Изображение осени в стихотворении Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной…"

Разделы: Начальная школа


Цели

Воспитывать любовь к русской поэзии; развивать активное творческое мышление, эмоциональный мир детей; развивать у учащихся исследовательское поведение; формировать навыки анализа художественного поэтического текста; совершенствовать навык выразительного чтения, умение грамотно выражать свои мысли; сформировать представление об эпитете.

Учебные материалы

Учебник "Литературное чтение. 3 класс. Книга 1" (автор В.А. Лазарева); портрет Ф.И. Тютчева; аудиозапись музыкальной пьесы П.И. Чайковского "Октябрь. Осенняя песня" из цикла "Времена года"; интерактивная доска; "Словарь синонимов" А.Ю. Кожевникова, "Словарь эпитетов" и "Словарь настроения" (приложение к программе В.А. Лазаревой); репродукция картины М.В. Оболенского "Жнитво"; изделие из хрусталя (ваза и др.); картина с изображением серпа; индивидуальные карточки с кроссвордом.

Приложение к уроку см. на CD-диске.

I Организационный момент

Слайд 1.

II Минуты поэзии

1. Проверка домашнего задания.

Дети читают наизусть стихотворение Г.А. Ладонщикова "Верная примета", оценивают правильность и выразительность чтения и выбирают лучших чтецов.

2. Актуализация знаний. Выявление читательского опыта.

Учитель. Давайте вспомним произведения русских поэтов об осени, с которыми вы уже знакомы.

На интерактивной доске портреты русских поэтов (А.С. Пушкина, И.С. Никитина, А.А. Фета, К.Д. Бальмонта) и отрывки из стихотворений.

Слайды 2, 3, 4, 5.

Дети читают наизусть отрывки, желающие - всё стихотворение.

Учитель. Что общего в этих стихотворениях?

Дети. Поэты описывают осень. Здесь много "рисующих" слов. Художники рисуют красками, а поэты, писатели - словами. Поэты "оживляют" природу. Прочитанные строки наполнены грустью.

Дети подтверждают свои слова выборочным чтением.

Если ученики сами не заметят, учитель обращает их внимание на стихотворение А.А. Фета, выпадающее из данного ряда, в котором поэт яркими красками, образно, филигранно рисует картину середины лета и которое наполнено покоем и чувством восхищения прекрасным летним днём.

Учитель. Да, А.С. Пушкин, И.С. Никитин, К.Д. Бальмонт, Г.А. Ладонщиков изображают грустные осенние картины. А бывают ли осенние дни, вызывающие иное настроение?

Дети. И.А. Бунин в стихотворении "Листопад" рисует радостную картину осени.

3. Активизация познавательного интереса. Проблемный диалог.

На интерактивной доске отрывок из стихотворения И.А. Бунина "Листопад", но с ошибкой:

Слайд 6.

Дети замечают ошибку, вспоминают, какое "рисующее" слово подобрал автор.

Учитель. Почему именно слово "золотой" использовал И.А. Бунин для создания образа осеннего леса?

Дети. Лес сравнивается с теремом, а терем на Руси - дом богатого человека, боярина. Такой дом украшали узорами, блестящими деталями.

Золотой значит жёлтый, но красивый жёлтый цвет, яркий, радующий глаз.

Автор хотел, чтобы мы разделили с ним чувство восхищения красотой осеннего леса, поэтому и выбрал слово "золотой".

Дети обсуждают переносное значение слова "золотой", приводят примеры словосочетаний с прямым (золотое кольцо, золотая монета) и переносным (золотая осень, золотой характер, золотое детство, золотые руки) значением данного имени прилагательного.

Пока идёт обсуждение, группа сильных учащихся в "Словаре синонимов"ищет синонимы к прилагательным "лиловый" и "багряный" и знакомит класс с результатами поиска.

III Работа над новым материалом

Знакомство с новой темой. Постановка цели урока.

Учитель. Давайте посмотрим, какую осеннюю пору нарисовал в своём стихотворении Фёдор Иванович Тютчев и как, какими художественными средствами он это сделал.

Чтение стихотворения учителем.

Беседа.

Учитель. Какую осень рисует поэт? Какие картины вы представили себе, слушая это стихотворение?

Дети высказывают своё мнение, делятся своими представлениями.

4. Повторное чтение текста стихотворения учащимися. Знакомство с эпитетом.

Проводится построчный, "пословный" анализ текста и работа с ключевыми словами.

Учитель. О какой "короткой", но "дивной" поре говорит автор?

Дети высказываются, делают вывод о том, что это период начала осени, "бабье лето". Далее перечитывают текст, отмечая простым карандашом "рисующие" слова.

Учитель. Как вы поняли слова автора: "Весь день стоит как бы хрустальный"?

В беседе дети узнают, что хрусталь - это стекло высокого сорта, рассматривают предмет из хрусталя, отмечают его красивый блеск, прозрачность, игру света в гранях.

Учитель. Почему поэт взял это слово "хрустальный" для описания осеннего дня?

Дети. Небо чистое, безоблачное. Воздух прозрачный.

Учитель. Автор этим словом подчеркнул особенность, необычность осеннего дня. Благодаря одному этому слову вы уже в начале стихотворения смогли точно и полно представить этот день в своём воображении. Это слово не простое, оно образное, художественное, "рисующее". Сегодня мы сможем дать точное литературное определение таким словам.

Дети читаю в учебнике определение, что такое эпитет. Учитель пишет это понятие на доске:

Эпитеты - слова, с помощью которых автор изображает предмет и показывает самые важные его признаки.

Учитель. Давайте определим, любой ли признак предмета можно считать эпитетом.

Демонстрация словосочетаний на интерактивной доске.

Слайд 7.

Учитель. Одинаковые значения в этих словосочетаниях имеет слово "хрустальный"?

Дети делают вывод о том, что значение может быть прямое (сделанный из хрусталя) и переносное (похожий на хрусталь, т.е. чистый, прозрачный).

Дети работают в парах, записывая словосочетания в два столбика в зависимости от значения (в первый - с прямым, во второй - с переносным значением).

На интерактивной доске два столбика для ученической самопроверки.

Слайд 8.

Учитель.Таким образом, в первом столбике записаны обычные признаки предметов, они не являются эпитетами, а во втором столбике признаки предметов употребляются не в прямом, а в переносном значении. Это и есть эпитеты.

Далее учащиеся самостоятельно ищут в стихотворении эпитеты и уточняют значение следующих словосочетаний:

  • "лучезарны вечера" - сияющие, светлые;
  • "бодрый серп" - быстро срезающий колосья;
  • "на праздной борозде" - на вспаханном поле, на котором никто не работает;
  • "паутины тонкий волос" - паутина сравнивается с тонким волосом;
  • "чистая и тёплая лазурь" - синева неба, цвет чистого и тёплого воздуха;
  • "на отдыхающее поле" - на поле закончены все работы.

В процессе проводится словарная работа, уточняются значения слов, "серп" и "борозда", демонстрируется картинка с изображение серпа и репродукция картины художника М.В. Оболенского "Жнитво", где изображены крестьянки с серпами за работой.

Учитель.Кроме эпитетов, какие другие "рисующие" слова есть в тексте?

Дети.Есть слова, с помощью которых автор "оживляет" неодушевлённые предметы:

"гулял" (бодрый серп)

"падал" (колос)

"льётся" (чистая и тёплая лазурь)

Дети с помощью учителя делают вывод, что не все "рисующие" слова являются эпитетами, а только те, которые являются художественным описание признаков предметов.

5. Подготовка к выразительному чтению.

Дети подбирают слова, характеризующие авторские (читательские) чувства и настроение к каждой картине, используя "словарь настроений":

1-я строфа - чувство светлое, восторженное, восхищённое;

2-я строфа - раздольное, светлое, умиротворённое;

3-я строфа - грустное, успокаивающее, умиротворённое.

6.Упражнение в выразительном чтении.

IV Применение знаний на практике

Контроль и коррекция знаний.

1. Упражнение в умении находить эпитеты.

На интерактивной доске стихотворение С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы:"

Слайд 9.

Учитель (или хорошо подготовленный ученик) читает стихотворение.

Учитель.Выпишите эпитеты.

Дети работают в группах, зачитывают выписанные словосочетания, доказывают правильность своих утверждений, исправляют ошибки товарищей ("рощи голы", "за сини горы", "солнце тихое", "зимы седой", "в чаще звонкой", "рыжий месяц").

2.Учитель. Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Я приготовила для вас интересный кроссворд. Когда вы верно его разгадаете, получите по вертикали название "рисующего" слова, с помощью которого автор изображает предмет, показывая самые важные его признаки.

Дети получают индивидуальные карточки с кроссвордом и читают вопросы.

Слайд 10.

Учитель. Какое "рисующее" слово было зашифровано?

Дети. Эпитет.

На интерактивной доске кроссворд с ответами.

Слайд 11.

Учитель.Что же такое эпитет?

Выслушиваются ответы детей.

V Рефлексия

Учитель. На листочках с кроссвордом обозначьте только цветом (зелёным или жёлтым) следующие утверждения:

Слайд 12.

VI Домашнее задание.

Выучить стихотворение Ф.И. Тютчева наизусть.

Слайд 13

Приложение