Развитие музыкальных способностей музыкальными играми

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В процессе музыкальной деятельности и приобретения опыта происходит постепенное развитие музыкальности, начиная с простейших слуховых навыков до самостоятельных творческих проявлений. Вопрос о музыкальности очень важен. Широко распространено неправильное стремление сразу делать вывод о музыкальности или отсутствия оной у детей, в результате чего многие из них слабо приобщаются к искусству, к миру прекрасного. При этом упускается возможность активного формирования нравственного облика ребенка, что недопустимо и в семье, и особенно в детском саду.

Музыкальность – сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, которые проявляются или слабее, или ярче. Академик Б.Асафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал неравномерность их развития: у одних хорошую музыкальную память, а у других – отзывчивость на музыку; наличие абсолютного слуха, сопровождающееся “туповатостью” восприятия более сложных художественных образов, и, наоборот, неразвитый слух, порой сочетающийся с глубоким и серьезным интересом к музыке.

“Музыкальность – это комплекс способностей, необходимый для любой деятельности, разнообразие видов которой позволяет отдельным из них формироваться особенно успешно”. (Б.М.Теплов)

Музыкальность особенно хорошо ощущается в активной самостоятельной музыкальной деятельности детей. И поскольку самостоятельная музыкальная деятельность включает в себя сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и музицирование, то четко прослеживается связь между игрой, как основной деятельностью детей дошкольного возраста и развитием музыкальности.

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” (В.А.Сухомлинский). В “Педагогическом словаре” есть такое определение: “Игры детские – один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей, особенно младших возрастов”.

Материалы ученых, исследователей игры как средства воспитания, дают основание заключить, что в игре имеется возможность влиять на нее в желаемом воспитателю направлении: влиять на ее содержание, на ее организацию, на ее структуру, на отношения детей в процессе игры, на развитие уровня детских игр и т.д. Таким образом, игра – собственная деятельность ребенка – превращается в средство воспитания и позволяет решать важнейшие задачи развития ребенка. Функцию средства воспитания игра выполняет только тогда, когда она направлятся, когда ею руководят.

Но игра несет и другую функцию – форму организации обучения и воспитания детей. Даже педагоги прошлого постоянно обращали внимание особенно на то, что маленькие дети должны учиться играючи, и положили начало соответствующей методике обучения. А в настоящее время тот факт, что игра в педагогическом процессе выступает как одна из форм организации обучения, стал бесспорным.

Поскольку музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка, то музыкальная игра – один из видов музыкальной деятельности – поможет приобщиться к культурной жизни, познакомиться с важными общественными событиями, развить познавательный интерес, эстетический вкус, творческую активность.

На практике часто возникают трудности в плане активизации всех детей на занятии. Зачастую бывает так, что пассивных, замкнутых детей никак не удается “расшевелить”. Они не отвечают на вопросы, не хотят петь или танцевать. И даже слушают очень отвлеченно. Единственное, что их может заинтересовать – это участие в играх, но не выполняя роль водящего. И при малейших попытках взрослого чуть больше обращать на них внимание, такие дети огорчаются и прекращают игру.

Обратная ситуация складывается с другими детьми. Активные, эмоциональные, отзывчивые, они всегда хотят быть в центре внимания, у них все получается. Но, к сожалению, когда дело доходит до коллективной музыкальной деятельности (парные танцы, драматизации), активные дети не хотят общаться с пассивными, так как предвидят не очень хороший рузультат такой совместной деятельности. Чтобы поднять самооценку некоторых детей, на помощь приходят игры и игровые ситуации, часто используемые на занятиях. Ведь в них могут добиться успеха все дети. Музыкальные игры – подвижные, творческие или дидактические – помогают создать детям то свободное эмоциональное состояние, в котором дети наиболее открыты для восприятия какой-либо информации, создают более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.

И особенно это относится к музыкально-дидактической игре. Главное ее свойство состоит в том, что в ней учебные задачи выступают перед ребенком не прямо, а маскируются. Играя, он не думает учиться, но в результате игры он чему-то научается. Учение здесь протекает непреднамеренно. В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл игры. Музыкально-дидактические игры, разнообразные по задачам и содержанию, учат слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звука. Развивая музыкальные способности детей, они помогают более успешно осваивать навыки и умения, раскрывать возможности музыкального творчества. Разнообразные задачи, которые приходится решать детям в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий, организованности, выдержки, умения соблюдать правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Малыши обладают непроизвольным вниманием, поэтому весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на их чувства и интересы. Музыкально-дидактические игры дают возможность в игровой форме развивать музыкальный слух, активизировать умственные процессы, воспитывать нравственные качества личности.

Применение игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. Дидактические игры на музыкальных занятиях проводятся уже с первой младшей группы. Они, в основном, связаны с применением образных игрушек и пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольные игры, а также используются технические средства обучения.

Другая группа игр – это подвижные игры. К ним относятся, ориентируясь на цели и задачи подвижных игр, хороводные игры, игры-забавы, игры-аттракционы. Высокая педагогическая эффективность этих игр в большей мере обусловлена следующим: формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики, обогащение двигательного опыта, способность дифференцированного восприятия музыки (различение средств музыкальной выразительности), исполнительские способности (чистота певческих интонаций в пении хороводных песен), пластичность, изящность движений. Большая часть игр этой группы содержит элементы развлекательности, зрелищности, соревновании, доставляет много радости и веселья участникам и зрителям.

Третью группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей творческие игры (игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры). Игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры тесно связаны между собой тем, что в основе их лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Разница только в том, что игры-драматизации основаны на литературных произведениях (или собственных инсценировках).

Творческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивают интерес к литературе, музыке и театру, формируют диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизируют словарь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, совершенствуют музыкально-исполнительские навыки (интонацию, мимику, пантомиму).

Постоянно используя музыкальные игры на практике с целью развития музыкальных способностей у детей, необходимо искать новые пути их применения на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности.

Предлагаю примерный сценарий музыкального праздника для старшей и подготовительной групп по новым требованиям ФГТ с интеграцией различных образовательных областей (социализация, коммуникация, познание, физкультура, здоровье, чтение художественной литературы).

Ярмарка сказок

Звучит веселая музыка, в зал входят два скомороха: Проша (взрослый) и Тимоша (ребенок).

Тимоша:

Что за праздник?
Что случилось?

Проша:

Просто ярмарка открылась!
Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ.

Под русскую народную мелодию входят дети старшей и подготовительной групп и садятся на стульчики, с ними воспитатель – ведущая в русском костюме.

Ведущая:

Пусть на ярмарке нашей
Веселится народ!
Пляшет, шутит, играет
И дружно песни поет!

Исполняется песня “Приходите в гости к нам” муз. Кульшетова.

Тимоша:

А гостей-то, а гостей!
Из различных волостей.

Проша: Здравствуйте, люди добрые!

Ведущая:

Здравствуйте, молодцы-удальцы!
А вы кто будете?

Тимоша:

Мы веселые потешники,
Скоморохи и насмешники.

Проша:

За медный пятак
Покажем все этак и так!
Довольны будете здорово,
Удовольствия с три короба.

Скоморохи поют частушки.

Потерял наш гармонист
Гармошечку-трехрядку.
Будем мы частушки петь
Нынче всухомятку.

Мы от наших звезд эстрадных
Ни на шаг не отстаем.
Мы без всякой фонограммы
Лучше многих вам споем.

Всю сегодняшнюю ночь
Не заснуть старался –
Я для нашего концерта
В роль шута вживался.

Петь мы можем целый день,
Не нужны нам рублики.
Лишь бы было весело
Нашей милой публике!

Ох, частушки хороши,
Их поем мы от души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте!

Мы частушки любим петь
Русские народные.
Каждый день мы их поем,
Мы без них голодные.

Старички и малыши
Все смеются от души.
Весь народ частушкам рад,
Мы возглавим хит-парад!

На гастроли мы хотим
Ехать на Багамы,
Только вот не отпускают
Почему-то мамы!

От души мы вам пропели
Все эти частушки.
Мы нисколько не устали,
Жалко ваши ушки!

Тимоша:

Подходите, подходите,
На товары поглядите!
До чего товар хорош,
Тут уж мимо не пройдешь!

Проша:

Привезли на базар
Расписной товар.
Покупайте дружно
Кому что нужно!

Дети-продавцы:

Как на нашей улочке
Делают шкатулочки,
Кружки, толкушки,
Веретена, игрушки!

Пока матрешки друг в дружке
Молчат, не поют частушки.
А поставишь в ряд –
Запоют в лад.

Вот балалаечка игрушка,
Ты играй, играй, подружка.
Есть и струны, и колки,
И в цветочках уголки.

Проглядишь все глазочки
На наши вазочки.
Звонкие, резные
Ложки расписные.

Налетайте, покупайте!
Покупайте-ка игрушки!
Посмотрите: как живой
Конь красивый, удалой!

Ведущая:

Подожди-ка, Проша!
Не спеши, Тимоша.
Я скажу вам по секрету –
Сегодня ярмарка не простая,
А…

Скоморохи: А какая? Золотая?

Ведущая:

Здесь не просто сушки, игрушки и краски,
Здесь поселились народные сказки!

Тимоша: Ой, что это?

Проша: Ой, кто это?

Ведущая: Не волнуйтесь, скоро вы все узнаете. Ведь недаром я сказочницей зовусь. А теперь, детвора, подходите, и что нравится – берите!

(Звучит русская народная мелодия, дети подходят к прилавкам, “покупают сказочные товары”, садятся на стульчики)

Ведущая: Ой, вы, гости-господа, все пожалуйте сюда!

Проша:

А можно ль гостям снисхождение?
Есть для них специальное предложение!

(Тимоша надевает на шею лоток с сувенирами и вместе с Прошей подходит к зрителям)

Проша: Кто загадку отгадает – сувенирчик получает.

(Скоморохи вручают гостям сувениры, затем садятся рядом с детьми)

Ведущая: Звонче музыка играй, песню дружно начинай!

Исполняется песня “Чудо-сказки”.

Ведущая:

Ну, ребята, не стесняйтесь, своей сказкой похваляйтесь!
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Ведущая по очереди вызывает детей и предлагает рассказать, атрибут к какой сказке они приобрели. Потом исполняется соответствующий музыкальный номер.

1. Зеленая ленточка – русская Сказка “Снегурочка” - хоровод “Ивушки”.

2. Ложки – сказка “Жихарка” - танец с ложками.

3. Рукавицы – украинская сказка “Рукавичка”.

4. Медведь – башкирская сказка “Медведь и пчелы” - баш.нар. песня “Мёд”.

5. Ёжик – белорусская сказка “Пых”.

6. Две тюбетейки – татарская сказка “Два лентяя”.

7. Бабочка – немецкая сказка “Три бабочки”.

8. Каравай – латвийская сказка “Каравай”.

После каждой названной сказки ведущая спрашивает детей, знакома ли им эта сказка? Дети отвечают “да”. И лишь одна сказка остается детям незнакомой. Ведущая просит ребенка, представившего эту сказку, рассказать ее всем детям.

Проводится драматизация латышской народной сказки “Каравай”.

Затем ребенок, рассказчик этой сказки, говорит:

- Моя сказка лучшая из всех, потому что она высмеивает лодырей и помогает им исправиться.

Другие дети начинают спорить, чья сказка лучше.

Ведущая:

Что же делать, как нам быть?
Как нам сказки рассудить?
Может спросить у зрителей:
У дорогих гостей и родителей? (Зрители отвечают)

Тимоша: Хватит спорить и кричать, не пора ли поиграть?

Проша: Мы ведь собрались сюда позабавиться да потешиться, поиграть, пошутить, посмеяться. Кто лучше всех потешит нас веселой игрой, тот и будет отныне народный герой.

Затем проводятся народные игры:

1. Русская игра “Сидит зайка”.

2. Украинская игра “Кто быстрее напоит коня”.

3. Татарская игра “Мешок”.

4. Белорусская игра “Микита”.

5. Латышская игра “Найди свою пару”.

6. Немецкая игра “Кто ловкий”.

7. Башкирская игра “Пять пар”.

(Башкирская игра проводится и со зрителями)

Ведущая: На башкирской земле проживают люди разных национальностей. И каждый народ придумал много своих песен, пословиц, поговорок, игр и сказок. И невозможно сказать, чьи песни и сказки лучше. Мы их всех очень любим и бережем, и мы были рады сегодня рассказать об этом нашим гостям.

Исполняется танец “Течет ручей”.

Проша:

Мы сегодня с вами дружно пели и плясали.
Мы на ярмарке веселой побывали!
Тары-бары, тары-бары,
Раскупили все товары!

Тимоша:

Ты и дальше не скучай!
Приглашаем всех на чай,
С пряниками, сушками,
Пышными ватрушками.

Дети выходят из зала вместе с воспитателями и скоморохами, уходят в группу пить чай.