Семья в современном обществе

Разделы: ОБЖ


"Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества".
Ф. Адлер

Цель: рассмотреть роль семьи в обществе и в формировании здорового образа жизни.

Задачи:

  • Образовательные: показать важность семьи в жизни человека, формировании и сохранении его здоровья;
  • Воспитательные: укрепить привязанность к общепризнанным семейным ценностям;
  • Развивающие: развитие умения работать с источниками информации, умения анализировать, обобщать, делать вывод.

Оборудование: карточки-задания, Семейный кодекс Российской Федерации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 4 группы

II. Проверка домашнего задания.

Каждой группе предлагается карточка по теме "СПИД и его профилактика" с заданием.

Обсудите ситуацию риска по вопросам:

Насколько каждая из них опасна заражением ВИЧ?

Какое продолжение имеет описанный случай?

Как бы Вы поступили в такой ситуации?

Ситуации:

Группа №1. Мама попросила первоклассника сына по пути из школы вынуть газеты из почтового ящика. Ребёнок, вынимая почту, укололся об иглу шприца (его бросил в ящик один из наркоманов):

Группа №2. У Васи на уроке из носа пошла кровь, Инна дала ему свой носовой платок. Мальчик хотел вернуть платок после стирки, но Инна сказала, что постирает сама, и положила его в карман. После урока Инна передвигала стул и поранилась о торчащий шуруп. Рука непроизвольно потянулась в карман, где лежал платок:

Группа №3. Ранним утром в подъезде собирались наркоманы, обычно они бросали шприц на пол, но сегодня захотели подшутить над жильцами. Они вставили иглу от шприца в пластиковую оболочку перил остриём вверх:

Группа №4. У дома стояла компания ребят и девушек. Катя шла мимо. Ребята сказали, что им не хватает одной девушки для пары, и пригласили Катю в свою компанию. Она плохо знала ребят, но согласилась, так как не хотела в праздник быть одна. Им было весело, пили шампанское и играли в "бутылочку":

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята! Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:

"Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества" Ф. Адлер.

Что хотел сказать данными словами автор?

А как бы вы дали определение понятию "семья"?

(Учащиеся предлагают варианты ответа)

Учитель: Спасибо! Итак, семья - это группа людей, живущих вместе, ведущих общее хозяйство, связанных браком или родством. Вы можете записать это или другое, понравившееся вам определение, не искажающее смысл понятия (учащиеся записывают определение).

Наилучшим возрастом для вступления в брак признан период 20-24 года. Почему именно этот возраст? (Ответ учащихся). Какие качества необходимы для гармоничной семейной жизни? (Ответ учащихся, далее учитель просит обобщить всё выше сказанное о счастливом браке).

С появлением ребёнка наступает более сложный этап в жизни семьи. Появляются новые обязанности. В это время важно дарить любовь и внимание не только новому члену семьи, но и друг другу.

С 1 марта 1996 г. в России действует новый Семейный кодекс Российской Федерации. Основные его цели - укрепление семьи, защита прав каждого члена семьи, обеспечение семейных прав и обязанностей, заключение и расторжение брака, усыновление, опека и т.д.

Сегодня нам предстоит ознакомиться с положениями данного законодательного акта.

Работа с "Семейным кодексом РФ" (глава 1, ст.1; глава 6, ст.31, глава 7-8 и 12-13 и др.)

1 группа: Перечислите основные принципы семейного права, которые закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации. Найдите и охарактеризуйте основные функции семьи.

2 группа: Что такое семейные правоотношения? Что относится к сфере морали, семейной психологии в семейных отношениях?

3 группа: Дайте определение понятию "брак". Перечислите условия заключения брака, предусматриваемые законом. Назовите государственное учреждение, где заключается брак.

4 группа: Охарактеризуйте личные права и обязанности супругов (в том числе несовершеннолетних). Что такое "брачный договор"?

(Учащиеся изучают предложенные статьи Семейного кодекса и представляют результаты своей работы.)

IV. Закрепление материала.

Учениками письменно выполняется задание по карточкам.

Карточка № 1

1. Установите соответствие между фактором, оказывающим влияние на гармонию совместной жизни, и его основной характеристикой (ответ представьте цифрой с буквой, например: 2в):

  • психологический фактор
  • культурный фактор
  • материальный фактор

а) определяет степень соответствия взглядов партнёров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье)

б) определяет степень соответствия взглядов партнёров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье)

в) определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов.

2. Составьте фразу из приведённых ниже фрагментов (ответ представьте последовательностью букв, например :в, а:)

а) :семейное законодательство представляет:

б) :в настоящее время в Российской Федерации:

в) :семейные отношения, является Семейный:

г) :кодекс, согласно которому:

д): основным актом, регулирующим:

е): собой законодательные и иные нормативные акты:

3. Дополните информацию: "В Российской Федерации установлен предельный возраст для вступления в брак" (выберите правильный ответ):

а) 90 лет

б) 100 лет

в) 99 лет

г) предельный возраст для вступления в брак не установлен

Карточка № 2

1. Дополните информацию: "В Российской Федерации установлен единый минимальный брачный возраст в ______ лет для мужчин и для женщин".

2. Составьте фразу из приведённых ниже фрагментов (ответ представьте последовательностью букв, например :в, а :):

а) : свои права и обязанности по взаимному:

б) :семейных расходов, а также имущество, которое:

в) :изменить установленный законом режим:

г) :совместной собственности, определив:

д) :содержанию, способы участия в доходах:

е) :друг друга, порядок нанесения каждым из них:

ж) :брачным договором супруги вправе:

з) :будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака:

3. Дополните информацию: Между лицами, достигшими брачного возраста и выразившими добровольное согласие сочетаться брачными узами, брак НЕ может быть заключён в следующих случаях" (выберите два правильных ответа):

а) не согласны родственники одного из вступающих в брак

б) если вступающие в брак являются близкими родственниками

в) если хотя бы одно лицо, из заключающих брак, уже состоит в другом зарегистрированном браке

г) одно из лиц, вступающих в брак, служит в Вооружённых Силах Российской Федерации.

V. Подведение итогов урока.

Обобщение информации и полученных знаний совместно с учащимися.

Вывод: Одна из важнейших функций семьи - это обеспечение воспроизводства человека, развитие ребёнка, его физическое, духовное становление, обучение и воспитание, то есть формирование члена социума, научение его общим традициям и обычаям данного общества.

В семье люди относятся друг к другу с любовью, пониманием, терпением, заботой; сообща переживают горе или радость; имеют общие цели и достижения; в семье человек часто чувствует себя в безопасности

Домашнее задание.

Написать эссе на тему:

"У добрых супругов - две души, но единая воля" М. Сервантес.

Литература:

  1. Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. Здоровье: учеб.-метод. Пособие для учителей 1-11 кл. - Ярославль: Арес-Пресс, 2002.- 189с.
  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10-11 классы. - М.: Просвещение,2010. - 159с.
  3. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы/ авт. -сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 136 с.