Особенности обучения лексике в профильных группах СОШ

Разделы: Иностранные языки


В течение 5 последних лет я работаю в обычной средней школе, в основном в старшем звене. До сих пор испытываю некоторые сложности, т.к. до этого 14 лет отработала в школах с углубленным изучением английского языка. В 2011-2012 уч. г. сложностей прибавилось, т.к. школу ожидает аттестация, проверка качества образования, а кроме того, мне предложили должность председателя методического объединения учителей иностранных языков.

Что же это за сложности? Больше всего меня беспокоит вокабуляр современных подростков. На "отлично" большинство знает табуированную лексику и пытается выяснить, имею ли я о ней представление. Радует, что некоторые учащиеся играют в сетевые игры на английском языке и таким образом выучивают необходимые им слова, чаще всего существительные и глаголы в повелительном наклонении. Единицы читают литературу даже на родном языке. Что уж говорить о иноязычной, в которой так много незнакомых слов, а учить их лень.

В 10-11 классах нашей школы введена профилизация с увеличенным количеством часов английского языка - 6 часов в неделю, как в спецшколе. Учебник Афанасьевой, Михеевой для спецшкол. В профильную группу ребята записываются, в основном, по двум причинам: нужно сдавать ЕГЭ по английскому языку или язык нужен для общения. Преподавание английского языка, да еще и на повышенном уровне вызывает сложности и у тех, и у других. Объединяет их общая беда-маленький словарный запас. В своей статье я хочу рассказать о формах и методах работы с лексикой в таких группах.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ

"Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным". С. Джонсон.

(Приложение 1)

Теория

1. Активный словарный запас в размере 350-700 слов необходим для базового уровня владения иностранным языком. 700-1300 слов достаточно для того, чтобы объясниться и для чтения на базовом уровне. Активный словарный запас 1300-2800 слов достаточен для бытового повседневного общения; в случае, если он пассивный, достаточен для беглого чтения.Словарный запас в размере 2800-5500 слов пригоден для свободного чтения прессы или научной литературы.

Согласно школьной программе, активный лексический минимум на начало старшего этапа обучения 1050 лексических единиц, а на конец обучения -1200 лексических единиц.

Если учащиеся усвоят 1500 лексических единиц и их производные, то смогут пользоваться иностранным языком в коммуникативных целях.

2. Круговая диаграмма соотношения форм восприятия (по К. Роузу)

(Рисунок 1)

Как показывает диаграмма, доля визуального восприятия составляет ~ 40%, аудиального и кинестетического ~ 20%, вкусового и обонятельного ~ по 10%. Таким образом, при отработке лексики должны использоваться приемы, задействующие все формы восприятия:

  • ритм: тихий, спокойный, плавный, торопливый, переменный, рифма.
  • темп: ускоренный, замедленный, нормальный, имитация речи диктора.
  • громкость голоса: громко, нормально, тихо, шепотом.
  • жесты, эмоции, мимика, интонации.
  • движения, имитирующие действия (ходьбу, полет, плавание, письмо и т. д.).
  • визуальное, тактильное подкрепление (рисунки, пиктограммы, схемы, предметы).
  • выделение альтернативным цветом.
  • вкус помогает почувствовать смысл, например, Present Perfect: ягода съедена, а вкус остался.

3. Одним и наиболее важных факторов, влияющих на прочность запоминания, является частота употребления того или иного слова в речи или тексте. Чем чаще встречается слово или выражение, тем лучше и прочнее оно запоминается, а 25% введенной информации забывается в течение 24 часов после первичного ознакомления с ней. Цикличность /периодичность повторения способствуют прочности запоминания лексики. По Питеру Расселу ("The Brain Book",1979), следует проводить

1-ое пятиминутное повторение через 5-10 минут после введения;

2-ое повторение - через 24 часа;

3-е повторение неделю спустя;

4-е повторение - через месяц;

5-е- повторение - через 6 месяцев.

Недостатком практически всех УМК является малая повторяемость лексических единиц. Овладев словами, выражениями в одной теме, учащийся может их не встретить в другой теме, что способствует утрате уже выработанных навыков.

4. В каждой возрастной группе обучение лексике имеет свои специфические особенности.

В подростковом возрасте благодаря развитию абстрактного мышления учащийся может с легкостью запоминать большие тексты и формулы. Логическая память, то есть запоминание и воспроизведение с пониманием, позволяет привлечь произвольные ресурсы памяти при обучении иностранному языку. Полезна работа с избыточным объемом текстового материала, то есть не предназначенным для стопроцентного запоминания. Речь преподавателя, дополнительные тексты для чтения приводят к расширению пассивного словарного запаса. Объем усваиваемого материала может возрасти, если учащийся использует логику, умеет анализировать.

Подростковый возраст - это время усвоения норм и правил общения. В реальной жизни мы общаемся с разными людьми в разных ситуациях. Поэтому в курсе обучения иностранному языку изменение формы взаимодействия необходимо, так как активизирует работу мозга и повышает запоминание. На занятии важна роль доверительного общения, которое требует от преподавателя партнерского отношения к учащимся и такта.

Согласно П.И. Зинченко, непроизвольное запоминание старшеклассников включается особенно эффективно, если содержание учебного материала совпадает с их интересами. Если преподаватель будет учитывать особенности подросткового возраста и использовать упражнения, которые носят личностно-ориентированный характер, то они будут соотноситься с реальной жизнью и повышать мотивацию к учению у каждого учащегося.

5. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особенно остро она стоит в изучении иностранных языков в средней школе. Исследователи приводят данные о снижении ее от класса к классу. Поскольку мотивация субъективна, она определяется собственными потребностями, побуждениями и пристрастиями учащегося, осознаваемыми им. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель сможет влиять на желание своих учеников учиться, если ему удастся встать на их место, узнать мотивы деятельности, развивать и корректировать их.

Причины высокой мотивации (Приложение 2)

  • Познавательная потребность
  • Интерес к информации
  • Интерес к способу действия
  • Интерес к людям, организующим или участвующим в процессе.
  • Потребность в самовыражении/творчестве
  • Потребность в самопознании
  • Осознание значимости происходящего для себя и других.
  • Потребность в социальном признании.
  • Избегание наказания
  • Получение материальных выгод и преимуществ.

6. Лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование. Процесс овладения лексикой состоит из нескольких этапов; 1) ознакомление, включающее введение и объяснение; 2) тренировка в употреблении лексических единиц (ЛЕ) (первичное закрепление) и 3) употребление ЛЕ (включение их в речевую деятельность).

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.

Несомненно, индивидуально-личностный подход к ученику, использование разнообразных методов обучения способствует лучшему усвоению лексики и правильному ее употреблению в устной и письменной речи.

Приложение 3. Памятка. Запоминание слов.

Приемы обучения лексике

(Приложение 4)

  • Фонетический тренинг
  • Пение караоке
  • Ролевые игры
  • Смена видов деятельности
  • Смена форм взаимодействия
  • Использование предметов и карточек
  • Составление интеллект-карт
  • Практические задания для применения на уроках и дома
  • Индивидуальные лексические задания

Психологами установлено, что усвоение новых слов достигается лишь после того, как учащиеся употребят их в различных упражнениях не менее шести-восьми раз. Поэтому упражнения должны быть разнообразными и способствовать применению лексических значений в речевой практике учащихся.

Работа со словарем.

В настоящее время многие учителя отказались от ведения словаря учащимися, и совершенно напрасно. Способов работы со словарем достаточно много, а работу можно строить в зависимости от уровня учащихся, их мотивации и потребностей. В целом, при обучении лексике английского языка стоит делать упор на моторную память, прописывая новые слова, а, не набирая их на компьютере, как мы все уже привыкли. Таким способом проще добиться орфографически верного оформления этого слова.

Вот некоторые варианты работы со словарем:

  • ведение тематических списков слов
  • ведение сводного алфавитного словаря, куда следует самостоятельно вносить новые слова из текстов.
  • ведение разделов словаря по словообразованию, неправильным глаголам, синонимам и антонимам, омофонам, фразовым глаголам
  • выписывание лексических групп и речевых оборотов с переводом
  • ведение списков слов и словосочетаний, употребляющихся в письмах и сочинениях (подготовка к государственным экзаменам, задания С1 иС2)

Работу со словарем необходимо проводить сначала в классе под руководством учителя, а затем применять как форму самостоятельной работы учащихся. Для повышения мотивации к работе со словарем необходимо предусмотреть меры поощрения, например, выставлять оценки за аккуратное ведение словаря, давать разрешение пользоваться своими записями во время самостоятельных работ, и т.д.

Диктант (Приложение 5)

Еще один способ работы с лексикой, которым незаслуженно пренебрегают. Действительно, если учащиеся не планируют сдавать экзамен, то можно обойтись и без 100-% грамотного правописания. Тем не менее, в применении этой формы работы на уроке больше плюсов, чем минусов.

Диктант успокаивает группу.

Диктант -эффективная форма работы с большими группами учащихся.

Диктант влечет за собой устную коммуникативную деятельность.

Диктантом можно охватить группы с разными языковым способностями/ умениями. (дифференцированное обучение)

Учащиеся активны после выполнения диктанта.

Диктант безопасен для преподавателя английского языка, не носителя языка.

Диктант - технически полезное упражнение на английском языке.

Диктант дает доступ к интересным текстам.

Виды диктантов Для формирования слуховых ассоциаций и установления устойчивой связи между предметом или понятием и фонетической формой слова, его обозначающего, я использую различные диктанты

  • Текстовый диктант
  • Переводной диктант-квиз
  • Выборочный диктант
  • Творческий диктант
  • Графический диктант
  • Цифровой диктант
  • Диктант "будь внимателен"
  • Диктант "Напиши рассказ"

Другие варианты индивидуальных заданий см. Приложение 6

Групповые лексические задания

(Приложение 7)

При построении занятия я учитываю психологические особенности ребят, поэтому в свои занятия я стараюсь включать задания на формирование зрительных, слуховых и кинестетических ассоциаций.

"Умный листок"

"Снежный ком"

"Memory Game"

"Синквейн"

Ролевые игры

Максимальное расширение предложения.

Кроссворд

"Compositor"

"Two first letters"

"Be Quick"

"Last Word Chain"

"Назови шестое"

"Jumbled words"

Задания с карточками

Задания с пропусками (gaps)

Творческие домашние задания

Использование готовых материалов

Интеллект-карты (Mind maps)

Если вы не можете или не хотите что-либо придумывать, воспользуйтесь рекомендациями и готовыми материалами. Это книги и учебные пособия, представляющие собой подборку материалов, так называемые resource pack.

Задания с применением ИКТ.

Использование средств мультимедиа (программ Power Point, Publisher,Word, Excel, электронных словарей, СD и DVD-дисков, MP3, интернет - ресурсов) позволяет обогатить классический урок, сделать его современным. Компьютерные технологии приумножают дидактические возможности традиционного обучения:

  • способствуют росту интереса учащихся к предмету;
  • ускоряют процесс обучения;
  • обеспечивают наглядность
  • обеспечивают аудио- и видео поддержку
  • улучшают качество усвоения материала;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • увеличивают роль самостоятельной работы учащихся
  • дают возможность избежать субъективности оценки.
  • расширяют возможности использования проектного метода и других нестандартных форм обучения
  • позволяют оперировать большими объёмами информации
  • предоставляют неограниченное количество обращений к заданиям
  • немедленное предоставление обратной связи

Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, поскольку поиск информации все больше и больше происходит через Интернет. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие ресурсов:

  • поисковые системы;
  • доступ к информационным ресурсам:
  • справочные каталоги
  • электронную почту (e-mail)
  • видеоконференции и вебинары
  • разговор в сети (Chat).
  • возможность публикации собственной информации (блоги), создание собственного сайта

Электронные образовательные проекты и межкультурная коммуникация

Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно использовать его в процессе урока.

А теперь мне хотелось бы остановиться на некоторых сайтах, которые можно использовать для обучения лексике.

Источники

  1. http://madamabramova.ucoz.ru/
  2. http://begin-english.ru/articles/
  3. www.franklang.ru
  4. http://nsportal.ru/
  5. http://cflstudy.ru/index.php?section=105
  6. http://cflstudy.ru/index.php?section=74
  7. http://yescenter.ru
  8. http://pedsovet.su
  9. http://works.tarefer.ru/64/100157/index.html
  10. http://engblog.ru/teaching-lexics
  11. http://www.distant.ioso.ru
  12. http://www.gramota.ru/slovari/dic/
  13. http://cflstudy.ru
  14. http://www.school-city.by
  15. http://www.english-easy.info/proverbs/proverbs_y.php#ixzz1jbKazSCs
  16. http://engblog.ru/
  17. http://56ouo43.com/school/6/index.php?option=com_content&task=view&id=84&Itemid=5
  18. http://www.point.ru/news/stories/4658/#story

Приложения.