Слова, отвечающие на вопросы: "какой? какая? какое? какие?". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи:  ознакомление с существенными признаками имени прилагательного как части речи; наблюдения над словами - признаками; развитие умения распознавать имена прилагательные среди других частей речи; воспитывать интерес к русскому языку и совершенствовать устную и письменную речь.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!
Готовы ли вы начать урок?
Проверьте все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

А сейчас откроем тетради, запишем дату, классная работа и посмотрим на доску.

2. Минутка чистописания.

Запись на доске.

Ворона, сорока, воробей, дорога, корона, хороший.

Чем похожи данные слова? (Это словарные слова, написание которых надо запомнить, во всех словах есть –оро-)

оро оро роо роо оор оор

Посмотрите на порядок написания букв, пропишите до конца строчку. Запишите данные слова.

Подчеркните, слова, которые обозначают одушевленные предметы зеленым карандашом, а слова, которые обозначают неодушевленные предметы – синим карандашом.

Все ли слова вы подчеркнули? Почему слово хороший не подчеркнуто?

Чем же оно отличается от других?

Определите тему урока.

Открывается таблица на доске. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Сегодня мы познакомимся с такими словами и попробуем доказать, что такие слова тоже необходимы в нашей речи.

3.Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.

Запись на доске:

Вот бежит зверек. У него уши, хвост, рыльце, зубки. Тело покрыто шерстью. На шее галстучек.

Кто догадался, о ком составлены предложения? (Это сделать трудно, есть разные варианты.)

Почему трудно? (Нет признаков.)

Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о лисе? ( Зубки острые, рыльце тоненькое, золотистая шерсть, белый галстучек, пушистый хвост.)

На какие вопросы отвечают эти слова? (какие? какое? какая? какой?)

Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета.)

Что такое прилагательное? Какой вывод можно сделать?

Вывод: слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначающие признаки предметов, называются прилагательными

Назовите тему нашего урока. (Имя прилагательное.)

Сегодня мы начнем подробно изучать имя прилагательное.

Для чего в речи нужны прилагательные?

С какой частью речи чаще всего связано прилагательное и почему?

4.Работа с учебником.

Упр. 288, с. 127 (коллективная работа и выполнение)

С какой частью речи связаны прилагательные?

Почему?

Составим предложения с этими словосочетаниями, подчеркнем прилагательные волнистой линией. (Взаимопроверка.)

Физминутка пальчиковая.

5. Игра «Найди пару».

Подобрать к именам существительным (записаны на доске) имена прилагательные.

Ветер

Утро

Лента

Солнце

Арбуз

Поляна

 сладкий

 синяя

 лесная

 раннее

 сильный

 яркое

6.Самостоятельная работа.

Прочитай сочетания слов. (Сочетания слов написаны на карточках.)

  • блестящий снег
  • морозная погода
  • светлое небо
  • ясные дни

Поставь к словам вопросы. Сначала задай вопросы кто? или что?, а потом – какой? какая? какое? какие?

Запишите так, как в образце.

Образец: (что?) снег (какой?) блестящий 

Составьте предложения с этими сочетаниями, подчеркните основу предложения, а слова – признаки - волнистой линией.

Проверка самостоятельной работы.

Физминутка.

Учитель называет существительное, дети приседают, если называет прилагательное – дети стоя хлопают в ладошки над головой.

7. Итог урока.

Что нового узнали на уроке:

Что такое прлагательное?

Какую роль играют прилагательные в речи?

С какой частью речи связаны прилагательные? Почему?

Что нужно сделать, чтобы правильно подобрать к существительному имя прилагательное?

Оцените свою работу на уроке.

Вам понравился урок?

Каким он был?

Домашнее задание: с.128, упр. 290