Методические рекомендации по проведению семинара "Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся"

Разделы: Администрирование школы


Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", организация целенаправленной методической работы по реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательных школах требуют коренного улучшения работы с педагогическими кадрами внутри образовательного учреждения.

Основные требования в примерной образовательной программе основного общего образования предъявляются к планируемым результатам освоения основного общего образования, которые определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Основные трудности в методическом обосновании опыта будут связаны именно с УУД.

Ясно то, что все учителя, сознательно или бессознательно, всё равно эти УУД формировали, ведь писали раньше: образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Теперь учителю предстоит это делать осознанно, ведь конечная цель - научить ребёнка учиться самостоятельно. А это возможно только путём включения его в активную деятельность.

Для того чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД в общеобразовательном учреждении, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации. Умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей методической системы работы по формированию универсальных учебных действий.

Подобная работа даст возможность расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках семинаров, приучает мыслить по-новому.

Целью семинара является формирование умения видеть основных видов универсальных учебных действий.

Мы предлагаем использовать интерактивное обучение. Это связано, во-первых, с тем, что, делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Во-вторых, в такой форме мы идем не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению, тем более, как мы говорили выше, опыт у учителей есть.

Интерактивные методы обучения обладают рядом преимуществ [Панина Т.С., Вавилова Л.Н., 2008; 12-13]:

1. Позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.

2. Повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.

3. Позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения.

Самой распространенной интерактивной формой обучения является групповая работа, в том числе работа малыми группами.

В рамках этого этапа предлагается проанализировать ситуации и найти в них разные виды УУД. В качестве предмета анализа сначала выступят мультфильмы; а затем виды заданий из учебно-методических комплексов.

Работа организуется малыми группами, причем формирование групп может меняться.

План работы семинара

Блок Цветовое настроение "Лакмусовая бумажка"

Цель: определить, какое настроение у слушателей в начале семинара.

Инструкция. Каждый участник семинара получает несколько полосок разных цветов и таблицу с характеристикой цвета. В течение 1 минуты он должен определить, с каким настроением он пришел на семинар, выбрать бумажку этого цвета и прикрепить ее на доску (таблица составлена в соответствии с символикой цвета, но можно ее изменить в соответствии с собственными целями)

Серый цвет Тоскливое, пассивное
Желтый цвет Радостное, бодрящее
Лиловый, фиолетовый цвета Сдержанное
Красный цвет Активное
Зеленый цвет Спокойное
Голубой цвет Мечтательное
Черный цвет Серьезное
Белый цвет Легкое

Блок Теоретический

Цель: познакомить коллег с разными видами универсальных учебных действий: личностными, познавательными, коммуникативными и регулятивными.

Для этого можно воспользоваться следующей литературой:

  1. Виды чтения [Электронный документ] // http://scholar.urc.ac.ru/courses/German/kinds.html
  2. Федотов, А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный документ] // http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/ http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.: ил.

Блок Практический

Этап 1 (приложение 1)

Цель: найти разные виды УУД в мультфильме "Котенок с улицы Лизюкова"

Перед началом просмотра мультфильма коллектив разбивается на 4 группы. Это экономит время, но в то же время способствует продуктивному усвоению теоретического материала.

  • 1 группа отбирает личностные УУД,
  • 2 группа анализирует коммуникативными УУД,
  • 3 группа выписывает познавательные УУД,
  • 4 группа формулирует регулятивные УУД

После просмотра мультфильма один представитель от группы презентует результаты работы, поясняя каждое УУД (это могут быть и те, которые не сформировались): где, в какой части мультфильма можно об этом говорить.

Этап 2 (приложение 2)

Педагогам предлагаются 3-4 задания из математики, биологии, русского языка, технологии (можно взять и другие предметы). Их задача: определить, какие из предложенных заданий направлены на формирование 1-2 видов УУД, а какие предлагают подойти к формированию и развитию УУД комплексно. Работа выполняется в группе, причем состав группы может (и нужно) быть разнообразным. В группу могут входить учителя математики, истории, физкультуры и т.д.

Блок Цветовое настроение "Лакмусовая бумажка"

Цель: определить, какое настроение у слушателей в конце семинара.

Инструкция. Каждый участник семинара получает несколько полосок разных цветов и таблицу с характеристикой цвета. В течение 1 минуты он должен определить, с каким настроением он уходит с семинара.

Этот прием "Лакмусовая бумажка" позволит опередить, насколько данная тема была доступна педагогическому коллективу для понимания. А это очень важно, так как вся работа учителя (урочная и внеурочная) будет направлена на то, чтобы формировать и развивать у учащихся универсальные учебные действия.

Литература

1. Круглый стол. 7 шагов навстречу Новым образовательным стандартам: роль психолога/ Формирование универсальных учебных действий // http://www.socobraz.ru/index.php/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%
B9_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB_7_%D1%88%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2_%
D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%83_%D0%9
D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BC_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%
D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%
BC_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%
D0%BC:_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%
D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0