Социально-нравственное развитие дошкольников с элементами инновационной технологии "Воспитательный диалог"

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы, взрослые, озабочены тем, как сделать, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым. Выход видится в поиске взаимопонимания, формировании умения вести диалог, учитывать различные интересы, достигать компромисс на основе терпимости к иным точкам зрения.

Практика показала, что эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом обуславливается тем, насколько грамотно строиться взаимодействие взрослых и детей. Ориентиром в жизни детей всегда выступают взрослые.

В совместной деятельности с детьми я придерживаюсь правила "Чем более разнообразно содержание, тем полнее будут решены поставленные задачи". Приоритетным является создание доброжелательного, доверительного общения с детьми. Это создаёт атмосферу диалога, побуждает к творчеству, стремление к самовыражению.

Задачи:

  • раскрыть ребёнку окружающий мир; сформировать у него представление о себе как о представители человеческого рода; о людях живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях; разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважения к людям;
  • развивать коммуникативные навыки, способности слушать и слышать партнёра по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам;
  • создавать и поддерживать высокую мотивацию к философствованию, как к деятельности по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих проблем;
  • развивать речь, мышление, познавательную активность.

Примерный план организации образовательной деятельности на тему "Дружбу необходимо ценить и беречь. Человек, достойный уважения и дружбы"

(подготовительная к школе группа)

Задачи: Учить детей устанавливать дружеские отношения. Формировать навыки общения в группе. Воспитывать чуткое отношение друг к другу.

Мероприятия Содержание работы
1. Предварительная работа Чтение русской народной сказки "Крылатый, лохматый и масляный" (Хрестоматия для дошкольников).

Вопросы для беседы

- как жили друзья вначале?

- почему у них все дружно да ладно получалось?

- почему однажды воробей обиделся на своих друзей? как вы думаете, он был прав?

- что случилось, когда друзья решили поменяться обязанностями?

- что сказал в конце сказки блин? Почему он так сказал?

Этюд "Встреча с другом".

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на дачу. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу.

Дети выразительными жестами и мимикой должны передать свое ощущение.

Ситуация - проба "Друг выдал вашу тайну". У вас есть тайна, о которой никто не должен знать. Вы доверяете её только своему самому близкому другу. А он открыто рассказал о ней другому мальчику

Задание: Это предательство? Вы осуждаете его за это? Вы никогда бы так не поступили? Бывают ли случаи, когда это может быть оправдано?

2. Образовательная деятельность - 1 Дидактическая игра "Угадай настроение".

Игра состоит из карточек с изображениями героев мультфильмов и пиктограмм различных эмоциональных состояний.

Детям раздают по три карточки, каждой из которых следует подобрать пиктограмму, соответствующую эмоциональному состоянию героя.

Чтение истории 25:

"Девочки-школьницы славно играют. Кукол своих на качелях качают. Потом учителю подражают. Кукол своих письму обучают. "Они в игру не примут меня", - про девочек-школьниц думаю я. Вдруг со мной что-то произошло...
Я Милу схватила... Что на меня нашло?
Я Милу схватила... Что это было?..
- Девочки-школьницы, примите меня! Я уже взрослая... Я ... Я с куклой своей совсем не дружу. Я её просто в садик вожу. Нельзя нам Милу в игру принимать. Пусть еще подрастет. Могу я вам по секрету сказать: ей только вчера исполнился год. Вот!
"

Вопросы к обсуждению:

- Свете хотелось поиграть с девочками школьницами?

- что предприняла Света для осуществления своего желания?

- какой поступок совершила Света?

- Света подумала, прежде чем действовать? Ее поступок можно назвать обдуманным?

- что почувствовала Мила? Мила обиделась?

- что бы вы испытали на месте Милы? Вам было бы приятно такое отношение со стороны ваших друзей?

- вы продолжали ли дружить со Светой?

- Света подумала о последствиях своего поступка?

- на месте больших девочек вы бы приняли Свету в игру? Подружились бы с ней?

- как вы думаете, Свете станет стыдно, она пожалеет о последствиях своего поступка?

- совершали ли вы поступки, за которые вам было бы стыдно?

Упражнение "Необдуманный поступок". Расскажите детям нижеприведенные истории, и пусть ребята ответят на вопросы.
Рассказ 1.
Мама ласково уговаривала Петю: "Ну, прочитай еще одно предложение, пожалуйста". "Не буду, надоело, отойди, гулять хочу!" - ужасно разозлившись, кричал Петя. Мама повторила свою просьбу тихим голосом, почти шепотом. Петя разозлился еще больше и : вырвал страничку из букваря. Мама вышла из комнаты. Пете стало жалко маму, жалко себя. Ах, если бы все можно было вернуть обратно! Петя думал о последствиях своего поступка? Что ему теперь делать? Помогите.
Рассказ 2.
Бабушка кормила Таню с ложечки как маленькую. "Еще одну за папу, за маму", - умоляла бабушка.
Таня капризничала, топала ногами, визжала. Как оттолкнет от себя тарелку с кашей! Каша по всему столу так и растеклась. Ничего не сказала бабушка. Только уголок фартука к глазам поднесла. Тане стало очень стыдно. Больше бабушка ее с ложечки никогда не кормила. Таня думала о последствиях своего поступка? Как она поступила?

3. Образовательная деятельность - 2 Упражнение "Надо было раньше думать". Жили-были на свете друзья Коля и Петя. Все бы хорошо, да вот только Коля часто над Петей шутил, иногда и слово грубое мог сказать. Петя один раз попросил не делать так больше, другой: А потом подружился с Васей. Обидно стало Коле, плохо одному, понял он свою ошибку. Подошел к Пете. "Давай снова дружить, я тебя обижать не буду", - сказал. "Надо было раньше думать", - ответил Петя. Что он имел в виду? Коля ведь думал, когда шутки свои сочинял?
Повторное чтение истории 25. Вспомнить выводы сделанные на прошлом занятии.

Вопросы для обсуждения:

- вас когда ни будь, обижали друзья? А как вы вели себя по отношению к друзьям? Сожалели ли вы о своем поведении?

- что легче - подружиться или поссориться?

- если думать только о себе, делать так чтобы только вам было хорошо, станут ли с вами дружить?

- из-за чего могут поссориться друзья?

- можно ли потерять дружбу? Как ее сохранить?

- можно ли обить друга нечаянно?

- какие последствия бывают у плохих поступков?

- кто лучше ответит на вопрос - тот кто думает или тот кто сразу скажет ответ?

- какой поступок можно назвать необдуманным?

- можно ли управлять своим поведением? Как?

- всегда ли необдуманные поступки бывают плохими?

Упражнение "Сначала хорошенько подумай". Попросите детей сначала быстро ответить на вопросы, а потом ответить, хорошенько подумав. Когда ребята дали больше правильных ответов, почему так получилось? Вопросы:
- Сколько ног у паука?
- Какого цвета красный шарф?
- Сколько весит один килограмм сосисок?
- Какой месяц идет за январем?
- Сколько у вас родственников?
Упражнение "Последствия поступков". Спросите у детей, какие последствия наступят после всех нижеперечисленных поступков? Почему?
Мальчик пришел на берег пруда. Увидел табличку "Купаться запрещено". Смело вошел в воду. Что дальше?
Шофер увидел знак, запрещающий быструю езду, и прибавил скорость. Что дальше?
Воспитательница просила не шуметь в тихий час. Дети затеяли сражение подушками. Что дальше?
Девочке говорили: "Не заходи далеко в лес". Она не послушалась. Что произошло?

4. Домашнее задание Толкование пословиц: "Друг ценный клад, недругу никто не рад"; "Кто скажет, если не друг"; "Бой красен мужеством, а приятель дружеством"; "Друг научит, а недруг проучит"; "Вежливость ничего не стоит, но приносит много".
5. Закрепление Малоподвижная игра "Выбери друга".

Под музыку дети ходят по группе, как только музыка заканчивается, дети должны образовать пары. И обосновать, почему выбрали именно этого человека.

Упражнение "Друг в беде не бросит". Предложите детям представить следующую ситуацию: Вы хотите поиграть с незнакомыми ребятами. Вас принимают в игру, а вашего лучшего друга - нет. Что вы будете делать? Вы разбили вазу. Взрослые решили, что виноват ваш друг. Ругают его. Как вы поступите? Вы познакомились с мальчиком, у которого много красивых игрушек. А у вашего друга таких нет. Вы станете играть только с новым знакомым? Нужно ли ссориться с другом, если вы хотите играть в "догонялки", а он в "прятки"?

Рассуждения детей на тему "Дружба"

Обозначает это что с кем - нибудь дружить, долго - долго. Что все вместе в садик ходить, рисовать один рисунок, играть. Потом в школу вместе пойдут, и день рожденья вместе празднуют. Надя И., 6 лет

Это значит мы кого - нибудь любим, уважаем, играем, мы с ним друзья. Это значит мы почти всегда вместе, и пишем и занимаемся. Алёша К., 6 лет

То, что все дружат друг с другом, никто никого не обижает. В выходные в гости приходят, и мы играем с игрушками. Старшим нужно уступать. Андрей И., 6 лет

Дружить с хорошим человеком, не ссориться, не драться за игрушки, играть вместе. Максим С., 6 лет

Дружить с девочками и мальчиками, играть вместе, делиться игрушками. Если вдруг поссоримся, можно помириться. Настя Б., 6 лет

Ну, это с детьми играть, когда дети с детьми дружат, иногда ссорятся - потом мирятся. Я вот подружке сказала, что у неё красивое платье. Аиша Ю., 6 лет

Когда дети играют вместе, гуляют, помогают друг другу, рисуют вместе, людей не обижать. Говорят о людях только хорошее. Эльвира А., 6 лет

Когда дружишь, играешь вместе. Когда зима - снеговика лепишь, снежки играешь. Толя Б., 6 лет

Это когда тебе дают поиграть тем, что ты хочешь. И надо говорить друг другу "спасибо", не говорить плохие слова. Лёня Г., 6 лет

Когда со всеми дружишь, всем помогаешь делами какими-нибудь хорошими. В гости приглашаешь и даришь подарки. Арсений З., 6 лет

Это дружить с ребятами. "Привет" - и уже подружились. Помогать людям надо. Даша Б., 5 лет

Играть - это дружить, и покупать кому - нибудь подарки. Бабушке, например. И дедушка - мой друг. Алёша Д., 5 лет