Проект по экологии "Как снег помогает перезимовать животным и растениям". Тема занятия: "Школа волшебников"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Программные задачи:

  1. Дать представление о воздухе, его свойствах (прозрачный, без цвета, без запаха, без формы, имеет вес).
  2. Учить детей последовательно излагать свои мысли, делать выводы.
  3. Продолжать развивать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.

Оборудование и материалы: весы, воздушные шарики, фонарики, прозрачные пластиковые бутылки, пластиковые стаканчики

Предварительная работа: наблюдение за воздухом в группе и дома, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений о воздухе.

Ход занятия

Воспитатель:

Есть неведимка: в дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится.

Дети: воздух.

Воспитатель: Да, это воздух. Воздух вокруг нас. Он есть и в почве, в перьях, в снеге, Сегодня мы с вами отправляемся в “Школу Волшебников” и попытаемся узнать какими свойствами обладает воздух.

1,2,3,4,5 мы волшебники опять. (Дети одевают черные накидки и колпаки).

Воспитатель: Юные волшебники, вы готовы к чудесам.

Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Тогда вперед, в лабораторию – кабинет где проводят опыты. Дети и воспитатель проходят к столам. Волшебники, поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые. Какого цвета воздух? (у него нет цвета, он прозрачный). На столах у нас фонарики. Волшебники давайте посветим на пакет. Что вы увидели?

Дети. Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачен, бесцветный Саша, скажи какие свойства воздуха мы выявили? Повтори, пожалуйста, Марат.

Воспитатель: Волшебники, вперед нас ждут открытия.. Вы любите воздушные шарики. Берем в руки шарики. Кто быстрее надует шарик? Проводится конкурс. Волшебники, почему шарик летает?7

Дети: Потому что внутри воздух.

Воспитатель: У меня на столе весы. Предлагаю взвесить надутый шарик и не надутый шарик. Как вы думает, какой будет тяжелее? (Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель вместе с детьми проводит взвешивание. Что волшебники увидели?

Дети: Чаша с надутым шаром тяжелее. Она опустилась ниже, чем чаша с не надутым шаром. В надутом – воздух, в другом – нет воздуха. Значит, воздух имеет вес.

Воспитатель: Молодцы, волшебники. Вы быстро учитесь. Не устали? Тогда вперед. В пакет мы воздух ловили. Давайте поймаем воздух в бутылочку пластиковую. (Дети ловят воздух и закрывают бутылочку). А теперь откроем бутылочку и понюхаем. Воздух имеет запах?

Дети: воздух не имеет запаха.

Воспитатель: А как же запахи которые мы чувствуем? (клубники, лимона, маминых духов, бабушкиного пирога).

Дети: Это разные запахи, которые смешиваются с воздухом, и мы их чувствуем. А у воздуха запаха нет.

Воспитатель: Вот мы обнаружили еще одно свойство воздуха. Какое свойство Дима? (у воздуха нет запаха).

Воспитатель: Волшебники, во что вы ловили воздух?

Дети: В мешок, в пластиковую банку, в воздушный шарик..

Воспитатель: А в нашей лаборатории есть воздух, а на улице – есть воздух.

Дети: Да и в комнате, и на улице есть воздух

Воспитатель: Значит воздух может занять любую из этих форм. Правильно, волшебники?

Дети: Да воздух может занять любую форму, т.е своей формы воздух не имеет.

Воспитатель: Вот вам и еще свойство воздуха. Наташа, повтори свойство воздуха (воздух не имеет формы).

Воспитатель: Загостились мы у волшебников, давайте возвращаться в детский сад.

1,2,3 – снова стали мы детьми.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам в “Школе волшебников”.

Дети: Да, понравилось.

Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие свойства воздуха мы сегодня нашли в лаборатории волшебников?

Дети: Воздух прозрачный. Воздух не имеет цвета. Воздух имеет вес.

Воздух не имеет формы, заполняет предложенную форму.

Воспитатель: Спасибо за работу. Все молодцы.

Опыты к занятию “Школа волшебников”

Опыт 1. “”Воздух”

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. “Пузырьки воздуха”

Опустить стакан в банку с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

Вывод: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опыт 3. “Ветер – это движение воздуха”

В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). В комнате такой воздух. Он легко путешествуют, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух – тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Опыт 4. “Ветер”

Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появиться? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт 5. “Ветер – это движение воздуха”.

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Опыт 6. “Ветер”

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни?

Опыт 7. “Волны”.

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке – свое “море” красное, желтое, зеленое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается?

Вывод: Появляются волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.

Опыт 8. “Буря”.

Опустите парусные корабли на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Вывод: Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

Опыт 9. “Песок путешествует по пустыне”

Поставьте перед каждым ребенком стеклянную банку с сухим песком и соломинки. Песок в банке – это личная пустыня каждого ребенка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится на другое. У самого добросовестного “ветра” появится песчаный холмик. Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне Их создает ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах.

Вывод: Так, с помощью ветра, песок путешествует по пустыне.

Опыт 10. “ В почве есть воздух”

Поставить перед каждым ребенком продырявленную баночку, наполненную землей. Что случиться если мы опустим баночку в воду? Дети опускают баночки в воду. Что видите? В воде появились пузырьки.

Вывод: Из дырочек в воду выходит воздух. Значит, в почве есть воздух

Опыт 11. “В воде есть воздух”.

Возьмите стакан с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что наблюдаете? Откуда пузырьки?

Вывод: Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

Опыт 12. “В воде появляются пузырьки воздуха”

Рассмотрите губку. Что видите? (Дырочки, отверстия). Что в этих дырочках? (Воздух). Что случится, если губку погрузить в воду?

Вывод: В воде появятся пузырьки – воздух из дырочек будет выходить в воду.

Опыт 13. “Воздух невидим”.

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматические салфетки, корки апельсина и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: Воздух – невидим, не имеет определенной формы.

Опыт 14. “Воздух имеет вес”

Положите на чащи весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Вывод: Воздух имеет вес.

Опыт 15. “В снеге есть воздух”

Поставить перед каждым ребенком продырявленную баночку, наполненную снегом. Что случиться если мы опустим баночку в воду? Дети опускают баночки в воду. Что видите? В воде появились пузырьки. Из дырочек в воду выходит воздух..

Вывод: В снеге есть воздух.