Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25 МБ)


Цели урока:

  • Обучающие:
    • выявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина;
    • показать актуальность этих идей сегодня.
  • Развивающие:
    • развитие умения анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;
    • развитие речи учащихся, навыков работы по рядам, исследовательской работы;
    • развитие ассоциативного мышления.
  • Воспитательные:
    • пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки;
    • увидеть и понять нравственные уроки повести.

ХОД УРОКА

I слайд «Стадия вызова»

Настоящий мастер никогда не поставит точку в своем произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не прекращают. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас с Вами ждет сегодня тоже интересный разговор.

Слайд – японское жилище.

Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги и традиционное японское стихотворение – хокку , написанное в 18 веке японской поэтессой Тие
Скажите, о чем это стихотворение?
Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах, кто обычно этим занят?
Странно, почему же когда окна целы вдруг стало очень холодно? (Холод в душе, с ребенком что-то случилось, дом опустел)
Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда в доме есть дети, звучит детский лепет или смех. И, наоборот, отсутствие ребенка вызывает ощущение пустоты.
А как японское стихотворение связано с повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (холод в душе Самсона после исчезновения Дуни приводит в трагедии).
Итак, тема урока слайд тема, запишите в тетрадь.

II слайд. Стадия осмысления

Диктант «Истина – ложь»

Вопросы:

  • Дочку станционного смотрителя звали Параша.
  • Героя повести зовут Самсон.
  • На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
  • Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
  • Фамилия  гусара была Томский.
  • Смотритель пошел искать дочь в Москву.
  • Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
  • Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
  • В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
  • Дочь так и не посетила могилу отца.

Учитель: Вернемся к теме нашего урока. Как вы понимаете смысл темы? Выставите проблемы, вам понятен смысл слова проблема.

Учитель: Да, правильно. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Я вижу, вы задумались. Хорошо.

Учитель: А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

Учитель: Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности. Одну проблему мы уже затронули, сопоставляя стихотворение и пушкинский текст. Какую? (Проблема отношения детей и родителей)
– А теперь поговорим о тех проблемах, которые помимо этой выделяет Пушкин? Это мы выясним, разгадав тезаурус.

Тезаурус

  • «Любовь»   Дуня и Минский
  • «Война и мир»  отец и Минский
  • «Отцы и дети»  Дуня и Вырин
  • «Выбор пути»  Дуня
  • Маленький человек    Вырин
  • Лишние люди

– Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы кроме одной затронул Пушкин в своей повести.
Разгадайте слепую схему.
– С какими героями мы встречаемся и почему события, которые мы анализируем, сплетает их в треугольник.

– Это главные герои и мы будем говорить о них, потому что они по сюжету связаны между собой.
– Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы понимаете из текста, что такое станция? (Да, это место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей)
– Ребята, во время Петра I был создан документ, в котором было указано распределение чинов от высшего к низшему. Так называемый табель о рангах. Сейчас для вас будет скинута информация. Слайд.
– Сейчас по методу инсерт вы обработаете эту информацию. 
– Назовите мне информацию, которая для вас оказалась новой.
– По данной таблице посмотрите, как называется чин 14 класса?
– Где мы встречаем это словосочетание? (В эпиграфе).
– Как вы поняли из таблицы, какой чин является самым высоким?
– Почему повесть так называется? Почему чин, должность внесены в название и более того в эпиграф? Какая авторская мысль за этим стоит? (Автору важно подчеркнуть, что это чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть)
Он терпел унижение и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, за усталых лошадей, за плохое настроение. На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления.
В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.
Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).

Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания «наполнить сердце состраданием».
По ключевым словам восстановите события начала повести, используя прием «Визуализации».

_________  не проклинал _________, _________ с ними не бранился? _______ в минуту _____ не требовал от _______ роковой _______, дабы ______ в оную _________     _______ жалобу на притеснение ________ и неисправность?

– Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность).

– Итак, в подтверждение этому, хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 года существует музей «Домик станционного смотрителя».

Слайд (музей на станции Выра)

– Повествование ведется с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги там нет, нет станции, нет смотрителя.
– Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя?
– Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья – летом).

Слайд (полная таблица)

Время Дуня Самсон Комната
Май Девочка Свежий Комната с бальзаминами картины
Зима  Девушка Спился Комната без цветов
Конец августа Взрослая замужняя женщина, трое детей Умер Комнаты нет, там живут чужие люди

– Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

– Расскажите о первом появлении Минского, отвечают ли его облик и поведение общеудобному правилу «Чин чина почитай». (Приезжий был в чине ротмистра, при разговоре требовал лошадей, возвысил голос и нагайку)

– Чувствовал ли отец бедный смотритель, что Минский его обманывает и чем грозит его болезнь? (Нет, Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского)

Задание. Составить вопросы по методике «Цветок Блума» по данной ситуации.

Задание по рядам:

I ряд: Притворство гусара

Составляют простые вопросы: Когда гусару стало хуже?
Уточняющее вопросы: Правильно ли я понял, что гусар обманывал смотрителя и его дочь?

II ряд: Встреча гусара и отца

Интерпретационные вопросы: Как сделать так, чтобы попасть к Дуне?
Творческий вопрос: Как вы думаете, чем закончится встреча смотрителя с гусаром?

III ряд: Последняя встреча с Дуней

Оценочные вопросы: Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходства?
Практические вопросы: Как бы я поступил на месте смотрителя?

– Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется? (Бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает)
– Что показал Пушкин из взаимоотношений Вырина и Минского (социальное неравенство, судьбу маленького человека)
– Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек.
– О каком эпизоде идет речь? (В этих смятых ассигнациях отношение к человеку)
– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он маленький человек)

Задание. Составить опорную схему в виде кластера «Образ Самсона Вырина»

– Сейчас я бы хотела, чтобы вы сопоставили две картины.

Слайд

– одна картина Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына»
– вторая картина Помпео Батони «Возвращение блудного сына»

– Мы с вами недавно читали библейскую притчу, а вот как два автора видят эту историю.

Лабораторная работа «Мотив покаяния и прощения»

Лингвистический эксперимент по анализу их сходства и различия.

Работа в парах.

История Дуни История блудного сына
Нищета, комната убрана очень скромно, приезд в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами и с кормилицей с черной Моськой Нищета, трапеза со свиньями, покаяние, возвращение к старику-отцу

– Если еще раз взглянуть на картины художников мы видим, что каждый из детей вымаливает свое прощение.
– Как вы думаете, почему рассказчик часто употребляет эпитет Бедная Дуня? (Она понравилась ему и он жалеет ее).
– Почему уезжает Дуня? Было ли бегство с ее стороны? (Нет, это было похищение, доказательство тому, что отец сам посадил ее в коляску)
– Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора? (Выбор есть всегда. Дуня могла бы остаться с отцом, потому что знала как он ее любил. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все хорошо. Трудность ее выбора в том. Что она любит Минского и отца)

Задание: составить синквейн по образу Дуни, покажите свое отношение к героине.

– Что стало с отцом после похищения Дуни? (Заболел, начал много пить, спился, умер)
– Почему Вырин спился и умер? (Хотя он выдел, что Дуня живет хорошо, он думал о том, что вдруг Минский ее обманет)
– Счастлива ли Дуня? (Мы узнаем, что у нее трое детей). Слайд (Дуня на могиле)
– Почему она плачет на могиле отца? (Ее счастье омрачено тем, что ее совесть не дает ей покоя)
– Хочу спросить вас, так кто же оказался счастливее блудный сын или блудная дочь? (Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня нет)
– Ну и в заключение:
– С какими чувством Дуне жить до конца своих дней? (Осознанием св оей вины перед отцом)
– А теперь о главном. Не забывайте своих родителей, чтобы ни было у вас горьких воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в невнимательности и неблагодарности по отношению к ним. Сейчас пора, когда вы в них нуждаетесь, но придет время, когда они будут нуждаться в вас и ваш долг – не забыть о них.

Слайд.

  • Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.А.С.Пушкин
  • Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно.

Слайд (нравственные уроки по священному писанию).

Слайд.

Рефлексивная минутка

– Предлагаю вам ответить на вопросы:

  • О чем вас заставил задуматься А.С.Пушкин?
  • Какие задания вы выполняли с удовольствием, какие вызвали у вас трудности?

Слайд домашнее задание.

Напишите письмо на выбор

  • Самсону Вырину от Дуни
  • Дуне от себя
  • Родителям от себя

Литература:

Использованы материалы фестиваля «Открытый урок» 565798, 569492, 576970, 2009 – 2010 гг