Урок литературного чтения по теме «Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка "Снегурочка"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами содержания программного материала и организации учебной деятельности.

Предметные задачи урока:
Познакомить детей с отражением древних обрядов в народной сказке (тесная связь человека с Природой).
– Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, пьеса, опера).
Работать над языком сказки для раскрытия ее жанровых особенностей и идейно-художественного смысла (сюжет, композиция, стиль).

Личностные УУД.

У обучающихся будут сформированы:
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся:
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные УУД.

Обучающиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
– основам смыслового восприятия художественных текстов;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– использовать речь для регуляции своего действия;

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.

– Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.

II Актуализация знаний. (Предметные результаты: участие в обсуждении, формулирование законов сказки, углубление представлений об особенностях разных типов сказок.)

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.

– Объясните, как вы понимаете это выражение?

Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.

– Какова задача жанра “сказка”?

Задача жанра “сказка” – рассказать читателям, что хорошо, а что плохо.

Рассказать о характерах, поступках, мыслях, чувствах людей и оценить их (что хорошо, что плохо).

– Какие типы сказок вы знаете? Назовите задачи каждого типа сказок.

Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.

О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

– Какие сказки древнее? Почему?

Древнее сказки волшебные, т.к. люди в древности верили в силу природы, поклонялись разным богам, верили в то, что часть предмета может обладать силой целого, верили в различные превращения.

III. Введение в тему урока.

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!

– О каком сказочном герое говорится в этой загадке?

В этой загадке говорится о Снегурочке.

– Сегодня на уроке мы будем читателями и исследователями. А работать будем с русской народной сказкой “Снегурочка”.

– Кому уже знакома эта сказка?

В течение урока нам предстоит выяснить и доказать:

(На доске.)

1. К какому типу сказок относится сказка “Снегурочка”?
2. Каково происхождение этой сказки: древнее или современное?

IV. Работа над новым материалом.

а) Словарная работа (объяснить значение слов и словосочетаний, подобрать синонимы). (Предметные результаты: работа со словом, различение слов и выражений, присущих сказке.)

– Прежде чем работать со сказкой, мы разберем некоторые слова и выражения, которые встречаются в сказке. Попробуйте объяснить их смысл.

Расти не по дням, а по часам – очень быстро;
души не чаяли – очень любили;
студеный ручей – холодный;
дитятко – ребенок;
хворост – сухие ветки;
боязно – страшно.

(Остальные “непонятные” слова разбираются по ходу чтения.)

б) Чтение сказки учителем. (Предметные результаты: осознанное восприятие содержания текста, анализ текста с позиции нахождения черт жанра сказки.)

1) Чтение до последнего абзаца.

– Что хотите сказать? Поделитесь своими мыслями.

2) Чтение последнего абзаца.

– Что хотите дополнить к сказанному?

– Сказка ли это? Докажите.

(Сюжет построен по законам сказочной композиции: завязка, кульминация, развязка.
Использование слов с уменьшительно ласкательным значением; использование повторов.)

– Есть ли в этой сказке признаки народной сказки?

(Встречается разговорная лексика.)

в) Исследование сказки. (Предметные результаты: анализ произведения с целью ориентации в содержании прочитанного, соотношение поступков героев с нравственными нормами, овладение нормами осознанного, правильного и выразительного чтения, устанавливание связей, не высказанных в тексте напрямую.)

– К какому типу сказок можно отнести сказку “Снегурочка”?

Бытовая, т.к. выражает радостное удивление умом и находчивостью героев.

– Докажите текстом выбранный тип сказки.

Стр. 134.

– Как старики лепили Снегурочку? Прочитайте.
– Как этот эпизод характеризует героев?
– Каково происхождение этой сказки? Эта сказка древняя или современная?

Древняя – доказательство на стр. 134.

– Вы обратили внимание, что глава называется “Новые загадки следствия…”. Продолжаем расследование.
– Что же скрывает от нас эта сказка?

В тексте сказки спрятался миф о происхождении цветов.

– Найдите и прочитайте его. (стр. 137)
Слышали о таком цветке – Иван-да-Марья? Знаком он вам? (Это анютины глазки.)

(Физкультминутка.)

Мы Снегурочку лепили.
1, 2, 3. 1, 2, 3.
Ручки, ножки ей слепили.
1, 2, 3. 1, 2, 3.
Как красиво получилось.
Посмотри, посмотри.

V. Творческая работа. (Предметные результаты: восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью и музыкой, приобретение навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, планирования и организации, оценивание результатов своего творчества.)

На доске постепенно открываются портреты с надписями “Драматург А.Н. Островский”, “Композитор Н.А. Римский-Корсаков”, “Художник В.А. Васнецов”.

– Ребята, а родилась эта сказка в самом центре России, на берегу великой русской реки Волги, в Костромской губернии. Снегурочку так раньше и называли – “костромская девушка”. Образ этой девушки вдохновил и вдохновляет поэтов, драматургов, художников, композиторов на создание новых произведений.
– Я расскажу вам о великом русском драматурге А.Н. Островском. Вам еще не знакомы его произведения, с ними вы познакомитесь в старших классах. Каждый год с мая по октябрь драматург Александр Николаевич Островский (1823–1886) проводил в имении родителей в Щелокове, он написал много пьес для театра. Образ Снегурочки пленил его, когда он гулял по тем местам, где по преданиям жила Снегурочка. На берегу Волги до сих пор стоит резная беседка, которая так и называется “Снегуркина беседка”. И, будучи взрослым, Островский пишет пьесу-сказку “Снегурочка”.
– А композитор Н.А. Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера – большое сценическое музыкальное произведение .
– А прекрасные декорации создает художник, хорошо знакомый вам по картинам “Аленушка”, “Три богатыря”, “Три царевны подводного царства”.
– Кто это?
– Правильно! Это – Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Зрители оказались в сказочной стране. До Виктора Васнецова никто не создавал таких великолепных декораций, даже его недруги кричали: “Браво!” .

Вам предстоит сейчас, работая в группах, создать свой образ Снегурочки.

(Работа в группах. Изготовление аппликации “Снегурочка”.)

Выставка работ.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Предметные результаты: оценка знаний, полученных на уроке.)

Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?
– Вам многим была знакома эта сказка. А кому удалось сделать для себя на уроке новое открытие и какое?

Информация о домашнем задании (по выбору учащихся):

1. Стр. 134–137, научиться рассказывать эту сказку.
2. Подобрать легенду о происхождении какого-либо цветка.
3. Если тебе жалко Снегурочку, Ивана да Марью, придумай свое продолжение сказки.