Искусство традиционной вышивки на современном этапе

Разделы: История и обществознание


Цели урока: Продолжить работу по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа.

1. Обучающие:

  • познакомить учащихся с историей вышивки

2. Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к истокам декоративно-прикладного искусства;
  • воспитывать эстетический вкус;
  • воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;

3. Развивающие:

  • создавать условия для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству;
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

Ход урока

Эпиграф: “Как прекрасен этот мир, посмотри…”.

Вышивка – одно из распространенных в мире искусств. Свои истоки берет она в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани.

Марийская вышивка. Искусство вышивки – одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре народа мари. Это – типичный вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. Вышивке как самому распространенному и специфическому виду творческой деятельности марийских женщин по праву принадлежит ведущее место в декоре народного костюма. Она обогащает эмоционально и говорит о возможностях человека преобразовывать обычный материал в уникальное произведение искусства. Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии. Орнаментация, композиция, цветовые сочетания, ритм рисунка говорят о глубинном, длительном развитии эстетических взглядов народа в различные исторические периоды.

Поскольку одежда связана с бытом народа, с его обычаями и обрядами, вышивка, украшавшая ее, в какой-то мере отражает и этническую историю, этнокультурные связи с другими народами. А самое главное – свидетельствует, что вышивка формировалась в недрах местной локальной культуры и сохранила до настоящего времени традиционные техники и приемы исполнения, орнаментальные узоры и украшения.

Маритyр (марийская вышивка) дорога нам прежде всего как проявление национальной культуры, традиций и особенностей, которые определяют неповторимый облик народного декоративного искусства республики. Именно в этом виде народного творчества наиболее отчетливо проявилась высокая художественная одаренность марийского народа.

Обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждом районе сохранились изготовленные в прошлом и давно вышедшие из употребления вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, в выступлениях профессиональных художественных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах и в современном моделировании.

Известно, что вышивка является широко распространенным видом декоративно-прикладного искусства. Узор и изображение выполняются вручную с помощью иглы или посредством вышивальной машины на различных тканях разной структуры цветными или бесцветными нитками, в различных техниках. У марийцев вышивку выполняли на белом (холщовом, льняном) полотне тонко спряденными шерстяными нитками домашнего крашения или покупными хлопчатобумажными и шелковыми нитками. Узор выполняли без всяких вспомогательных средств (канвы или предварительно начерченного на ткани рисунка), по отсчету нитей основы ткани. Если вышивка была двусторонней, то ее выполняли всегда с изнанки полотна, шов велся обычно слева направо. Вышивку применяли для отделки деталей женской и мужской, детской одежды; она украшала женские головные уборы, свадебные покрывала и платки, поясные и декоративные полотенца, другие ритуальные предметы.

На протяжении многих веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства. Вышивка являлась определяющей для каждой этнической группы, указывала на возрастную и социальную принадлежность ее владельца. Уже с шестилетнего возраста девочку начинали обучать искусству вышивания. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и заниматься изготовлением свадебных принадлежностей невесты, готовить приданое. Взрослые мастерицы передавали свое умение подрастающему поколению непосредственно при общении "мастер-ученик", используя личный опыт и наглядный пример в индивидуальном порядке. Таким образом передавалась сложная, многообразная техника вышивания, происходило философское осмысление орнамента вышивки в течение нескольких столетий.

Национальный костюм. С чего начать?

Известный марийский поэт Валентин Колумб в своем стихотворении “Рождение марийской вышивки” очень хорошо об этом рассказал. Послушайте отрывок.

И так,
Как семицветны наши зори,
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры,
На тувырах и шовырах девчат.
Ты по селу пройдись
Базарной ранью,
Где гомонит веселая толпа,
Написана на ней
Крестом и гладью
Нелегкая народная судьба.
Родной узор
Неповторим и вечен,
И дороги сегодня нам вдвойне
Наплечники червленые,
Как венчики,
Два солнца –
На груди и на спине.
Любой стежок здесь к месту,
Все так точно,
Деталь и совершенна,
И мудра.
От вышивки такой
Светло и ночью.
Да, голь была на выдумки хитра.
О, женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно.
Писать мы научились
Так недавно,
А вышивать умели
Так давно.

Мою знакомую зовут Валентина Игоревна. Она живет в Куженерском районе. Работает в Пенсионном фонде. Но кроме работы у неё есть интересное увлечение. В свободное время она шьёт куклам разные национальные костюмы. У нее это очень хорошо получается.

Окружающие её люди восхищаются и одобряют работы Валентины Игоревны. Она шьёт марийские, татарские, русские, украинские, шотландские и другие костюмы.

Это идея у неё возникла в детстве. Она шила своим куколкам разные одежки: кофточки, блузки, юбки, шорты, пиджаки, жакеты, плащи, но больше всего ей нравилось шить для них платья. С возрастом она начала вышивать на платьях орнаменты разных народов.

Она вкладывает в своё увлечение очень много сил, и каждая её работа сделана от чистого сердца, и когда её просят продать эти куклы она не хочет с ними расставаться, но приходиться это делать.

Сейчас она покупает куклы и сшивает им одежды, затем она продает их в магазине “Детский мир” Или же шьёт на заказ.

Темы для своих узоров, как и краски, марийцы брали у природы, у леса.

В марийском национальном орнаменте сплетаются рога лосей, встают на дыбы кони, сидят на ветках птицы, стоят красавицы сосны и ели. Зеленый цвет рассказывает о лесе, голубой – передает цвет чистого неба, красный – символизирует солнце, черный и темно-синий применяются для обведения контура. При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл, они "своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев.

На нашем уроке встреча мы познакомиться лишь с некоторыми элементами-символами в традиционном костюме, которые своим местонахождением уже выполняют функции оберега. Так, у приволжской группы луговых мариек между вышивкой по сторонам грудного разреза и вышивкой, спускающейся с плеч по швам, располагается по обе стороны орнаментальная розетка чызорол – "сторож грудей". Это наиболее архаичные композиции из дошедших до нас образцов; наличие их в вышивке считалось признаком зрелости женщины, символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери, которая должна была родить и выкормить здоровых детей, продолжателей традиций и культуры рода.

Женские головные уборы

Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения, она указывала на возраст и на социальную принадлежность ее владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки. Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп.Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило "обнажение головы".

Используются нитки двух цветов: красного и черного. Сама техника исполнения узоров уже является оберегом. Присмотревшись к узору, вы ощутите "рябь в глазах", т.е. создаются энергетические вибрации, которые защищают женщину от негативных воздействий, направленных на нее, от недобрых взглядов и сглаза. На рисунке вы видите мотив, похожий на стрелку. Их здесь два, они направлены в разные стороны от центра, как бы рассекая нежелательное воздействие постороннего взгляда.

Рассмотрим другой мотив. В центральной части композиции мы видим симметрично расположенные фигурки зайца. Здесь применяется традиционное исполнение вышивки налобника сороки. На нем обычно размещают парные фигурки птиц и животных по обе стороны от дерева. В древности заяц у луговых мари считался жертвенным животным, он олицетворял легкость тела, быстроту движений. Очевидно, вышивальщицы размещали узор с таким мотивом на головном уборе, желая сохранить в себе именно эти качества.

Орнамент для оформления платка по краям. Широкая центральная полоса композиции вышивается набором. Часто платок вышивали, вкладывая еще больший труд и умение, создавая двустороннюю вышивку. Технику исполнения двусторонней вышивки мы уже рассматривали выше на примере неширокой бордюрной композиции женского головного убора шарпан.

Узор "крест" для размещения в углу платка. Символически назовем его "сторожем дома" и рассмотрим смысловую нагрузку отдельных мотивов орнамента. Квадрат в центре – это земля, дом, где ты живешь или дом твоей души. Если на него будет надвигаться какая-то неприятность, то крест ее рассечет, измельчит и сведет на нет. Всего здесь 30 крестов. Квадрат со всех сторон огражден мотивами типа воронка. Они как репьи с колючками не пропускают, задерживают неприятности, оберегая "дом". Эта рябь, т.е. вибрации, которые создает сама техника исполнения композиции ступенчатой росписью, оберегает владелицу платка с такой вышивкой. Возможно, вы не станете вышивать себе платок, но любая салфетка, исполненная таким узором, украсит ваш домашний уют.

Головной убор шымакш носили женщины северо-восточных районов Республики Марий Эл (ныне это Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Советский, Куженерский, Параньгинский, частично Моркинский районы). Шымакш шили из прямоугольного куска холста с конусообразным колпаком, надеваемым на голову (Соловьева Г.И., 1990, с. 29).

Мы ознакомились с традиционным исполнением народного костюма на примере наиболее распространенных элементов оформления вышивкой платьев, рубашек и головных уборов. Красив, богат и оригинален народный костюм. Оформившись в древности, он обогащался, видоизменялся, отвечая эстетическим вкусам и практической целесообразности. К сожалению, редко можно встретить национальную одежду в современной жизни, используемую в качестве повседневной одежды. Чаще ее увидишь во время праздников, обрядов, каких-то торжеств или мероприятий, связанных с национальной культурой, историей народа. Необходимо подчеркнуть важность воспитательного момента этнических традиций в одежде, как приобщения к культурным ценностям, духовному наследию своего народа. Возможно,, именно поэтому в моделировании одежды в последние годы наметилось активное использование национальных форм и мотивов. Художники-модельеры, любители народного искусства открывают все больше возможностей внедрения национальных традиций, поскольку традиционное искусство – неиссякаемый источник народной мудрости, представлений о красоте, нравственности и гармонии с окружающим миром. Костюмы, созданные в национальных традициях, не подвержены изменчивой моде, так как основываются на традициях народа.

Стилизованная одежда на основе марийских традиций в настоящее время пользуется особой популярностью у эстрадных певцов, артистов и интеллигенции. Поэтому на этой встрече хочется еще раз подчеркнуть: древний костюм и маритyр украшают жизнь нашего современника. Любая одежда меняет внешний облик человека. А народная -дает человеку новые ощущения – легкости, радости, иногда и строгости, простора – то, что вы не испытаете в привычной нам одежде европейского стиля. Если вы еще ни разу не надевали национальный костюм, то я советую это сделать. Прочувствуйте, прислушайтесь к себе в одеянии народного костюма и головного убора. Вы оцените то, что веками ценили, любили, чем дорожили наши предшественники в народной одежде.

– На какие группы делятся узоры? (растительные, геометрические, животные)

– Как выполнялась вышивка?

– Какая техника вышивки существовала?

– Для чего украшали вещи вышивкой?

– Какие требования мы можем предъявить для декоративно –прикладного искусства? (Польза, прочность, красота)

– Какие цвета преобладали на вышивке? ( красный, к 20 в. – розовые, оранжевые, фиолетовые, голубые цвета)

Знакомство с альбомом по марийской вышивке.

Вышитые салфетки, полотенца, одежда

Русская вышивка.

Вышивка – один из самых древнейших видов русского декоративного искусства.

Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узоров. В курганах 9-12 веков археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором.

В русских деревнях и селах с 5 летнего возраста начинали обучать девочек женскому ремеслу прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах и плести кружево. К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе и украсить яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой.

В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар – птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Самые красивые полотенца, порой сплошь покрытые узорочьем, служили нарядным убранством жилища.

Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой.

Вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны “лучистое солнышко”, ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли.

Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка её завилась петельками и колечками. В своё время служили эти необычные узоры календарём. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года.

(Сообщения учащихся о вышивке, показ работ).

Татарская вышивка.

Испокон веков одежду себе и своим близким татарская женщина старалась изготовить сама, вкладывая в это увлекательное дело всё своё умение и эстетический вкус. Невозможно представить татарский костюм без калфаков и тюбетеек,

Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпали из окружающей природы.

Уже в глубокой древности человек создавал узоры – символы: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой –вода, кругами, квадратами или ромбами изображали солнце или луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами. Так, можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать цветы, ветки как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте – тюльпан – является символом возрождения. Астра считается цветком долголетия, видимо из-за большого количества лепестков. Встречаются в узорах и разрезанные плоды граната – признак богатства и плодородия.

(Знакомство с книгой “Татарская вышивка” Нурзия Сергеева)

Актуализация знаний учащихся

Отгадать кроссворд “Вышивка”.

По горизонтали:

1. Старинный вид женского рукоделия. (Вышивка.)
3. Вышивкой были украшены предметы быта, головные уборы, обувь, а также…(одежда).
5. Нитки для вышивания. (Мулине).
7. Для перевода рисунка на ткань используется…(калька).
9. Символ оберега. (Полотенце.)
11. Один или несколько повторяющихся узоров. (Раппорт.)
13. Инструмент для вышивания. (Игла.)
15. Шов, при котором на иголку навивают много витков. (Витой).

По вертикали:

2. Один из материалов для вышивки. (Волос.)
4. Для вышивки узоров учитывают…(цвет ниток).
6. Ткань, переплетение нитей которой образуют клетки разной величины. (Канва.)
8. Разновидность вышивки. (Крест.)
10.Специальное приспособление для натягивания ткани. (Пяльцы.)
12. Для вышивки часто используется …(орнамент).
14. Вышивание плоскости узора различными стежками. (Гладь.)

Д.З. подготовить рассказ о вышивке.