Деятельность отделения раннего эстетического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

В школе искусств г. Горячий Ключ Краснодарского края отделение раннего эстетического развития (ОРЭР) существует с 1992 года. Оно было первым отделением подобного типа в крае, своего рода экспериментальной площадкой. За это время накоплен большой практический опыт, получивший теоретическое осмысление, выкристаллизовалась четкая структура учебного плана отделения, создана программа комплексного предмета «Живой родник», которая совершенствуется с каждым годом.

Существовавшие ранее подготовительные отделения музыкальных школ, обучение в которых часто просто начиналось на год раньше, давали узкоспециализированную подготовку только детям, обладающим определенными музыкальными данными. Развивать ребенка всесторонне, предлагая ребенку максимально возможный диапазон занятий разными видами искусства, они не могли. При этом при преподавании далеко не всегда учитывались особенности сензитивного периода развития ребенка. Кроме того, современное положение вещей, вынуждающее родителей думать о дальнейшей судьбе сына или дочери и их материальном обеспечении в зависимости от будущей профессии, часто заставляет их недооценивать роль искусства в психологическом развитии ребенка, слишком рано заменять его информационным, изучая только математику, языки, компьютер и т.д. Поэтому подготовительные отделения перестали удовлетворять потребности современных родителей, сократилось число желающих обучаться в школе искусств.

С таким положением вещей мириться ни в коем случае нельзя. Цивилизация признала выдающуюся роль искусства, особенно музыки, в становлении человеческого мозга. Недаром в течение тысячелетий музыка активно участвовала в процессе образования людей, была неотъемлемой частью обучения в любой области человеческой деятельности. Однако в индустриальную и пост-индустриальную эру, а особенно во второй половине XX века появилась прагматическая тенденция вкладывать усилия в практические знания, умения и навыки в ущерб развитию способностей и умственных сил, что постепенно привело к некоторой формализации мышления, выхолащиванию творческого потенциала человека. А это опасно не только для личности, но и человеческого общества в целом.

Именно поэтому в последние десятилетия самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь на музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудностей обучения.

Принципы организации деятельности ОРЭР

В основу организации деятельности ОРЭР положены принципы, позволяющие, на наш взгляд, говорить об инновационном подходе к проблеме развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

1-й принцип: Всестороннее развитие ребенка, предоставление ему максимально широкого диапазона занятий разными видами искусства, возможности пробовать себя во многих видах творческой деятельности.

Для развития детей очень важно приобщать их к искусству, особенно к музыке, как можно раньше. В 4-х летнем возрасте, по утверждению психологов, творческое мышление и воображение ребенка достигают вершины своего развития и заметно угасают к моменту поступления в школу. Дошкольное детство - самое благодатное время для того, чтобы разбудить в малыше задатки различных талантов. Природа внутреннего мира ребенка многообразна, однако четырех-шестилетний ребенок не всегда сразу открывает в себе какое-либо дарование. Именно поэтому на отделении раннего эстетического развития предоставляется максимально широкий диапазон для приложения способностей малыша.

Такой подход не только отвечает тенденциям мировой педагогики в преобладании общего развития над узконаправленным, специальным, но и позволяет практически всем детям найти свое место в мире искусства. «Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на одном, - отмечает Масару Ибука, - с другой стороны, если он преуспеет в одной области, это предаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях». Школа искусств имеет возможность предоставить детям широкий диапазон занятий музыкой, рисованием, хореографией, театром и т.д.

2-й принцип: Целостное развитие способностей детей.

Выявляя физиологические основы общей одаренности, ученые установили, что у большинства талантливых людей левое и правое полушария мозга развиты одинаково хорошо, а человек с развитым межполушарным (так называемым эффективным билатеральным) взаимодействием становится наиболее успешным в жизни. С функциональной асимметрией полушарий связаны конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, конвергентное и дивергентное мышление, первая и вторая сигнальная системы, синтетичность и аналитичность и многие другие психические свойства личности.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Психологами доказана ни с чем несравнимая польза занятий искусством в дошкольном периоде для развития правого, творческого полушария мозга. Однако интенсивное развитие только этого полушария, которое оперирует образом предметов, невербальным, практическим интеллектом, может вызвать низкую успеваемость при современных школьных методиках, трудности в овладении чтением, вербализации пространственных представлений и логического мышления, изобразительно-графических навыков и т. д. Да и что это за музыкант, который не понимает логики построения фразы, ее развития, структуры музыкальной формы; что за художник, не ощущающий композиции и т. д.? Оптимальный вариант - гармонизация межполушарного взаимодействия путем целенаправленного развития памяти, восприятия, мышления и внимания дошкольника.

Поэтому наряду с предметами эстетического цикла на отделении введен комплексный предмет «Живой родник», органично сочетающий развитие как интеллектуальных, так и творческих задатков детей. Являясь своеобразным интегрирующим курсом обучения на ОРЭР, «Живой родник» потому так и назван, что из заложенных именно на нем основ внимания, памяти, воображения, творческого мышления, слуха, чувства ритма, в дальнейшем «вытекает» развитие на отдельных уроках музыки, театра, «Окружающего мира» и многих других предметов эстетического и общеобразовательного направлений.

Таким образом, именно в стенах школы искусств, гармонично сочетающей интеллектуальное и творческое направления деятельности, осуществляется возможность обеспечить «развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» в соответствии с положением Конвенции о правах ребенка (ст.29).

3-й принцип: Применение здоровье сохраняющих методик и технологий в процессе занятий на всех предметах учебного плана.

Применение этих методик и технологий особенно важно в связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, затруднениями в обучении и трудностями в адаптации.

Среди здоровье сберегающих методик и технологий важное место занимает кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Примененяется для стимуляции интеллектуального развития детей, развития межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизации работы полушарий головного мозга, развития способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности мозга». Необходимо учитывать, что кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и комулятивный (накапливающийся) эффект.

Обязательным компонентом уроков на протяжении трех лет обучения являются упражнения на развитие координации и мелких мышц руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (так как при выполнении различных упражнений пальцами индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). И, конечно же, невозможно переоценить роль развития мелкой моторики руки и подвижности кисти для приобретения навыков письма, рисования, игры на музыкальных инструментах.

Особым и очень важным разделом работы, имеющим профилактическую и терапевтическую направленность, является фонопедевтический метод развития голоса по методике В.В. Емельянова (ФМРГ). Применение фонопедических упражнений по системе Емельянова на уроках театра, музыкального воспитания, хора и «Живого родника» дает прекрасный эффект, позволяет использовать их как профилактическое средство для укрепления горла и голосовых связок, психологического расслабления и эмоциональной разгрузки на динамических паузах. Используемые как тренинговая система, лицевая гимнастика и упражнения, облеченные в игровую форму, способствуют подготовке голосового аппарата к работе в певческом режиме, стимулируют мышечные группы, принимающие участие в голосообразовании, формируют эмоционально- образные представления, связанные со специфическими певческими движениями.

Для сохранения физического и психического здоровья используются также упражнения, основанные на методиках Л.Виноградова и психогимнастике М. Чистяковой.

4-й принцип: Осуществление психологического сопровождения педагогического процесса.

Очень важно осуществление этого принципа с момента поступления ребенка на отделение РЭР до выпуска из школы. Здесь можно выделить три важных направления:

  • работа с педагогами;
  • работа с родителями;
  • работа с детьми.

Работа с преподавателями помогает на теоретическом и практическом уровне получать знания о психологических особенностях детей дошкольного возраста. Педагог как личность должен четко осознавать цели деятельности с детьми и способы этой деятельности, четко представлять, зачем нужна эта игра или упражнение, о чем сигнализирует неадекватное поведение ребенка и многое другое.

Работа с родителями ведется также по нескольким направлениям: беседы о целях и результатах диагностических обследований; совместные тренинги детей и родителей по психологическим показаниям; индивидуальные консультации по вопросам обучения и семейного воспитания. Их цель - психопрофилактика и коррекция взаимоотношений детей и родителей, расширение знаний родителей в области психологии ребенка.

Работа с детьми заключается не только в отслеживании процесса развития ребенка, для чего создана четкая система диагностических обследований , но и в коррекционной работе с группами детей, имеющими психологические проблемы (упрямство, робость и неуверенность и т.д.). Психо-физическую диагностику проводит специалист - психолог совместно с педагогами - специалистами в области искусства.

Система игр, упражнений и тестов помогает выявить как общий уровень развития детей, так и их музыкальные способности, цветовую восприимчивость, эмоциональность, ритмичность, способность к координации в пространстве и фантазированию, т.е. природные и приобретенные данные для занятий конкретным видом искусства.

Отслеживание психологических параметров развития детей наглядно демонстрирует результативность работы ОРЭР, позволяет планировать работу отделения с учетом данных диагностики, делать сравнительный анализ развития воспитанников, строить прогнозы на будущее.

5-й принцип: Принцип преемственности в обучении и развитии.

Целенаправленная работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, психологическая диагностика, уроки специализации ( предмет «Ступеньки в мир искусства») по углубленному развитию выявленных склонностей ребенка дает возможность подготовить его к поступлению в школу искусств на такие отделения, как музыкальное (фортепиано, баян, аккордеон, домра, скрипка, хоровое пение, фольклор, флейта и другие инструменты), художественное, театральное, хореографическое, «Культура досуга» (английский, немецкий языки).

Большую пользу в осмыслении и обосновании системы обучения на ОРЭР оказала книга Д. К. Кирнарской «Музыкальные способности», раскрывающая глубинные связи музыкальной, лингвистической, математической и других видов одаренности.

Пользуясь приведенными в ней фактами, данными диагностирования и другими результатами исследований ученых - психологов, легче проводить агитационную работу с родителями потенциальных учеников. Родителей привлекает комплексное развитие ребенка, педагоги в первом классе получают гораздо более подготовленного ученика.

До 90% детей, окончивших отделение раннего эстетического развития, находят свое место в ДШИ, и это не только идет на пользу ребенку, но и обеспечивает школе достойное пополнение контингента.

Цели и задачи отделения раннего эстетического развития

Основной целью отделения раннего эстетического развития детской школы искусств является максимальное раскрытие и умножение заложенных в человеке способностей, воспитание интереса к занятиям искусством на основе целостного развития ребенка.

Поэтому задачами, решаемыми на ОРЭР, можно назвать:

  1. Раскрытие художественных способностей детей как с целью воспитания профессиональных музыкантов, художников, театралов, хореографов и т. д, так и грамотных любителей искусства;
  2. Развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления) детей;
  3. Воспитание произвольности психических процессов и формирование важнейших учебных действий;
  4. Развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного межличностного общения и соблюдения социальных и этических норм;
  5. Формирование познавательного и социального мотивов учения;
  6. Патриотическое воспитание средствами искусства и интеллектуальных игр.

Учебный план ОРЭР

Поставленные цели и задачи обусловили включение в учебный план отделения раннего эстетического развития следующих предметов:

«Живой родник» - комплексный предмет, развивающий интеллектуальные и творческие способности детей, включающий в себя развивающие игры, кинезиологическую и пальчиковую гимнастику, фонопедические и интонационно-ритмические упражнения, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование математических представлений и многое другое. При этом формирование навыков чтения, например, не является самостоятельной целью обучения, а служит способом развития мышления ребенка. Кроме того, оно проходит в виде пения складов-песенок, рисования букв, изображения их движениями тела, прохлопывания ритма слов и другими специфическими способами, связанными с различными видами искусства. Таким образом, практически любая тема занятия, какой бы отвлеченной от искусства она не казалась, на самом деле тесно с ним связана. И в этом одна из особенностей общеразвивающих занятий в ДШИ. Поскольку предметов, аналогичных этому предмету, не существовало, была создана авторская программа.

«Музыкальная радуга» - хор и музыкальное воспитание. Поскольку музыка обогащает умственно, совершенствует логическое мышление, язык и речь, способствует развитию социально ценных качеств человека, делает его толерантным, дисциплинированным, либеральным, то при занятиях музыкой и искусством вообще, создаются предпосылки для оптимизации и гармонизации работы мозга ребенка.

Наиболее доступным видом музыкальной деятельности является пение. Музыка и речь - психологические родственники, именно поэтому пение до сих пор помогает развитию речи и даже лечит детей с затруднениями в освоении речи и чтения. Пение попевок и песенок с постепенно расширяющимся диапазоном позволяет научить правильному, чистому интонированию практически всех детей, но для достижения положительного результата разным детям требуется различное время в зависимости от природной одаренности. Постепенно дошкольник приобретает способность воспринимать высоту звука и ритм в мелодической структуре, чувствует ее выразительность, умеет выделять и усваивать разнообразные мелодии.

Хотя в музыкальном воспитании наиболее значительную роль играет пение, высокий уровень музыкальности может быть достигнут лишь при соответствующем сочетании пения с другими видами музыкальной деятельности. Открывающийся перед ребенком мир звуков имеет для него такое же значение, как окружающий его предметный мир. Поэтому на занятиях по музыкальному воспитанию развивается умение слушать и понимать музыку, а также чувство ритма и навыки элементарного музицирования. Трудно переоценить необходимость развития ритма и слуха как доинструментального воспитания будущих музыкантов. Швейцарский педагог Жак - Эмиль Далькроз отмечал: «Бесполезно начинать обучение ребенка игре на инструменте, прежде чем у него не обнаружатся природные или приобретенные чувства ритма и звука.». Развитие этих чувств необходимо для занятия всеми видами искусств, но музыкой прежде всего, и к 6 годам создает прочную базу для занятий специализацией (игре на каком - либо инструменте и сольфеджио).

«Маскарад» - комплексный предмет с элементами театральной деятельности (сценической речи, сценического движения и мастерства актера). Важен для развития коммуникативных способностей, речи, пластики тела, воображения и образного мышления.

«Карусель» - занятия ритмикой для развития координации движений, пластики тела, чувства ритма, умения двигаться под музыку.

«Веселая палитра» - рисование и художественный труд, служит формированию способностей детей отражать свои впечатления в графической и пластической форме, их пространственного воображения, художественных умений и навыков, чувства цвета и формы.

«Ступеньки в мир искусства» - специализация для шестилеток, готовящихся к поступлению на одно из отделений ДШИ, углубленные занятия по избранной специальности.

Предметы специализации:

  1. Музыкальный инструмент (фортепиано, скрипка, блок-флейта, баян, домра и т.д.);
  2. Фольклор;
  3. Сольфеджио;
  4. Хореография;
  5. Театр;
  6. Рисование и художественный труд.

Занятия проводятся 3-4 раза в неделю, продолжительность занятий - 35 минут. Наполняемость групп - 6-8 человек, по ритмике - 12-16 человек, по хору - 18-24 человека. На занятиях по музыкальному воспитанию, хору, ритмике и театру предусмотрен концертмейстер.

20-летний опыт работы с дошкольниками на ОРЭР показывает эффективность сложившейся системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей и подготовке их к обучению в школе искусств.

Приложение

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя.- М., 1987.
  2. Виноградов л.В. Методическое пособие для учителя.- М.,1996.
  3. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна-Россия.- М., 2005.
  4. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 т.- М., 1984, т.4.
  5. Давыдов В.Г. Педагогика искусства: Методология и методика.
    Исторический и мировой опыт. Духовное содержание. Учебные планы: Учебник.- Киев; Москва, 1997.
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. М., 2004.
  7. Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать.- М., 1996.
  8. Ибука Масару. После трех уже поздно.- М., 1991.
  9. Касьбанова С.А., Шурупов А.Ю. Лечебная педагогика в средней школе.-Краснодар, 1992.
  10. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- М, 2004.
  11. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М.,1996.
  12. Лобанова Н.И.Игра как средство воспитания учащихся шестилетнего возраста: Метод.рекомендации.- Л., 1986.
  13. Лобанова О.Ю. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку.// Дошкольное воспитание.-1997.-№4.
  14. Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций.- М., 1992.
  15. Рабочая книга школьного психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.,1991.
  16. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение?- Томск, 1993.
  17. Симановский А.Э.Развитие творческого мышления детей.- Ярославль, 1996.
  18. Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М.,2003.
  19. Степанов В.А. Мы живем в России.- М., 2006.
  20. Струве Г.Хоровое сольфеджио.- М., 1979.
  21. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей.- Ярославль, 1997.
  22. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1991.
  23. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
  24. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника).- М.,2006.