Конспект урока математики по теме "Объемы. Объем параллелепипеда"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Форма учебного занятия: урок изучения нового материала

Цели:

Образовательные:

  • Дать понятие объёма;
  • Сформировать знания об объёмах различных фигур;
  • Учить находить объём параллелепипеда и куба по формулам;
  • Сравнивать объёмы различных ёмкостей.

Развивающие:

  • Содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
  • Способствовать развитию познавательного интереса;
  • Создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
  • Расширить математический кругозор.

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
  • Показать значение математических знаний в жизни, побудить к применению этих знаний в жизненных ситуациях.

ОБОРУДЫВАНИЕ: модели параллелепипеда и куба, сосуды различной формы, вода, песок, формочка, карточки, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд № 2

Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку “5”.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!

а) Проверить готовность класса к уроку;

б) Сообщить тему урока;

в) Сформулировать цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

а) Проверить выполнение письменного задания в тетрадях.

III. Повторение и подготовка к усвоению нового материала. Слайд № 3

1. Устная работа:

А) вычислите:

2. Самостоятельная тестовая работа с последующей самопроверкой:

Выполняют на листочках небольшой тест. Слайд № 4

1) Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него:

А) 12

Б) 8

В) 6

Г) 10

2) У каждого параллелепипеда есть рёбра. Это:

А) Прямоугольники

Б) Прямые

В) Треугольники

Г) Отрезки

3) У куба все рёбра

А) Попарно равны

Б) Разные

В) Равны

Г) Другой ответ

4) У параллелепипеда противоположные грани:

А) Равны

Б) Квадраты

В) Разные

Г) Другой ответ

5) Площадь поверхности параллелепипеда можно вычислить по формуле:

А) S=4 * (a+b+c) Б)

S=2 * (a * b+b * c+a * c)

В) S=abc

Г) S=6abc

КЛЮЧ К ТЕСТУ Слайд № 5

1 2 3 4 5
В Г В А Б

ФИЗМИНУТКА: Рисуй глазами треугольник.

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

IV. Ознакомление с новым материалом. Слайд № 6

Вычислите и расположите трёхзначные ответы в порядке возрастания. Прочитайте, что мы будем учиться вычислять сегодня.

  • 17 * 10 —> ъ
  • 16 * 4 —> у
  • 936 : 3 —> ё
  • 171: 9 —> ж
  • 102 —> о
  • 218 * 2 —> м
  • 555 : 5 —>б

Учитель: Важным свойством тела является его вместимость. Слайд № 7

Вместимость фигуры характеризуют объёмом.

На столе стоят разные по форме и объёму сосуды и сосуд с водой.

Учитель: чтобы понять, какой из сосудов имеет больший или меньший объём, проведём эксперимент с переливанием воды.

В ходе эксперимента выясняется, какой сосуд имеет больший объём, делается вывод.

Учитель: проведём ещё эксперимент (формочка наполняется влажным песком и переворачивается). Какой вывод можно сделать? (песок имеет такой же объём, что и формочка). Слайд №8

Учитель: всегда ли удобно выполнять такие сравнения? (нет)

Учитель: не каждый сосуд можно наполнить водой или песком, существуют геометрические фигуры, объёмы которых можно вычислить с помощью математических формул. Сегодня мы познакомимся с формулами для вычисления объёмов параллелепипеда и куба.

Для начала познакомимся с единицами измерения объёма: Слайд № 9

1 мм3, 1 см3; 1 дм3, 1 м3, 1 км3 (записать в тетради)

Представьте себе кубик с ребром в 1 см (демонстрируется кубик). Если составить фигуру из 4 таких кубиков, то чему будет равен объём? Слайд № 10

Далее демонстрируется кубик с ребром в 1 дм.

В тетрадях запись: 1дм3 = 1л

Учитель: ребята, предложите способ определения объёма параллелепипеда (разбить на кубики). Слайд № 11

ЗАДАЧА: Пусть а=4 см, в=3 см, с=2 см. Разобьём его на два слоя толщиной 1 см. Каждый слой имеет длину 4 см и состоит из четырёх кубиков, значит объём слоя равен 4 * 3=12 см3, а всего параллелепипеда будет (4 * 3) * 2=24 см3. Сформулируйте правило для вычисления объёма параллелепипеда.

На доске и в тетрадях: V= аbc Слайд № 12

Учитель: кто может записать и объяснить формулу для определения объёма куба?

На доске и в тетрадях: V= а3. Слайд № 12

V. Первичное осмысление изученного.

1) работа по учебнику:

а) стр.127, № 819 устно;

б) № 820 (а - в), выполняется самостоятельно, учитель следит за выполнением, оказывает помощь слабым учащимся;

б) № 821 выполняется на доске и в тетрадях;

Васильева Валентина Михайловна 237-824-544

в) №823 выполняется самостоятельно, с последующей проверкой.

2) Практическая работа: раздаются фигуры параллелепипеда, и предлагается выполнить необходимые измерения и вычислить объём параллелепипеда. Вычисления записать в тетради.

3) Занимательные задачи:

а) В противоположных вершинах куба сидят паук и муха. Каким кратчайшим путём паук сможет доползти до мухи? Сколько таких путей? (6) Слайд № 13

б) сколько кубиков вы видите на рисунке? (с одной стороны - 6, а с другой-7) Слайд № 14

VI. Домашнее задание: стр. п.21 (формулы), стр.129, № 840, 841, 842, по желанию предлагаются карточки на повторение. Слайд № 15

VII. Подведение итогов урока.

1) Фронтальный опрос:

А) Фигура состоит из 19 кубиков со стороной 1 см каждый. Чему равен объём фигуры?

Б) В каких единицах измеряется объём?

В) Сколько дм3 в 1 л?

Г) Как вычислить объём параллелепипеда, куба?

2) Рефлексия: Слайд № 16

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Моё настроение…

3) Ресурсы. Слайд № 17