Спецкурс "Семейная математика". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Подросток часто задаёт вопрос: "А зачем мне все это надо?" Этот вопрос распространяется и на содержание школьных предметов. Поэтому авторы данного курса считают важным показать учащимся практическую направленность содержания школьного курса математики уже в 5 - 6 классе.

Математика как наука возникла из практических потребностей человека, она проникает во все сферы его деятельности. А одним из показателей уровня культурного развития человека является умение применять имеющиеся теоретические знания на практике. Поэтому содержание современного школьного курса математики направленно как на получение фундаментального естественно-научного образования, так и на формирование представлений о математике как о необходимой для каждого человека составляющей общих знаний о мире и понимания значимости этой науки для общественного прогресса.

Цель курса: Организация взаимодействия между участниками образовательного процесса, которое обеспечило бы формирование компетентностей для решения практических задач.

Задачи курса:

  • Формировать практические навыки и надпредметные умения, востребованные в практической жизни.
  • Раскрыть учащимся тесную связь математики с жизнью и их личным опытом;
  • Воспитывать активный познавательный интерес к предмету;
  • Развивать математическое мышление.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, ситуативно-ролевые, игровые, проектный метод.

Формы обучения: групповая и индивидуальная.

Организация курса.

Курс состоит из трёх модулей и рассчитан на 17 часов. Темы модулей: "Ремонт", "Семейный бюджет", "Наше хозяйство" (Приложение 1). Выбор тематики и подбор заданий для данного курса обусловлен тем, что для учащихся 5-6 классов именно эти задания являются наглядной иллюстрацией практической направленности курса математики и у учащихся уже сформированы умения и навыки, которые позволяют им справиться с решением данных задач. В рамках курса используются задачи на нахождение площадей, периметров и объёмов фигур; задачи на части и проценты, на уравнивание; круги Эйлера; масштаб; диаграммы (Приложение 2). Среди подобранных заданий есть задачи аналогичные тем, что предлагаются учащимся на экзаменах по математике в формате ГИА и ЕГЭ.

Содержание курса

"Ремонт". (5 часов) В этом модуле учащимся предстоит находить периметры и объёмы, вычислять площади различных фигур и поверхностей. Выполнять расчет расходных материалов для ремонта.

"Семейный бюджет". (6 часов) В этом модуле учащимся предстоит познакомиться с такими понятиями как, бюджет, банк, кредитование, банковский вклад. Основу данного модуля составляют различные задачи на проценты.

"Наше хозяйство". (6 часов) В данном модуле рассматриваются такие понятия как масштаб, концентрация, процентное отношение.

В конце изучения каждого модуля учащиеся выполняют и защищают проекты по одной из тем.

  • Проект № 1 "Ремонт в моей комнате". Составить план своей комнаты, составить смету ремонта, предложить свои дизайнерские идеи.
  • Проект № 2 "Наш семейный бюджет". Рассчитать семейный бюджет на месяц, составить диаграмму расходов. Оговорить условия какой-либо крупной семейной покупки.
  • Проект № 3 "Моё хозяйство". Составить план своего дачного участка, произвести калькуляцию необходимых расходов на борьбу с вредителями.
  • Проект № 4 "Рецепт самого вкусного блюда". Предоставить рецепт и произвести расчет затрат приготовления своего любимого блюда.

Ожидаемые результаты. Учащиеся смогут осознать практическую значимость изучаемого предмета, применять математические знания на практике, как в быту, так и в будущей профессии, получат навыки исследовательской работы и проектной деятельности.

Литература.

1) Григорьева Г.И. "Подготовка школьников к олимпиаде по математике: 5-6 классы" (методическое пособие) "Глобус", М - 23009.

2) Дорофеев Г.В., Седова Е.А. "Процентные вычисления", 10-11 классы (учебно-методическое пособие) "Дрофа", М-2003.

3) Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. "ГИА - 2009: экзамен в новой форме: алгебра 9-й класс". Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. "Астрель" М. - 2009.

4) Шевкин А.В. "Текстовые задачи" (пособие для учащихся) "Просвещение" М - 1997.

5) http://www.kokch.kts.ru/math/appliedmath.htm

6) http://mykalina.ucoz.ru/