Урок математики по теме "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока: закрепить и обобщить знания и умения обучающихся по теме «Координатная плоскость»

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • повторить понятия системы координат, координатной плоскости, осей координат, абсциссы, ординаты;
    • закрепить навыки и  умения нахождения координат точек на плоскости и построения точек по заданным координатам.
  • Развивающие:
    • развивать навыки устного счёта;
    • развивать умение выполнять геометрические построения;
    • формировать умение чётко и ясно излагать свои мысли;
    • развивать пространственное воображение, логическое мышление, творческие способности  учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
    • воспитывать уважение к предмету, добросовестное отношение к учебе, ответственность за общий труд.

Оборудование:

  • Компьютер учителя с проектором и экраном.
  • Ученические компьютеры (урок проводится в компьютерном классе).

Время реализации урока: 45 минут

Медиапродукты:

  • тренажер – устный счет в электронной таблице Excel (авторский)
  • наглядная презентация учебного материала в программе PowerPoint (авторский)
  • компьютерный тест в программе «EasyQuizzy» (авторский)
  • электронный практикум в программе «Координатная плоскость» (свободно распространяемая программа, автор – Зубрин Сергей Викторович)

ХОД УРОКА

Этапы урока

Компьютерное обеспечение

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

Цель: организация положительной мотивации к учебной деятельности

У: Здравствуйте, ребята! Хотели бы вы найти клад?
Д: Да, конечно!
У: Сегодня  на уроке мы отправимся в путешествие, где преодолеть все трудности и препятствия нам помогут знания по математике!
А результаты своих поисков записывайте на  листе Дохода: каждый верный ответ – 1 монета (Приложение 1)

 

 

1 слайд Презентации

2. Актуализация знаний (8 мин.)

Цель: повторение теоретического материала по теме «Координатная плоскость», развитие вычислительных навыков.

У: Чтобы путешествие было успешным, к нему надо тщательно подготовиться. Например, рассчитать необходимое количество питьевой воды и продовольствия. Тренироваться в расчетах пойдут 7 ребят за компьютеры на тренажер устного счета (Приложение 2).

Дети считают устно, ответы вводят в тренажер. Результаты смотрят на втором листе программы, записывают в лист Дохода число монет по количеству верных ответов. Капитан проверяет.

У: Необходимо найти и снарядить корабль. Этим заниматься будут 7 ребят, выполняя компьютерный тест.

Обучающие отвечают на вопросы теста за компьютером. Результаты записывают в лист Дохода:  число монет по количеству верных ответов. Капитан проверяет.

У: А мы разгадаем название острова, где спрятан клад. Для этого надо ответить на вопросы диктанта, записывая в лист Дохода буквы ответов.

Диктант с последующей самопроверкой

У: Прочитайте буквы с конца вперед. Какие слова получились?
Д: Система координат
У: Итак, отправимся мы на остров «Система координат»

 

 

Тренажер устного счета на ученических компьютерах (Приложение 3)

 

Компьютерный тест (Приложение 4)

 

 

 

2-17 слайды

 

18 слайд

3. Целеполагание (3 мин.)

Цель: развитие умения самостоятельно формулировать тему и цель урока.

У: Что такое система координат?
Д: Это две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета для каждой из них.
У: Как называется горизонтальная координатная прямая?
Д: Ось абсцисс.
У: Как называется вертикальная координатная прямая?
Д: Ось ординат.
У: Темой нашего урока будет плоскость, на которой выбрана система координат. Какая это плоскость? Сформулируйте тему урока.
Д: Тема урока «Координатная плоскость»

У: Какие две основные задачи учились мы выполнять на координатной плоскости?
Д: Определять координаты указанных точек и отмечать точки по заданным координатам.
У: Какие трудности возникали при решение этих задач? Над чем надо сегодня поработать? Чему научиться? Сформулируйте цель урока.
Ответы детей: Закрепить знания и умения по данной теме.

 

 

19 слайд

 

 

 

 

20 слайд

4. Закрепление знаний. Решение задач (18 мин.)

Цель: развитие навыков и умений в нахождении точек в системе координат,  построении геометрических фигур по заданным координатам и вычислении их площади.

У: К путешествию мы подготовились, название острова знаем, теперь надо определить его месторасположение.
Посмотрите внимательно на слайд и выполните задание 1: запишите в лист Дохода координаты отмеченных точек.

Обучающиеся выполняют самостоятельно, затем по цепочке желающие ответить ученики у компьютера говорят свой ответ и щелчком открывают ответ в презентации, остальные – взаимопроверка.

У: Оцените работу: за каждый верный ответ – 1 монета.

У: Теперь мы знаем, где находится наш остров, поэтому давайте составим маршрут нашего путешествия, посмотрите на слайд, а чтобы пройти по нему надо записать координаты точек пути. Выполните задание 2.

Обучающиеся выполняют самостоятельно, затем 1 ученик у компьютера говорит свои ответы и щелчком открывает ответы в презентации, остальные – взаимопроверка.

У: Оцените работу: за каждый верный ответ – 1 монета.

У: Вот мы и на острове! Но у нас заканчивается запас питьевой воды,  чтобы его пополнить необходимо выполнить задания 3, 4.

Дети находят и записывают в лист Дохода координаты точек, которые лежат на оси абсцисс (задание 3) и на оси ординат (задание 4).
2 человека пишут ответы за доской.

Самопроверка. 2 ученика у компьютера проверяют ответы щелчком мыши.

У: Молодцы! Жажду мы утолили, а теперь хотелось бы и перекусить. Фруктов на деревьях много, но все неизвестные. Чтобы выбрать съедобные, надо выполнить задания 5,6.

Дети находят и записывают в лист Дохода координаты точек, которые лежат во II четверти (задание 5) и в IV четверти (задание 6).
2 человека пишут ответы за доской.

Самопроверка. 2 ученика у компьютера проверяют ответы щелчком мыши.

У: Остров большой и клад искать придется достаточно долго, поэтому нужно позаботиться и о ночлеге. Надо строить хижину! Это дело непростое и работать будем группами. Жилище будет готово, если решите задания 7, 8, 9.

Обучающиеся рассаживаются по группам (4 группы) и решают задачи из учебника № 422(г), 424(г), 425(а)

Каждая группа сдает учителю ответы решенных задач.
3 ученика пишут на доске и объясняют  решение классу. Оценивается работа группы по верно решенным задачам: первая задача – 2 монеты, вторая задача – 4 монеты, третья задача – 6 монет. Результаты каждый заносит в свой лист Дохода.

У: А теперь можем смело отправляться на поиски клада! У нас есть карта с координатами и подсказка: клад зарыт на кончике хвоста Малой Медведицы. Как вы думаете, о чем здесь речь?

Выслушиваются предположения детей...

У: Правильно! В загадке говорится про созвездие Малой Медведицы. Надо его построить – задание 10.

Учитель проверяет построения, первый верно выполнивший задание открывает рисунок в презентации, остальные – самопроверка.

У: Оцените работу: за верный рисунок – 4 монеты.

У: На кончике хвоста Малой Медведицы находится Полярная звезда. Мы нашли клад!!! Видим сундук с золотом, но помним, что самое большое богатство для нас – это знания!

 

 

 

21 слайд

 

 

 

22 слайд

 

 

 

23 слайд

24 слайд

 

 

25 слайд

 

26 слайд

 

 

 

27 слайд

 

28 слайд

 

29 слайд

 

 

30 слайд

5. Практическая работа (8 мин.)

Цель: закрепить умение отмечать точки по заданным координатам, проверить степень усвоения данного умения.

У:Путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться домой, постройте самостоятельно за компьютерами в программе «Координатная плоскость» рисунки по координатам «Самолет» (1 вариант) и «Парусник» (2 вариант).
За каждый верный рисунок – 5 монет.

Обучающиеся работают парами за компьютерами.

31 слайд

Электронный практикум в программе «Координатная плоскость» (Приложение 5)

6. Подведение итогов (2 мин.)

Цель:совершенствовать умения выделять главное на уроке

У: Путешествие закончилось. Вот мы и дома! Подведем итоги.
У: Что такое координаты точки на плоскости?
Д: Это пара чисел, в которой на первом месте стоит абсцисса, а на втором – ордината этой точки.
У: Как определить координаты точки на плоскости?
Д: Чтобы определить координаты точки на плоскости, надо из точки опустить перпендикуляры на координатные оси и определить, какому числу координатной оси соответствует основание перпендикуляра.
У: Как найти положение точки по известным координатам?
Д: Через точки, соответствующие абсциссе и ординате, провести прямые, перпендикулярные осям, и найти точку их пересечения.

7. Рефлексия (2 мин.)

Дети делятся впечатлениями от урока, заканчивают предложения:

  • Мне урок ...
  • Я узнал ...
  • Я научился ...
8. Домашнее задание (2 мин.)

У: В электронном дневнике Дневник.ру в разделе домашнее задание к сегодняшнему уроку прикреплены два файла:
1) «Рисуем по координатам» – даны координаты 10 рисунков, выбрать любые два и построить их в тетради.
2) Программа «Координатная плоскость» – придумать свой рисунок по координатам и сохранить его координаты в файле.
Выполнить одно задание из этих двух (дифференцированный подход)

Листы Дохода сдаются учителю.

У: Спасибо за урок! (32 слайд)