Цикл эколого-эстетических занятий по формированию у детей представлений об осенней березе

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


1. Любование осенней берёзкой

Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту и индивидуальность, неповторимость дерева, его грациозность. Совершенствовать умение замечать яркие, выразительные, чувственные признаки объекта, подбирать эпитеты, передающие внешнюю красоту дерева. Развивать способность к эстетическому восприятию, переживанию, суждению, оценке. Содействовать становлению ценностного отношения к берёзке, как объекту любования.

Беседа с детьми.

- Ребята, мы сегодня с вами пойдём в гости к старичку-Лесовичку, он хочет показать нам свои владения и познакомить с одним очень необыкновенным деревом, он даже прислал загадку про него:

В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками (Берёза)

- А вот и наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)

- А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)

- А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги) А так красиво?

- А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)

- Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)

- Да, осенняя берёзка очень нарядная. Только это дерево имеет белый ствол, украшенный серовато-чёрными чёрточками и пятнами. Большие ветви, чуть утолщены у ствола, к концам становятся тоньше. Много тонких длинных веточек, которые плавно изгибаясь, спускаются к земле, образуя красивые ниспадающие золотые каскады листвы и длинные ажурные гирлянды. Берёзку часто сравнивают с девушкой. А по чему? (Она в белом сарафане и её ветви похожи на распущенные волнистые девичьи косы)

- Послушайте, как о берёзке говорили поэты, как они восхищались её красотой:

Чудеса приходят на рассвете.
Спят леса в голубоватом свете,
Исчезают лунные полоски,
Дремлют босоногие берёзки.

Снится им, что их принарядили,
Звёзды им серёжки подарили,
И дрожат серёжки на весу
И огнями светятся в лесу.

На заре приходят чудеса:
Незаметно падает роса,
Тихо спят берёзки-босоножки,
А в листве горят у них серёжки.

- Почему поэт называет берёзки “босоногими”? (Белые стволы как босые ножки)

- А как надо относиться к берёзе и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)

- Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).

- А сейчас мы представим, что превратились в берёзок. Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями и т.п.

- Чья берёзка вам больше всего понравилась?

Завершение беседы.

- Что необычного у этого дерева?

- Почему берёзку сравнивают с девицей?

- Нравится вам берёзка? Почему?

2. Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана “Берёзовая роща”

Программное содержание.

  • Познакомить с творчеством русского художника-пейзажиста И.И. Левитана, с жанром живописи - пейзаж.
  • Учить рассматривать произведения искусства, выделять средства выразительности (цвет, композиция).
  • Вызвать эстетические переживания, эмоционально-положительное отношение к красоте осенней природы.
  • Вызвать желание отразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

Предварительная работа: прогулка в парк; рассмотреть берёзу, выделить её отличительные признаки, сравнить с др. деревьями, полюбоваться её осенней красотой.

Материалы: репродукция картины И.И.Левитана “Берёзовая роща”, фонограмма пьесы П.И.Чайковского “Осенняя песнь” из цикла “Времена года”.

Ход занятия

(Дети садятся в полукруг)

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в особый удивительный мир. Это мир искусства. Искусство позволяет нам узнать о красоте окружающего мира, о людях, которых мы никогда не встречали, о природе дальних стран, которую мы никогда не видели. Позволяет увидеть в знакомых для нас вещах что-то необычное, чего мы никогда раньше не замечали. А помогают об этом рассказать интересные, удивительные люди. Это поэты, музыканты, художники. Они всё видят, замечают, запоминают, а потом передают то, что их радует или печалит, удивляет или вызывает восторг в произведениях искусства. Поэты – в стихах, композиторы – в музыке, а художники – в картинах, рисунках.

- Сегодня мы познакомимся с вами с одним великим русским художником, который очень любил нашу родную природу, и свою любовь к ней он передавал в своих картинах. Звали его Исаак Ильич Левитан. Он написал очень много картин, посвящённых красоте родного края, в народе его даже прозвали “Певцом русской природы”, потому что он воспевал её красоту и неповторимость в свих произведениях.

Я хочу вам рассказать секрет, который знают только художники. Когда на картине нарисована природа, то картина называется пейзаж, а художник, который рисует пейзажи называется пейзажистом. Поэтому И.И. Левитана и называют пейзажистом. Сейчас мы с вами познакомимся с одним из его пейзажей, который он назвал “Берёзовая роща”.

(Воспитатель открывает репродукцию, даёт возможность детям полюбоваться ею)

- Посмотрите, какая замечательная картина! что же на ней изображено? (Осень берёзки в лесу)

- Какой же здесь нарисована осень? (Солнечной, золотой, нарядной, красивой)

- Да, точь-в-точь такой, какую мы видели, когда ходили на прогулку в наш парк. А что там было похожего с той осенью, которую нарисовал художник? (Также светило солнышко, красовались золотые берёзки с белыми стволами)

- А как вы думаете, о чём хотел рассказать нам художник? (О золотой осени, о красавицах – белоствольных берёзках)

- А какое настроение вызывает у вас эта картина? (Весёлое, светлое, праздничное, радостное) Почему?

- А как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он рисовал эту картину?

- Да, художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени и захотел рассказать об этой радости и своём восхищении осенней красотой нам. Он как будто говорит нам: “Посмотрите, какая славная осень!”.

- А с помощью каких красок художник передал своё восхищение, радость, восторг? Сколько цветов увидел художник в осенней берёзовой роще? Назовите их.

- Посмотрите внимательно, что художник нарисовал на переднем плане, ближе к нам? (Высокие берёзовые стволы без верхушек)

- Да, мы видим только берёзовые стволы и нижние каскады золотой листвы, а верхушки берёз как будто не вошли в картину и неба совсем не видно. Как же вы догадались, что картина солнечная? (На траве видны тени от берёз и между листочками как будто прыгают солнечные зайчики)

- В картине художник изобразил совсем небольшое пространство. Этим он, наверное, хотел показать нам, как красив даже небольшой кусочек берёзовой рощи осенью. А ещё, он как будто приглашает нас прогуляться между осенних берёзок и насладиться тёплым осенним днём. Посмотрите, берёзы такие высокие, как будто мы оказались прямо там, в роще, среди их белых стволов. Давайте с вами представим, что мы попали прямо в картину.

(Воспитатель включает музыку П.И.Чайковского “Осенняя песнь”, дети слушают музыку и любуются картиной)

- Что же вы представили, почувствовали, услышали? (Дети рассказывают о своих впечатлениях, чувствах)

- А я услышала шелест маленьких листочков, лесные звуки, щебетанье птиц, почувствовала приятные запахи осенней травы и грибов. Солнечные лучики приятно согревали меня, и мне очень захотелось обнять одну из этих тёплых берёз и прижаться к её коре щекой, вдохнуть её аромат.

- А почувствовали ли вы тишину? Что вы услышали?

- А как вы думаете, было ли там какое-то движение?

- Там было тихо-тихо, неподвижно, лишь лёгкий ветерок слегка шелестел листочками, очень спокойно и приятно.

- А как вы думаете, та музыка, которую вы слышали, передавала настроение художника? Какая она была? (Плавная, спокойная, мелодичная, немного грустная)

- Композитор, как будто тоже увидел эту картину и отразил прекрасную золотую осень в своей музыке. Она была такая же светлая, прозрачная, мелодичная и немного печальная, как эти удивительно красивые берёзки.

- А сейчас послушайте, как рассказал о берёзке поэт:

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
Над речушкой берёзка листвой шелестит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звёзды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёзка – частица России моей.

- Передаёт ли это стихотворение образ тех берёзок, которые изобразил художник? С помощью каких слов?

- Как относится поэт к берёзке?

- Почему поэт сравнивает ветви берёзы с длинными косами?

- Вот видите, и художник, и композитор, и поэт по-разному, но удивительно красиво рассказали нам о красоте русской природы, о красавице берёзке.

- А давайте и мы каждый по-своему изобразим берёзку. Передадим своё восхищение ею с помощью “языка” тела. Превратимся в стройную русскую белоствольную красавицу.

(Дети под музыку П.И.Чайковского идентифицируют себя с берёзкой с помощью игры-имитации. Воспитатель восхищается разными “берёзками”, у каждой находит что-то неповторимое)

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

- О чём нам рассказал художник И.И.Левитан в своей картине?

- Художник назвал эту картину “Берёзовая роща”, а вы как бы её назвали?

- А хотели бы вы нарисовать свою картину? Какой бы вы нарисовали берёзку? Как бы назвали свою картину?

- На следующем занятии мы с вами тоже будем художниками и нарисуем свою осеннюю берёзку.

3. Занятие по изобразительной деятельности “Как берёзка меняет причёску”

Тип: на тему.

Вид: предметное.

Программное содержание.

1. Изобразительные задачи: учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветви, лёгкая крона), осеннюю окраску листвы.

2. Технические задачи: учить правильным способам действия полусухой, жёсткой кистью (приём “тычка”) для изображения листвы; продолжать учить лёгкому прикосновению кисти к листу при изображении тонких веток.

3. Воспитательные задачи: вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.

4. Творческие задачи: предложить самостоятельно создать образ своей берёзки, смешивать краски для получения нужного оттенка; выбрать понравившийся цвет, размер, форму листа.

Оборудование: фонограмма русск. нар. песни в обработке Н.А.Римского-Корсакова “Во поле берёза стояла”, репродукция картины И.И.Левитана “Берёзовая роща”.

Материалы для детей: листы плотной бумаги разного цвета, размера, формы; гуашевые краски, жёсткие клеевые кисти, беличьи кисти №3, палитра, маленькие листочки белой бумаги (для пробы).

Подготовительная работа:

  • любование берёзкой во время прогулки в парк; выделение её характерных особенностей (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветви, лёгкая крона, жёлто-коричневая окраска осенней листвы);
  • рассматривание репродукции картины И.И.Левитана “Берёзовая роща”.

Ход занятия

I часть

(Дети садятся в полукруг. Звучит русск. нар. песня в обработке Н.А.Римского-Корсакова “Во поле берёза стояла”)

- Дети, вы узнали эту мелодию? О чём она? Как она называется?

- Да, это русская народная. песня “Во поле берёза стояла”.

- Это дерево настолько любимо нашим народом, что про него с самых древних времён и до наших дней слагают песни, стихи, пословицы, поговорки. А как вы думаете, почему?

- Потому что берёза – это дерево, которое символизирует нашу Родину. У каждого жителя земли есть своя Родина – то место, где он родился и живёт. Когда жители Африки произносят слово “родина”, они представляют пальмы и пустыни, жители Египта – пирамиды, а многие жители нашей страны, думая о Родине, вспоминают её неповторимую природу, белый зимний снег и, конечно же, русскую берёзку.

- Берёза – это очень красивое и необычное дерево. А чем оно необычно? (Белый ствол с чёрными пятнами)

- Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной, а белую кору берёзы – берестой. Береста – это защитный покров дерева. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные чёрные пятна и чёрточки, идущие по стволу. Это – чечевички, через них берёза дышит. Мало того, эти чёрные чёрточки – чечевички являются и своеобразным украшением. Вспомните, с кем мы сравнивали берёзку? (С девочкой в белом платьице в чёрный горошек)

- Без этих “горошинок” берёзовое “платье” не было бы таким нарядным.

- В народе берёзу часто сравнивают с девицей. А почему?

- Сегодня я вас познакомлю ещё с одним стихотворением о берёзке, которое написала детская поэтесса И.Токмакова:

Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

- С кем сравнивает поэтесса берёзку?

- А что за кудрявые пряди нужно расчёсывать берёзке? (Ветви) А почему, ветви сравниваются с кудрявыми прядями? (Они длинные, тонкие, волнистые, плавно спускающиеся вниз, как распущенные волосы девушки)

- А как вы думаете, какие чувства автор стихотворения испытывает к берёзке?

- Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своём творчестве красоту этого дерева и свою любовь к нему. А на какой картине русский художник И.И.Левитан изобразил берёзки? (“Берёзовая роща”)

(Воспитатель показывает картину)

- Давайте ещё раз полюбуемся этим произведением.

- А хотите ли вы изобразить это прекрасное и удивительно красивое дерево в осеннем наряде?

- А каким цветом вы будете изображать ствол берёзы? Какие краски используете для изображения осенней листвы?

- Если сравнивать берёзу с девочкой, то её осеннюю “причёску” можно сравнить с копной рыжих кудрявых волос. Вот мы и нарисуем, как наша берёзка меняет причёску. А из рисунков мы оформим выставку к “Дню осеннего дерева”. Вы согласны?

II часть

Дети садятся за мольберты и приступают к работе. Воспитатель показывает приёмы рисования берёзы белой гуашевой краской, учит рисовать тонкие ветки кончиком кисти, лёгким прикосновением к бумаге; знакомит с приёмом “тычка” для изображения листвы и чёрных штрихов на стволе берёзы (полусухой, жёсткой кистью); побуждает детей вносить в рисунок дополнительные детали. Дети работают под музыкальное сопровождение соответствующего характера.

III часть

Работы детей вставляются в рамки, из них организовывается выставка. Посмотрите, как много чудесных осенних берёз. Целая берёзовая рощица получилась. А посмотрите, какие они все разные: и старые толстые берёзы, и совсем юные, тонкие берёзки. Эта склонилась на осеннем ветру, а у той роскошная густая причёска рыжего цвета.

- А давайте каждый из вас изобразит ту берёзку, которую нарисовал. Представьте, что девочки-берёзки встали в хоровод. Как бы они побежали по лесной полянке?

Под мелодию “Во поле берёза стояла” дети имитируют каждый свою берёзку.