Сценарий, посвященный празднику Победы, "Материнские слезы"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление: плакаты-рисунки с изображением женщин (можно использовать презентацию с изображением женщин времен ВОВ).

Представление гостей.

Здравствуйте, дорогие друзья! После затянувшейся зимы наконец дождались мы весны. Уже чирикают с самого раннего рассвета воробьи и синички, радуясь первому теплу, появляются первые проталины, шепчутся парочки в поздних сумерках.

Все как двадцать, сорок, шестьдесят семь лет тому назад. Да-да, и в том, памятном сорок первом году, люди тоже мечтали о счастье, о любви, строили планы на будущее, растили детей. И ничто не предвещало беды...

А 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. И была эта война такой грозной и неожиданной, что многие уходили, даже не простившись с родными. Уходили солдаты на войну. И опять проводы, опять расставания.

Провожали меня на войну,
До дороги большой провожали.
На село я прощально взглянул,
И вдруг губы мои задрожали.

Ничего б не случилось со мной,
Если б я невзначай разрыдался, -
Я прощался с родной стороной,
Сам с собою, быть может, прощался...

Многие ушли на фронт со школьной скамьи. Война ворвалась в их жизнь, разломив ее на до и после. Многие из них не познали любви, не изведали счастья ремесел, рано расстались с юностью, им "досталась на долю нелегкая участь солдата".

Песня "Ах, война, что ты сделала подлая..." (Репродукция картины Дейнеки)

А дома оставались ждать матери. Особая доля выпала матери солдата. Она провожала родную кровиночку на битву, напутствовала, ободряла, лечила раненых, вспоминая своего дитятко ("Может и ему какая-то женщина-мать поможет"), оплакивала убитых.

Уж ты, мило моё дитятко,
Ты бессчастное да бесталанное!
Куды спешишься да торопишься
Изо своего ты дому благодатного,
Изо светлой изо светлицы,
Изо новой да новы горницы?
Без тебя, да мило дитятко,
Стемнеет светла светлица,
Опустеет дом-подворьицо.

Так причитали матери на Руси, провожая сыновей своих во солдаты.

Сегодня мы хотим поговорить о женщинах, матерях, которым выпала нелегкая судьба: быть матерью солдата.

Все мы смотрели кинофильм "В бой идут одни старики". После гибели Смуглянки Кузнечик вспоминает его слова, которые Витька сказал, когда они все вместе прощались на вокзале, уходя на фронт. Они чудили, еще не зная, что такое война. Помните: "Вы посмотрите, как сразу постарели наши матери. Как сразу..."

Что может быть на свете священнее имени матери!..

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам "ма-ма" и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый...

Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же земли, довольно родившей ржи и пшеницы, благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать..."

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: "За Родину-мать!"

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Возможно ли без внутреннего трепета и глубокого сочувствия читать исполненные высокого значения строки:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

Мужчины перед своими любимыми хотят выглядеть только мужественными, только сильными, только несгибаемыми. Возможно, это и делает их мужчинами. И только перед родной матерью не боятся они обнажить свои слабости и неудачи, признаться в своих ошибках и потерях, потому что, как бы далеко не ушли они в своем возрасте и развитии, перед нею они и седые - все равно дети. А уж она понимает сердцем, что бедному да обиженному прежде всего и всех нужнее - мать.

О силе материнского чувства точно и емко сказано в стихотворении Николая Благова "Памятник".

Поставили гранитного навеки.
С винтовкой, честь по чести -
Как в бою.
Мать привезли из дальней деревеньки:
- Ну, узнаешь?
Да вроде узнаю.
А что там вроде!
Если б без оружья
Да если б строгость соскоблить с лица,
Тогда бы стал похожим он на мужа,
А сын другой,
Хотя и был в отца.
Живого разве мыслимо из камня?!
А так похож.
Известно - возмужал...
Да если б сын,
Да встретил мать глазами,
Да разве он на месте устоял!

Да разве расскажешь о том, что выпало на долю матери, когда началась эта проклятая война. Какая безмерная тяжесть легла на ее женские плечи. Один на один со слезами, с не убранными в поле хлебами, с горькой судьбиной. Не покладая рук трудились матери: ткали, пряли, рубили, копали, возили, выращивали хлеб для фронта, шили шинели, начиняли бомбы. Да разве же все перечислишь? А если бы надо было, не раздумывая, пожертвовала мать ради своего ребенка жизнью.

Любимого сына старуха в поход провожала,
Винцо подносила, шелковое стремя держала.
Он сел на коня и сказал, выезжая в ворота:
"Что ж! видно, такая уж наша казачья работа!
Ты, мать, не помри без меня от докуки и горя:
Останусь в живых, так домой ворочусь из-за моря.
Жди в гости меня, как на север потянутся гуси!..."
"Ужо не помру! - отвечала старуха. - Дождуся!"

Два года она простояла у тына. Два года
На запад глядела: не едет ли сын из похода?
На третьем году стала смерть у ее изголовья.
"Пора! - говорит. - Собирайся на отдых, Прасковья!"
Старуха сказала: "Я рада отдать тебе душу,
Да как я свою материнскую клятву нарушу?
Покуда из дома хлеб-соль я не вынесу сыну,
Я смертное платье свое из укладки не выну!"

И смерть поглядела в кувшин с ледяною водою.
"Судьбина, - сказала, - грозит ему горькой бедою:
в неведомом царстве, где небо горячее сине,
он, жаждой томясь, заблудился в безводной пустыне.
Коль ты мне без спора отдашь свое старое тело,
Пожалуй, велю я, чтоб тучка над ним пролетела!"

И матери слезы упали на камень горючий,
И солнце над сыном затмилось прохладною тучей.
И к влаге студеной прильнул он сухими губами,
И мать почему-то пришла удалому на память!..

А смерть закричала: "Ты что ж меня, баба, морочишь?
Сынка упасла, а в могилу не хочешь?"
И мать отвечала: "Любовь, знать, могилы сильнее!
На что уж ты - сила, а что ты поделаешь с нею?
Не гневайся, матушка. Сядь. Подожди, если хочешь,
Покуда домой возвратится сыночек!"

Смерть глянула снова в кувшин с ледяною водою.
"Судьбина, - сказала, - грозит ему новой бедою:
Средь бурного моря сынок твой скитается ныне,
Корабль его тонет. Он гибнет в глубокой пучине.
Коль ты мне без спора отдашь свою грешную душу,
Пожалуй, велю я волне его кинуть на сушу!"

И смерть замахнулась косой над ее сединою.
И к берегу сына прибило могучей рукою,
И он заскучал по родному далекому дому
И плеткой своей постучал в подоконник знакомый.

"Ну! - молвила смерть. - Я тут попусту времечко трачу!
Тебе на роду написали, я вижу, удачу:
Ты сыну, не мне, отдала свою душу и тело.
Так вот он стучится. Милуйся же с ним как хотела!"

Как постигнуть то, что пережило материнское сердце. Если есть ангелы-хранители, то мама - первый среди них. Много горя принесла война нашим людям. Много висков посеребрила проклятая.

"Баллада о красках".

А каково было матерям, ставших свидетелями гибели своих детей. Так и произошло в Краснодоне в 1942 году. Перед расстрелом Любе Шевцовой удалось отправить маме записку: "Прощай, мама, твоя дочь уходит в сырую землю!" А Олег Кошевой мысленно постоянно обращался к матери:

"Мама, мама! Я помню твои руки с того самого мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. Да, до последнего момента, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я помню твои руки...Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была рядом, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами. Ты проводила на войну сыновей - если не ты, так другая, такая же, как ты - иных уже не дождешься вовеки, а если чаша сия миновала тебя, так она не миновала такую же, как ты. Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и чья-то незримая сила поднимает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - все это сделали руки матери - моей, твоей, и его, и её. Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать - не от меня ли, не от тебя ли, не от него ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы. Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости..."

"Мать и сын"

В далекий дом в то утро весть пришла,
Сказала так: "Потеря тяжела.
Над снежною рекой, в огне, в бою
Ваш муж Отчизне отдал жизнь свою".
Жена замолкла. Слов не подобрать.
Как сыну, мальчику, об этом рассказать?
Ему учиться будет тяжело.
Нет, не скажу...А за окном мело,
А за окном седой буран орал.
А за окном заводы, снег, Урал.

И в школу тоже весть в тот день пришла.
Сказала: "Школьники, потеря тяжела.
Отец Володи вашего в бою
Отчизне отдал жизнь прекрасную свою".
И сын об этом от товарищей узнал.
Сидел среди друзей, весь вечер промолчал.
Потом пошел домой и думал он: "Как быть?"
И матери решил не говорить.
Ведь нынче в ночь ей на завод идти.
Об этом скажешь - не найдет пути.

С тех пор о нем и вечером и днем
Они друг другу говорят как о живом,
И вспоминают все его слова,
И как он песни пел, как сына целовал,
И как любил скорей прийти домой, -
И он для их любви действительно живой.
Вот только ночью мать слезу смахнет,
В подушку сын украдкою всплакнет,
А утром надо жить, учиться, побеждать.

Как силу их сердец мне передать!

Мама! Если мы обратимся к этимологическому словарю, то прочтем там, что слово "мама" образовано самими детьми еще на стадии лепета удвоением слога "ма". Это слово почти одинаково произносится на многих языках.

Послушайте, какую силу имеет это слово! Сколько великодушия у женщины-матери, потерявшей своего мужа и малолетнего сына и простившей врага!

"Мария остановилась. Сделала еще шаг вперед. Мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, за кадушку, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению ее лица почувствовал, что его ожидает смерть. Смерть подходила к нему, и он смотрел на нее, невысокую женщину с карими глазами, с крепкими ступнями босых маленьких ног. Она была еле прикрыта пожухлыми от крови лохмотьями, в руках держала вилы, и три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец.

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

- Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии, пронзил ее сердце, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза...

Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого.

Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - все, что она пережила в тяжком своем одиночестве, надломило ее, и ей хотелось выплакать свое горе, рассказать о нем живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И Мария ужаснулась тому, что еще несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему ее чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только светлое, жалостливое слово "мама", та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлебывающийся крик, спасли его".

Прошла война. Не дождались своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники...И до самой смерти своей не верили в их гибель. Надеялись и ждали наперекор злым похоронкам с траурной каймой.

"Баллада о матери"

И хочется верить, что придет время, исчезнут на земле войны. И, может тогда "не выдуманной художниками мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине земли. Соберут все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земли, и, сотворенный гением засияет над землей образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви..."