Прекрасная Россия – родина русского народа

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: познакомить детей с новыми звуками [р] и [р'] и буквой, которая их обозначает, а также показать, насколько велика и прекрасна страна Россия, в которой мы живем.

Задачи:

  • познакомить детей с новыми звуками [р] и [р'] и буквой Р, р;
  • учить отличать новые звуки и букву от других звуков и букв;
  • познакомить с картой России;
  • показать многообразие городов в нашей стране;
  • воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

2. Формулирование детьми темы и цели урока

Педагог:

- Послушайте внимательно предложение: "Прекрасная Россия - Родина русского народа".

Педагог:

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети:

- Россия.

Педагог:

- Я прочитаю это предложение еще раз, а вы назовите звуки, которые я выделила голосом.

Педагог читает предложение еще раз.

Дети:

- Звуки [р] и [р'].

Педагог:

- Молодцы, ребята! Сегодня мы побываем в гостях у звуков [р] и [р'].

3. Знакомство с новыми звуками

Педагог:

- Произнесите слово "Россия", выделяя в нем первый звук.

Дети:

- Р-р-россия.

Педагог:

- Назовите выделенный звук.

Дети:

- Это звук [р].

Педагог:

- Произнесите несколько раз звук [р] перед зеркальцем. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

Дети:

- При произнесении звука [р] губы немного растягиваются в стороны. Между верхними и нижними зубами небольшая щель. Язык вибрирует.

Педагог:

- Определите, как проходит воздух при произнесении звука [р], что при этом слышится; голос и шум или только шум; как он произносится: твердо или мягко.

Дети:

- При произнесении звука [р] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится твердо. Значит, он твердый.

Педагог:

- Итак, звук [р] согласный, звонкий, твердый.

Педагог:

- Произнесите слово "Прекрасная", выделяя в его первом слоге второй звук.

Дети:

- Пр-р-р-екрасная.

Педагог:

- Назовите этот звук.

Дети:

- Это звук [р'].

Педагог:

- Звук [р] какой, дайте его характеристику.

Дети:

- Звук [р'] согласный, звонкий и мягкий.

Педагог:

- Велика и необъятна наша Родина. В ней много красивых городов, больших рек и озер, бескрайних морей. Ребята, названия каких городов России вы знаете? (Ответы детей).

- Сыграем в игру "Назови словечко". Я буду называть известные города России, если в их названии есть звуки [р] и [р'], вы хлопаете в ладоши.

Проведение игры "Назови словечко"

(Москва, Петербург, Ростов, Иркутск, Тула, Пермь, Новосибирск)

Педагог:

- А теперь мы с вами совершим экскурсию на метеоре по городам России, которые стоят на самой большой реке России - Волге.

- Ребята, а что такое метеор?

Дети:

- Метеор - это вид речного транспорта на подводных крыльях.

4. Физкультминутка

Педагог:

- Вы готовы к путешествию? Я буду называть города, которые стоят на Волге. Если в названии города есть звук [р] или [р'], вы наклоняетесь - выходите на пристань. Если в названии города нет этих звуков, вы остаетесь на месте.

Проведение игры "Назови словечко"

(Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань)

5. Знакомство с новой буквой

Педагог:

- Ребята, обратите внимание на карту России. На ней прикреплены разные буквы. Найдите среди них новую букву и скажите, как она называется.

Дети:

- Это буква "эр".

На карте остается только буква Р.

Педагог:

- А на что похожа буква "эр"?

Проведение игры "На что похожа буква "эр"?"

Дети:

- Буква "эр" похожа на раздуваемый ветром парус.

Дети:

- Буква "эр" похожа на топор.

Дети:

- Буква "эр" похожа на трость с круглой ручкой.

Педагог:

- Встаньте из-за парт и изобразите букву "эр".

Дети встают из-за своих мест и изображают букву "эр".

Педагог:

- Где живет буква "эр"? Давайте для нашей новой буковке найдем "домик"

Дети показывают.

Педагог:

- На каком этаже живет буква "эр"?

Дети:

- Буква "эр" живет на втором этаже.

Все дети по очереди показывают, где живет буква "эр".

Дети:

- А теперь давайте отправим букву "эр" гулять по дорожке-строчке. Но прежде разогреем наши карандаши. Карандашики устали лежать в коробочке и дожидаться пока вы с ними поиграете.

Дети выполняют упражнения с карандашами: "Карандаш - ушко", "Перевертыш", "Вертушка".

Педагог:

- Теперь мы готовы отправить букву "эр" по дорожке-строчке.

Дети рисуют букву "эр" в тетрадях.

Педагог:

- Наша новая буковка, оказывается, любит играть в прятки. Она спряталась среди других букв и мечтает о том, чтобы ее нашли. Вот послушайте, что здесь написано.

Читает текст.

Педагог:

- Как-то раз случилась драка,
Подрались два серых рака.
"Этот рак - коварный враг", -
Думал каждый серый рак.
Не досталось им победы:
Отловили их к обеду.

Педагог:

- Ребята, я прочитаю это стихотворение еще раз, а вы будьте внимательны, как только услышите звуки [р] или [р'] хлопайте в ладоши, ловите их, и считайте.

Педагог зачитывает еще раз, дети хлопают - "ловят" звуки и считают.

Педагог:

- Молодцы. Ребята, поймали все звуки. А теперь отыщите буковки "эр" среди других букв и зачеркните их.

Педагог раздает детям отпечатанный текст, дети выполняют задание.

6. Закрепление изученного материала

Педагог:

- Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран. Что вы видите на нем?

Дети:

- Картинки с изображением: моркови, огурцов, пшеницы, овса, яблок, груш, картофеля, персиков.

Педагог:

- Как все это можно назвать одним словом?

Дети:

- Это растения.

Педагог:

- Молодцы, ребята, это растения, которые выращивают в нашей стране. Предлагаю сыграть в игру "Чей домик?". В "домик" с буквой "эр" вы садите растения, при произнесении которых слышится звук [р] или [р']. В пустой "домик", вы садите растения, при произнесении которых звук [р] или [р'] не слышится

Педагог раздает детям картинки с изображением растений и "домики".

Проведение игры "Чей домик?"

Педагог:

- Велики просторы нашей страны. Леса, поля, горы, озера, реки, большие и малые - ее красота и богатство. Всеми богатствами нашей Родины пользуетесь и вы, ребята. Сейчас я вам прочитаю текст, из которого вы узнаете, кому мы обязаны тем, что живем в такой прекрасной стране.

Чтение текста.

Педагог:

- Наша Родина огромна и прекрасна. Цветет она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом. Зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идешь по цветущей земле.

Педагог:

- Что такое обелиск?

Дети:

- Обелиск - это памятник в виде столба, который сверху суживается.

Педагог:

- Кому мы обязаны, что живем на цветущей, прекрасной земле?

Дети:

- Мы обязаны солдатам, которые защищали нашу Родину во время войны.

Педагог:

- Вот и заканчивается наше путешествие. Ребята, мне хочется, подарить вам на память вот такие календарики с изображением обелиска. А наше путешествие подошло к концу, и наш урок тоже закончился, до свидания.

Литература.

1. Аромштам М.С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от 5 лет. - М.: Изд-во НЦЭМАС, 2005.

2. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: конспекты занятий.

3. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Популярное пособие для родит. и педагогов. - Ярославль: "Академия развития", 1998.