"Мой выбор". Внеклассное мероприятие по избирательному праву. 10–11-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Классы: 10, 11


Цель: формирование избирательной грамотности через знакомство с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва.

Задачи: развивать умения использовать различные источники информации, в том числе источники сети Интернет; обобщать, сопоставлять, делать выводы, систематизировать полученные знания; способствовать становлению активной гражданской позиции и уважительного отношения к другой точке зрения.

Оборудование: компьютерный класс с подключением к сети Интернет, интерактивная доска.

Предварительная работа: проведение социологического опроса жителей села Аршаново по следующим вопросам:

  • пойдете ли Вы на выборы 4 декабря 2011 года?
  • за какую политическую партию Вы планируете голосовать?

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа.

1. Работа с эпиграфом. (слайд 2, приложение)

Как вы понимаете слова древнего мыслителя и философа Конфуция «Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по - доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам»?

Предполагаемый ответ: В жизни людей складывается так, что одни управляют, а другие подчиняются. Тех, кто управляет – выбираем мы! От того каким будет наш выбор зависит какие люди придут к власти, каким будет государственная политика.

- Какой вывод можно сделать из этого эпиграфа? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня ? (Ответы учащихся)

- Тема нашего занятия посвящена выборам в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI созыва, которая состоится 4 декабря 2011 года. (слайд 3, приложение) Урок я назвала «Мой выбор». Задача нашего занятия - познакомиться с программными положениями политических партий, баллотирующихся в Думу и сделать свой выбор. Как вы уже знаете, выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.

2. Актуализация знаний

Задание обучающимся: Приведите в соответствие типы избирательных систем (мажоритарная и пропорциональная) и их признаки (слайд 4, приложение). Один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске, комментирует свой ответ.

Вывод: мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. (слайд 5, приложение)

- Пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. (слайд 6, приложение)

III. Работа по теме занятия.

1. Работа в группах.

Поиск информации в сети Интернет.

Задание обучающимся:

А) Сколько политических партий баллотируются в Государственную думу? Назовите их. (слайд 7, приложение)

Через поисковую систему Интернет (Yandex, Google) найти информацию о программных положениях политических партий, баллотирующихся в Государственную думу:

  • 1 группа - КПРФ,
  • 2 группа - ЛДПР,
  • 3 группа - Единая Россия,
  • 4 группа - Справедливая Россия.

Выделить главное, акцентировать свое внимание на экономических и социальных положениях предвыборных программ. Результаты работы представить в виде слайда. Время работы в группе – 15-20 минут.

Б) Презентация групповых работ.

Перед презентацией групповых работ, учитель ставит проблемные вопросы:

  • Аргументы какой политической партии кажутся вам наиболее убедительными, почему?
  • В чем схожи программы политических партий и чем они отличаются?

- Вы услышали основные положения предвыборных программ политических партий, если бы вам было 18 лет, за какую партию вы бы отдали свой выбор и почему? (выступления учащихся «Мой выбор»)

2. Представление результатов социологического опроса

- До выборов осталось две недели. Как настроены жители села? Готовы ли они сделать свой выбор?

Группа обучающихся получила опережающее задание провести социологический опрос жителей села. Предлагалось ответить на два вопроса:

  • пойдете ли Вы на выборы 14 марта?
  • за какую политическую партию планируете голосовать?

Результаты опроса представлены в виде диаграммы (слайд 8, приложение)

IV. Подведение итогов занятия. (выводы учащихся по итогам занятия)

- Подводя итоги занятия, мне бы хотелось узнать ваше отношение к выборам.

 (Предполагаемые ответы обучающихся)

- Я надеюсь, что данное занятие было для вас полезным, полученные навыки работы с программными документами политических партий помогут вам в будущем сделать правильный выбор, так как от нашего выбора зависит, как и в какой стране, мы будем жить.