Урок истории по теме "Ответ ровеснику из 1937 года". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Литература – очевидец истории.
М.Цветаева

Цель: Осмысление трагической судьбы страны и человека в период политических репрессий.

Задачи:

Образовательные:

  • углубить и обобщить знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века»;
  • отработать навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий.

Развивающие:

  • развивать умение работать с архивными документами;
  • развивать умение сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение.

Воспитательные:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание исторической памяти и совести.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока.

I. Учитель литературы:

- Тема нашего нетрадиционного урока: «Ответ ровеснику из 1937 года».

Тема загадка, которую мы разгадаем в течение урока.

Эпиграфом мы взяли слова Марины Цветаевой: «Литература – очевидец истории». Что этими словами хотела нам сказать поэтесса?...

- Я с вами согласна. Исторические события подвигли многих великих писателей и поэтов на создание великих произведений. И сегодня мы в этом ещё не раз убедимся…

- Вслушайтесь в слова А Ахматовой:

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы,
Страдания выводят на щеках.

- Что мы слышим в строках этого стихотворения? (страх, страдания)

-В какое историческое время А.Ахматова могла их написать?...

-Да, эти стихи – лик времени, страницы истории, жизнь страны и общества в 30-е годы.

II. Учитель истории:

- Перед вами ставлю следующую задачу: закрепит и углубить знания по теме «Политическая система в 30-е годы XX века». Сделаем мы это необычно…

(слайд, приложение)

Итоговое заседания редакции газеты «Будущее России».

Цель: «Ответ ровеснику из 1937 года».

Отделы редакции

Задания

Архивно-документальный

Изложение проблемы

Политический

Анализ политической ситуации в СССР в 30-е годы XX века

Литературный

Ответ ровеснику

III. Выполнение заданий: (Ответы учеников.)

Учитель истории: Слово сотруднику архивно-документального отдела:

Ученик: В архиве был найден исторический документ – письмо учащегося 9 класса Московской школы Юрия Баранова, датированное 1937 годом, вот его фрагмент:

«Страшное несчастье постигло нашу семью. Папу арестовали по обвинению в самом страшном – во вредительстве. В результате случилось то, чего мы все боялись – папу приговорили к расстрелу. Это неправда…

Не ждал я такого исхода
И горьких не ждал этих слез,
В стану, где кончилась свобода,
Меня этот год перенес.
Но разве сломить нашу силу,
Рукой неверной судьбы?
Пока не увижу могилу,
Своей не закончу борьбы.»

- Мы установили: письмо оставлено без ответа. Наше предложение – написать ответ нашему ровеснику Юре Баранову.

Учитель истории: Ребята, какие слова вы нашли бы для вашего ровесника?...

- Что нужно ему объяснить?...

(Объяснить причины, которые повлияли на судьбу отца Юры.)

- Где искать эти причины?

(В политической жизни 30-х годов XX века.)

Учитель истории: Слово сотруднику политического отдела.

Ученик: (краткий анализ политической ситуации с изложением основных черт тоталитарной политической системы)

- В 1930 году шестнадцатилетний юноша Михаил Лермонтов оставил России поразительное «Предсказание»

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет…
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пищей многих будет смерть и кровь.
Когда детей, когда невинных жен,
Низвергнутый не защитит закон;
И зарево окрасит волны рек
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож.
И горе для тебя! – Твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон.

- Через 100 лет в нашей стране установилась мощная, неограниченная власть Сталина. И народ узнал, зачем в его руке булатный нож: были уничтожены демократические свободы

  • свобода слова, свобода совести;
  • произошло духовное порабощение народа:
  • насаждалась единая идеология;
  • власть в стране была сосредоточена в руках одной партии, которая сохранила её(власть) благодаря насилию, репрессиям.

В Советском Союзе сложился тоталитарный политический режим с его характерными чертами:

(слайд, приложение)

Основные черты тоталитаризма.

  1. насильственное установление власти одной партии;
  2. отсутствие разделение власти;
  3. построение системы массовых организаций;
  4. уничтожение политических свобод;
  5. культ национального вождя;
  6. массовые репрессии.

Учитель истории: Приведите аргументы, доказательства того, что в СССР действительно сложились черты тоталитаризма.

- Объясните значение слова «репрессии».

(Ответы учеников.)

- Слово сотруднику литературного отдела:

Ученик: «Ответ ровеснику из 1937 года».

Юра! Дорогой наш ровесник. У нас с тобой одна удивительная родина - Россия. В её истории много героических и славных страниц. Мы гордимся её прошлым и настоящим.

Но тебе не повезло Юра. Ты родился, когда наша страна была «больна». Сталин и его окружение, одурманенные жаждой власти, уничтожали всех, кто мог хоть в чем-то проявить свою индивидуальность, творчество.

Твой отец разделил судьбу многих людей, канувших в неизвестность, погибших или просидевших долгие годы в заключении.

Десять лет,
Пятнадцать,
Двадцать…
Двадцать лет – по сути, без возврата.
Сколько же сыновей твоих, Россия,
Полегло на Колыме проклятой…
Память о них будет жить в наших сердцах.

Учитель литературы: Жертвами сталинских репрессий посвящены эти памятники, мемориалы. (на слайде, приложение)

А литература запечатлела эту горькую правду истории в своих произведениях, стихах.

(Чтение стихов о сталинских репрессиях).

- Шелестят тяжелые страницы… И вот ещё одна страница о правде 30-х годов XX века.

Можно строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На сенатскую площадь.
Мы не будем увенчаны,
И в кибитках снегами
Настоящие женщины,
Не поедут за нами.
(Наум Коржавин)

- Эти стихи Наум Коржавин написал в годы сталинских репрессий. С каким историческим событием 19 века сравнил он это время?..

- Воспетые Некрасовым, русские женщины поехали к своим мужьям в Сибирь на каторгу. А могли ли это сделать женщины в 30-е годы?

Ученица:

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
(А.А.Ахматова “Реквием”)

Итог: История учит исправлять ошибки, литература – не забывать.