденций, позволяет достигать совместными усилиями высокого качества в образовании.