Урок окружающего мира по теме "Птицы и человек". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с многообразием пернатых и их особенностями.
  • Показать пользу птиц природе и человеку. Учить заботиться о птицах.
  • Развивать целостные представления детей о взаимосвязях в природе, природы и человека. Развивать наблюдательность и речь учащихся. Расширять кругозор детей.
  • Воспитывать у учащихся стремление оказать посильную помощь птицам, любовь и бережное отношение к родной природе, к родному краю.

Оборудование:

  • Учебник-тетрадь О.Т. Поглазовой "Окружающий мир.1 класс" II часть ММ установка. Слайды с изображением птиц. Видеофильм "Живые страницы"
  • "Красная книга" животных и растений.
  • Раздаточный материал: коллекция "Вредители леса"
  • Кроссворд о птицах.
  • Аудиозапись голосов птиц.
  • Выставка книг "Прочти! Это интересно"

I. Организация класса

Здравствуйте, ребята. Мы сегодня проведем урок окружающего мира .

II. Подготовка к открытию нового.

О чем сегодня пойдет речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится? Угадали?
Это ... (птица).

III. Открытие нового знания.

Птицы живут повсюду вокруг нас. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах, и в городе. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.

Мы продолжим сегодня разговор о птицах и поговорим о том, какую пользу они приносят, и как человек должен заботиться о них.

Сегодня вы узнаете много нового и интересного из рассказов наших ребят, они готовили свои сообщения к уроку и работали в группах.

А если чем-то заинтересуетесь, то можете прочитать о птицах в этих книгах и журналах.(Учитель показывает выставку книг)

(На доске открывается тема урока: "Птицы и человек" и увеличенный кроссворд со стр. 13 учебника)

И начнем мы с кроссворда на с. 13 учебника - откройте. Его слова зашифрованы в загадках.

Прочтите 1-ю:

На болоте обитает и лягушек поедает. (Цапля)

  • запись ответа, показ картинки
  • сообщение ученика о цапле (Приложение)

Прочтите 2-ю:

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (Петух)

  • запись ответа, показ картинки
  • сообщение ученика о петухе(Приложение)

Прочтите 3-ю: Зимою краснеют на голых ветвях.

Весенней порою от нас улетят. (Снегирь)

  • запись ответа, показ картинки
  • сообщение ученика о снегире (Приложение)

Учитель:

Да, действительно, трудно приходится многим птицам зимой.

Особенно нелегко переносить птицам зимнюю стужу, когда ветер наметает большие сугробы снега. Не отыскать корм, холодно им и голодно. Вот и перебираются они ближе к жилью человека.

А как же мы с вами можем помочь птицам пережить это трудное время?

(Можем сделать кормушки и подкармливать птиц зимой.)

Об этом мы послушаем стихи А. Яшина, которые подготовили ребята 1 группы:

1. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

2. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна будет им зима...

3. Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось вам встречать весну

А теперь возвратимся к нашему кроссворду.

Прочтите 4-ю загадку: На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

  • запись ответа, показ картинки
  • сообщение ученика о скворце (Приложение)

- Прочтите 5-ю:

Непоседа, пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

  • запись ответа, показ картинки
  • сообщение ученика о сороке (Приложение)

(На доску постепенно вывешиваются карточки, какую пользу приносят птицы человеку)

Отгадываем ключевое слово "птица".

Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Птицы - украшение природы, они дарят радость человеку.

Люди еще с давних времен, наблюдая за птицами, находили в себе что- то похожее на пернатых и сравнивали человека с птицей.

Откройте учебники на с. 20 и найдите задание №5. Прочтите задание.

С какими птицами иногда сравнивают человека? Обозначьте цифрой.

  • Болтливый, как...(сорока)
  • Мудрый, как ...(сова)
  • Сердитый, как...(индюк)
  • Задира, как...(воробей)
  • Смелый, как...(сокол)

Учитель:

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились! Закройте учебники.

Для вас - новая загадка:

Синяя косынка, темненькая спинка,
Желтенькая птичка звать ее... (Синичка)

Учитель:

А сейчас мы с вами на минутку все превратимся в синичек. -показ картинки

IV. Физминутка:

Скачет шустрая синица
- Ей на месте не сидится!
Прыг-скок, прыг-скок, завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку
И с дорожки, на плетень:"Тири-тири! Тень-тень, тень!"

Учитель:

Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей садов, огородов от вредных насекомых: короедов, гусениц и их личинок.

У вас на столах в коллекции только несколько насекомых. А ведь в природе их тысячи, миллионы! Одни из них подгрызают корни деревьев, другие - объедают листья, а третьи - делают ходы в коре деревьев. И дерево начинает болеть. И только птицы помогают деревьям.(Показ коллекции "Вредители леса")

Трудно даже представить себе, какое количество вредных насекомых уничтожают за 1 год все птицы, обитающие в нашей стране!

А теперь догадайтесь, о ком следующая загадка:

Хоть я не молоток, по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

Показ иллюстрации. Рассказ ученика о дятле (Приложение)

Учитель:

Отгадайте новую загадку:

В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится.
"Ку-ку... ку-ку..."- Не спит опушка.
А птицу эту звать ... (кукушка)

Показ иллюстрации. Рассказ ученика о кукушке (Приложение)

Учитель:

- Послушайте еще загадку:

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей)

- Показ иллюстрации. Рассказ ученика о соловье (Приложение)

Учитель:

-Гнездо - это птичий клад. Он надежно спрятан в траве или листьях. Яйца в нем- как горстка сияющих драгоценностей. А в яйцах будущие птенцы. Посмотрите, как они беспомощны! (показ иллюстрации "Птичье гнездо") Поэтому летом во время появления птенцов в лесу надо соблюдать правила поведения, о которых нам расскажут ребята из 2 группы в стихах:

1. Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю всё, о чём поют
Щегол и мухолов.

2. Ты в наши гнезда не смотри
Не становись на пни
Яичек теплых не бери -
Зачем тебе они?

3. Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.

4. От кровожадных комаров
Покоя летом нет -
Их пеночка и мухолов
Поймают на обед.

5. И мы не будем разорять! -
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.

6. Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнёзда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнёзд!

7. Через неделю или две
Зайди послушать в сад -
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат".

8. Повсюду птицы полетят
- Они и там и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.

9. Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнёзда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнёзд!"

(Учитель вывешивает знаки правил поведения в лесу на доску)

- А о каких еще птицах вы узнали что-нибудь интересное к сегодняшнему уроку?

РЕЗЕРВ: Сообщения детей о сове, мухоловке, клесте.

Учитель:

- Издавна и по-разному складывались отношения человека и птиц. Много было истреблено пернатых. За последние 350 лет на земле исчезло почти 150 видов птиц.

И только после того, как было уничтожено немало видов птиц, люди по-настоящему задумались об охране уцелевших, редких и находящихся на грани исчезновения и занесли их в "Красную книгу".(Показ учителем "Красной книги")

В "Красную книгу" занесены черный аист, беркут, орел, кречет, белый журавль и др. птицы. Наша с вами задача - сохранить этих птиц, чтобы в будущем мы могли ими любоваться.

- Сейчас вы увидите маленький отрывок из фильма о птицах, а после просмотра ответьте на вопрос: как люди заботятся о редких, исчезающих птицах?(Показ эпизода из видеофильма "Живые страницы")

- Так как же люди заботятся о редких, исчезающих птицах?

(Запрещают на них охотиться, охраняют, разводят птиц в заповедниках)

Учитель:

- Птицы дороги нам не только приносимой ими пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины.

- Дом для птиц - это лес, деревья, кустарники. Надо постараться, чтобы их было как можно больше вокруг.

- Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять участие в озеленении нашего города и вместе со взрослыми посадить новые деревья.(Выступление детей 3 группы)

1. Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.

2. Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.

3. Окружим мы деревьями школу -
Пусть звенит птичий гомон веселый.

4. Любят зелень счастливые дети.
Любят птицы деревья в расцвете

5. Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.

V. Подведение итога урока.

Ребята, посмотрите на доску, какую же пользу приносят птицы природе и человеку?

(На доске опорные слова:

ПТИЦЫ:

  • охраняют лес от вредителей
  • защищают урожай и человека от насекомых и грызунов
  • дают человеку пищу, пух, перо
  • распространяют семена деревьев и трав
  • украшают природу
  • красиво поют

ЧЕЛОВЕК:

  • охраняет исчезающих птиц
  • разводит их в заповедниках
  • сажает деревья
  • развешивает птичьи домики в садах и парках
  • подкармливает птиц зимой
  • соблюдает правила поведения в лесу)

А как вы можете заботиться о птицах?

(Повесить кормушки, сделать скворечники, посадить деревья, кустарники, соблюдать правила поведения в лесу летом).

Молодцы, ребята! Если каждый из нас будет помнить о том, что нужно помогать нашим пернатым друзьям, то и птицы отблагодарят нас за заботу своими звонкими песнями с наступлением весны.

VI. Релаксация.

Закройте на минуточку свои глазки ладошками и представьте, что закончилась зима, и вы оказались в зеленом летнем лесу. Слышите, как вас приветствуют на множество голосов птицы? (Дети слушают аудиозапись голосов птиц)

Вы все сегодня хорошо потрудились, и каждый смело может себе сказать: "Я - молодец!"

Урок окончен.