Роль интересов учащихся в профильном обучении

Разделы: Школьная психологическая служба


Рассмотрим понятие интерес, его многомерность и интерпретацию в качестве, психологической категории.

Слово "интерес" многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.[1]

Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы - интересы в том смысле в каком мы говорим в общественных наука об интересах, - обусловливают "интерес" в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.[1]

Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенность ее помыслов на определенном предмете. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, спорту - побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее [1]. Способность проявлять интерес к науке, к искусству. К общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека.

С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы.

Сила интереса часто, хотя не обязательно сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим.[2] Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса.

В ходе индивидуального развития интересы формируются, по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов - существеннейшая задача обучения.[1]

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет.[3] Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются "сезонные" интересы. Увлечения, которые держатся в течение некоторoго, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Существенно новые, условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением в школу и началом обучения разным предметам. В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога [4]. Но при этом сначала это по большей части интересы недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающееся. становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую направленность основных интересов.

Самым существенным в развитие интересов подростка является:

1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость;

2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировозрения;

3) одновременное появление интереса к практическому применению при обретенных знаний к вопросам практической жизни;

4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники);

5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток. [(1), (5)]

Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т. п. основываются на задачах воспитания, на объективных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно, обоснованным целям. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать: их надо учитывать и формировать.[1]

Из интeресов формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интepесы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте. В то время, когда происходит выбор профессии, поcтyпление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей. В направленности интересов и пyтях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.

Таким образом, интерес как психологический феномен представляет собой чрезвычайно сложное, неоднозначно трактуемое личностное образование, что определило различные подходы к его классификации и изучению.

Особую группу представляют собой профессиональные интересы, исследование которых может осуществляться на макро-, микро- и психологическом уровнях: профессиональные интересы социальных общностей, групп, коллективов, объединённых трудовой или учебной деятельностью, профессиональные интересы личности в процессе профессионального самоопределения, профессионализации и собственно профессиональной деятельности.[6]

Формирование интереса к будущей профессии входит в содержание психолого-педагогического подхода к профориентации.[6]

Отмечается необходимость учета интересов молодежи и для проведения профессионального консультирования.

В числе условий правильного выбора профессии называется соответствие интересов, склонностей и способностей выбираемой профессии, необходимой обществу. В 70 - 80-е годы проводятся социологические исследования оценок престижа и привлекательности профессий в профессиональном самоопределении молодёжи, eе предпочтений, в которых опосредованно выражаются интересы к различным видам деятельности. Начиная с 90-х годов, наблюдается смещение акцентов к профориентационной работе, отражающее общее изменение идеологии, когда на первый план выступает человек с его возможностями, стремлениями и интересами.

Анализ литературы, посвященный проблеме интереса, показал её сложность и многомерность. Наиболее изученными оказались особенности интереса к профессии как одного из детерминант профессионального самоопределения личности, наименее профессиональные интересы, проявляющиеся в процессе профессионализации или профессиональной деятельности.[7] Интерес к профессии выступает в качестве одного из регуляторов профессионального самоопределения молодёжи. Его регулятивная функция заключается в том, что он является одним из ведущих компонентов профессиональной направленности личности, обеспечивающих её активность. Наличие профессионального интереса является необходимым условием успешного овладения профессией и достижения профессионализма в профессиональной деятельности. И тот и другой интерес, подкреплённый осознанием способностей к выбранной профессии служат показателями профессионального развития личности.[8]

Анализ значительного массива психолого-педагогических попыток определить интерес, т.е. найти место в системе категорий, приводит нас к пониманию интереса как операционализирующей компоненты мотивации.

Иными словами интерес вообще - это прямое проявление мотива, или в частности интерес - этo познавательная активность в определенной области.[9] Интерес выступает внутренним стимулом активности ребенка, являясь фактором личностной структуры в определенный период жизни, побудительной силой в приобретении знаний, основой эффективного выполнения любой деятельности.

Естественно, что формирование интересов у детей в школьный период тесно связано со школой. Очевидно, что интересы школьников не могут быть сосредоточены только на учении. Вероятнее всего, эти интересы находятся в нескольких областях и изменяются от возраста к возрасту.[4] Для нас очень важной возможностью является обнаружение этих областей на протяжении педпрофильного и профильного периода обучения и их возрастная динамика. Для того чтобы интересы закреплялись и получали свое развитие.

Теоретический анализ психологических исследований и педагогической научной литературы показал, что при реализации уровневой дифференциации содержания образования, важное, значение, имеют интерес и мотивации.

Список литературы

  1. Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии". - М.: Учпедгиз, 1946.
  2. Якиманская Н.А. "Развивающее обучение". - М.: Дрофа,2005.
  3. Щукина Г.И.49 "Проблема познавательного интереса в педагогике". Москва, 2002.
  4. Сергомонов П.А., Васильева Н.П. "Становление образовательных интересов в старшем школьном возрасте". Психологическая наука и образование.- 2005.-№4
  5. Пряжников Н.С. "Профессиональное и личностное самоопределение".-М.,1996.
  6. Пряжников Н.С. "Подростковая профконсультация в поисках новых ориентиров (новых парадигм)". -М.,1996.
  7. Снян Майбух "Интересы личности в условиях профессионального выбора" Автореферат. Минск,1998
  8. Климов Е.А. "Психология профессионального самоопределения".- Ростов н Д, 1996.
  9. Васильева Н.П., Кужабекова М.М. "Исследование динамики и особенностей детских образовательных интересов". Психологическая наука и образование.- 2005.-№3