Картины русской жизни в произведениях русских художников и литераторов 60–90-х годах XIX века

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока: Содействовать эмоционально-эстетическому развитию детей средствами комплексного воздействия изобразительного искусства, музыки и литературы, дать  представление детям об искусстве 60-90г.г. ХIХ в., создать на основе триединства   живописи, поэзии, музыки – художественного образа жизни крестьянства, научить  детей   рассматривать и анализировать произведения литературы и живописи.

Задачи уроки: Рассмотреть и проанализировать произведения В.Г. Перова “Проводы покойника”  и Н.А. Некрасова “Мороз Красный нос”, отметить роль литературы и живописи в  60-90г.г. ХIХ в. Показать учащимся картины В.Г. Перова Перова “Тройка”, В.Е. Маковского “Свидание”, И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”, вспомнить  литературные произведения, написанные на эти темы.

Материалы к уроку: (для учителя) репродукции картин В.Г. Перова “Тройка”, В.Е.Маковского “Свидание”, И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”. Запись романса Н.Фоминой на  слова   А.В.Кольцова “Грусть девушки”, портрет художника В.Г. Перова, портрет поэта Н.А. Некрасова. (для учеников) фломастеры, маркеры, ласты для записи. Листки – самоклейки.   репродукции картины В.Г. Перова “Проводы покойника” – 2 шт., 2 листа с  отрывком из поэмы Н.А. Некрасова “Мороз Красный нос”

Таблицы для работы:

  1. Что изобразил художник на картине?
  2. Изображение картины и изображение пера.
  3. Какими художественными средствами выразительности пользуется художник и поэт для передачи скорби?
  4. Изображение дерева.

Литература: Э.И. Голубева, А.А. Крестинский, Э.В. Кузнецова. Беседы о русских художниках,  1960г., История искусства в школе, 1993г., учебное пособие, Литература 7 кл. 2009г.

План урока.

  1. Организационный момент (приветствие, деление на группы).
  2. Сообщение темы урока.
  3. Рассказ учителя и учеников (ролевая игра).
  4. Рассматривание и анализ произведений В.Г. Перова “Проводы покойника” Н.А.. Некрасова “Мороз Красный нос” (работа в группах).
  5. Рассматриваем произведения В.Г. Перова “Тройка”, В.Е.Маковского “Свидание”,  И.Е. Репина “Бурлаки на Волге” и вспоминаем литературные произведения, написанные на эту тему.
  6. Подведение итогов урока (древо решений).
  7. Домашнее задание.

Ход урока

(Учитель предлагает подойти к нему и стать парами).

Учитель. Нет ни одного человека на земле, который бы не пользовался языком жестов. Есть жесты, которые стали международными и понятными всем. Рукопожатие – традиционный символический жест. означает приветствие. Пользуемся мы этим жестом с далеких времен. Помните! Если мужчина встречал даму, она должна первой подать руку, если же по какой – то причине она не могла подать руку приветствовали друг друга кивком головы. Мужчины всегда пожимали друг другу руку. Поприветствуйте друг друга рукопожатием. Хотя, например, китайцы в старые времена здоровались, пожимая руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей. Поприветствуйте всех присутствующих в нашем классе жестом древних китайцев.

(Учитель раздает таблички с изображениями кисти и пера, кроме тех учащихся, которые готовили слова художника, литератора и критика).

Учитель. Внимание! Если на вашей табличке изображение палитры и кисти, присядьте за стол, где есть изображение палитры – это любители кисти. Если на вашей табличке изображение пера и листа присядьте за стол, где есть изображение пера и листа – это любители пера, 3-я группа это “Союз художников и литераторов”, присаживаемся за средний стол.

Тема нашего урока – беседа “Картины русской жизни в произведениях русских художников и литераторов 60 – 90 г.г. ХIХ века”.

Учитель. Тема положения крестьян в обществе была необычно популярна в публицистике, художественной литературе и живописи. В 60-90-е годы ХIХ века. Художники писали полотна, писатели и поэты писали поэмы и стихи, в которых с большой художественной выразительностью и высоким эмоциональным накалом повествовалось о судьбах русских людей. Объектом внимания художников часто становились судьбы детей и женщин из низших слоев.

Этот интерес связан с тем, что в 1861 году царизм был вынужден пойти на отмену крепостного права. Но реформа, проведенная сверху руками помещиков, ничего по существу не дала крестьянам. Лучшие представители русской интеллигенции встали на защиту прав крестьянства. Революционеры демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский – рассматривали литературу и искусство как могучее средство и идеологической борьбы против несправедливости.

Ученик (критик). “Прекрасное есть жизнь”, таково основное положение теории Н.Г. Чернышевского. Отражая жизнь, искусство должно объяснять ее, произносить приговор над ее явлениями.

Ученик (художник 1). Именно таковы произведения В.Г.Перова, который работал в те годы в бытовом жанре. Незаконнорожденный сын тобольского прокурора, будущий знаменитый художник носил фамилию Васильев. Перовым стал называть его учитель за удивительную каллиграфию. Школьные и юношеские годы Перова прошли в Арзамасском уезде. В школе А.В. Ступина он получил профессиональное художественное образование, продолжив учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств. Художник рассказывал в своих картинах. О быте и нраве чиновничества, духовенства, о нелегкой жизни русских крестьян и детей. Одним из произведений является картина “Проводы покойника”.

Учитель. Перед вами картина В.Г. Перова. Вам необходимо внимательно рассмотреть и написать на листочках, что, по вашему мнению, изобразил художник? (Дети пишут самостоятельно 2-3 предложения). Следующее задание заключается в том, что вы должны посовещаться и на большом листе написать одно общее мнение группы “Что изобразил художник на картине”?

(Листы с решением дети вывешивают на доске, заслушиваем рассказ одного из представителей от любителей кисти и одного представителя от любителей пера.)

Учитель. Послушаем художника, который написал эту картину.

Ученик (художник 2). Среди зимнего поля лошадка понуро тянет в горы дровни с дощатым гробом, прикрытым рогожей. Крестьянка и ее дети провожают в последний путь родного человека – мужа, отца. Склонилась от тяжкой думы ее голова, замерли на коленях руки, неподвижны сгорбленные плечи. Полная чаша горя выпала на долю бедной женщины: тут и боль от потери, и раздумье о жизни, которая ждет ее сирот без кормильца .Молчаливо несет крестьянка свою беду. Задумчивое оцепенение матери словно передалось и детям. Мы видим бледное лицо мальчика между отцовским картузом ой семьи и шубой, затихшего как птенец в гнездышке. Девочка задумчиво следит за уходящими колеями. Никто не сопровождает осиротевших людей, только бежит рядом с санями друг деревенской семьи, дворняжка.

Ученик (критик). “Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, словно которая – то из миллионов птичек замерзла на дороге и никто о ней не знает, и не будет знать. Никому ни жизнь, ни смерть ее не были интересны – вот содержание этой картины” – говорил В.В. Стасов.

Учитель. Тема жизни крестьян – это один из самых наболевших вопросов русской жизни. К этой теме обращались писатели, поэты, художники, музыканты.

Ученик (литератор 1). Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878 г.г.) вырос в самом сердце России на великой русской реке Волге. Это была не только прекрасная река, она была рекою рабства, где юноша увидел воочию тягостный труд, который был вечным спутником жизни народной. Реакцией будущего поэта на все, что он увидел, было бегство из родного дворянского гнезда и попытка жить самостоятельно, своим трудом. Долгие годы нищенского существования к счастью не сломали юношу. Он не только сумел добиться признания таланта писателя, он сумел выбиться из нищеты и возродить журнал “Современник”. Но достигнув благополучия и признания, Некрасов сохранил верность своим целям в творчестве: “Я лиру посвятил народу своему!”

Учитель. В сознании каждого русского человека картина В.Г. Перова “Проводы покойника” связывается с произведением великого поэта – демократа Н.А. Некрасова “Мороз – Красный нос”.

Ученик (литератор 2).

Савраска увяз в половине сугроба,
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей прикрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
…Саврасушка, трогай,
Натягивай крепче гужи
Служил ты хозяину много,
В последний разок послужи!
Чу, два похоронных удара!
Попы ожидают – иди!...
Убитая, скорбная пара,
Шли мать и отец впереди.
Ребята с покойником оба
Сидели, не смели рыдать,
И правя Савраской, у гроба
С вожжами их бедная мать.
Шагала… Глаза ее впали
И был не белей ее щек
Надетый на ней в знак печали
Из белой холстины платок.
Что Дарье работы прибудет,
Что ждут ее черные дни
“Жалеть ее некому будет”, –
Согласно решили они…

Учитель. Задание: Напишите на листочках ответ на вопрос: “Какие чувства вызвала картина у любителей кисти? Какие чувства вызвала поэма у любителей пера? Прикрепите листочки к изображениям картины и листа на доске. ( Заслушиваем ответы представителей двух групп).

Поэма “Мороз – Красный нос” и картина “Проводы покойника” посвящены общей теме, они показывают великое горе вдовицы – матери малых сирот. Картина и поэма волнует нас, вызывает глубокое сочувствие к крестьянке.

Перед вами листы, напишите на них “Какими средствами выразительности пользуется художник и поэт, чтобы передать чувство скорби?” В решении напишите, кому лучше удалось передать это чувство художнику или поэту?

(Дети вывешивают листы, зачитывают, что написали, но решение не открывают).

Учитель. Разными художественными средствами пользуются художник и поэт, создавая образ крестьянки, показывая ее безмерное горе. Художник пользуется художественными средствами выразительности.

Композиция построена таким образом, что печальная процессия, крестьянка с детьми, Савраска и собачонка – составляют одинокую группу среди безмолвной снежной равнины. Центром картины является поникшая под тяжестью горя фигура женщины. Очень выразителен ее силуэт, согнутая спина, опущенная голова, неподвижные руки женщины, этому силуэту вторит силуэт понурой лошадки. Лошадь поднимается в гору, этим движение ее затруднено, замедленно, что создает впечатление тягостности. Мы как бы слышим, вой собачонки, потому что она вытянула морду. Над процессией сгустились свинцовые тучи. Пейзаж в этой картине играет значительную роль. Зимний, сумеречный. У дороги верхушка молодой елки и тонкие сухие травы, не скрытые снегом. На высоком пригорке справа темнеет в зимней мгле перелесок, впереди виднеются снежные шапки заваленных сугробами изб, да острая верхушка часовенки. Дальше снежная равнина и едва заметен рельеф леса, сливающийся с тускло – желтой полосой неба на горизонте. Во всем пейзаже в сумеречном, серо – зеленом колорит разлит мотив тихой грусти.

Поэт применил много усилий и подобрал много точных эпитетов. Убитая – скорбная пара, бедная мать, черные дни, убогие дровни и метафора: глаза ее впали.

– Как вы думаете, какое решение приняли любители пера? Любители кисти? (открываем решения двух групп) У каждого вида искусства свои возможности воздействовать на зрителя или читателя, но они одинаково достигают своей цели.

-Скажите, какое произведение звучало во время вашей работы? (Романс на слова А.В. Кольцова “Грусть девушки” в исполнении Нины Фоминой)

Чтобы понять, как художники и литераторы 60-90-х гг. ХIХ века искренне и глубоко любил народ, как их возмущало несправедливое, социальное неравенство и произвол, царивший в этом мире, стоит посмотреть на маленькую сценку, изображенную в картине В.Е. Маковского “Свидание”.

Издалека, видимо из деревни, пришла в город мать, чтобы навестить своего сына, отданного в обучение ремеслу. Труден был ее путь. Сняла она котомку с плеч, поставила посох, села на лавку, пригорюнилась, глядя на сына. А он растрепанный, грязный, босой, в дырявом фартуке, схватил привезенный матерью калач и с жадностью вцепился в него зубами. Безысходная грусть в глазах матери. Выразительно ее лицо, задумчивое, ласковое. Тонко и проникновенно передает художник материнскую любовь, силу ее глубокого, но сдержанного чувства.

Вопрос. Какое произведение русского писателя вспоминаешь, глядя на эту картину? (А.П. Чехова “Ванька”). Невольно вспоминаешь слова Ваньки Жукова дедушке “ Надо мной насмехаются, … а хозяин бьет, чем попало. А еды нету никакой … А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок их плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку… Приезжай, милый дедушка. Христом Богом тебя молю, возьми меня отсюда. Пожалей меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется”.

Другим знаменитым полотном является картина И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”, отдельные персонажи картины словно выхвачены из жизни, а вместе они образуют символ трудового люда России. Это произведение по смыслу и по идее тесно сливается с творчеством А.Н. Некрасова, который написал стихотворение “Бурлаки на Волге”.

Подведение итогов урока. Какое решение вынесем в заключение нашей беседы? (Вывешиваем изображение дерева, на кроне которого дети пишут свои решения).

Возможные варианты.

  1. Различные виды искусства призваны были защищать права крестьян.
  2. У живописи и литературы различные средства художественной выразительности, но они одинаково добиваются своей цели.
  3. Различные виды искусств носили гражданский пафос против несправедливости по отношению к крестьянам.

Ученик (критик): “Только то – искусство великое, нужное и священное, которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается”.

Учитель: Домашнее задание. Просмотреть картины художников и произведения литераторов 60-90-х годов ХIХ в. Ответить на вопрос, “В каких произведениях темы перекликаются?”