Рабочая программа модуля «Подари игрушку другу» для 1 класса

Разделы: Технология, Начальная школа


Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Подари игрушку другу» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе модуля «Мягкая игрушка» программы дополнительного образования «Искусница».

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках социального направления.

Программа данного курса представляет систему учебных занятий для учащихся начальных классов разнообразных форм: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, учебная игра. Программа рассчитана на одну учебную четверть. В первом классе 17 часов (2 часа в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом

Актуальность выбора программы обусловлена тем, что занятия предусматривают не только освоение шитья мягких игрушек, но и получения опыта дарить сшитую своими руками игрушку. Практика показывает, данный опыт повышает самооценку, и как следствие, успешность у ребенка.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

  1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
  3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
  5. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата производилась с помощью наблюдений, опросов учеников, тестирования родителей, заполнения карточки учёта творческого роста и результативности обучения.
  6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: освоение социально-значимого опыта дарить сшитую своими руками игрушку через систему занятий программы.

Основные задачи курса:

  1. Приобщение учащихся к истокам традиционного народного творчества;
  2. Овладение учащимися приемами изготовления мягкая игрушка;
  3. Овладение умениями применять художественные материалы (бисера, нитки, пуговицы и т.д.) для оформления мягкой игрушки;
  4. Овладение опытом безопасной работы с ручным инструментом;
  5. Освоение социально-значимого опыта: «дарить сшитую своими руками игрушку».

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Особенности организации учебного процесса

Материал каждого занятия рассчитан на 30 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, практических заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение практических заданий детьми.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение последовательности изготовления, выявляются способы оформления игрушки. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной практической работы проводится выставка работ. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: технологические карты по изготовлению игрушек, наглядность по безопасной работе с инструментами и организации рабочего места, варианты оформлении игрушек, игра «Как дарить подарки.

Формы занятий:

  • типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
  • собеседование,
  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков,
  • учебная игра.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений: личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы …
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • определять последовательность действий;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов

В основу изучения модуля положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Ожидаемые результаты работы:

  • овладение учащимися приемами изготовления мягкой игрушки,
  • овладение умениями применять художественные материалы (бисера, нитки, пуговицы и т.д.) для оформления мягкой игрушки
  • овладение опытом безопасной работы с ручным инструментом
  • освоение социально-значимого опыта: «дарить сшитую своими руками игрушку».

Формы контроля:

Стартовый (опрос, наблюдение, контрольные задания)

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  •  пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

  • тестирование (приложение 3);
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания;
  • выставка работ учащихся;
  • отзывы родителей (анкетирование) (приложение 2);
  • отзывы детей получивших подарки.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы – создание портфолио.

Содержание курса

1. Вводное занятие (1 час)

История народной игрушки. Демонстрация образцов игрушек. Организация рабочего места. Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Техника безопасности при работе с иголками, с ножницами.

2. Материаловедение (3 часа)

Загадочные ткани. Характеристика используемых тканей (сукно, драп, флиc), их свойства.

3. Игрушки-сувениры (10 часов)

Анализ образцов игрушек. Правила раскроя деталей игрушки. Ручные простейшие швы (шов “вперёд иголку”, шов “через край “). Технология изготовления игрушек Зайчик, Птичка на пальчик, гусеницы.

(набивка деталей, соединение деталей игрушек). Способы декоративного оформления игрушки.

4. Дарение (2 часа)

Как дарить подарки. Правила хорошего тона.

Подари игрушку другу – дарение самошитой игрушки воспитанникам детского сада.

Учебно-тематический план занятий (17 часов)


п./п.
Наименование темы Кол-во часов
всего дата коррекция
1
2

3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
Вводное занятие
Материаловедение. Загадочные ткани
Аппликация
Древо жизни. Цветы.
Древо жизни. Листья.
Древо жизни. Ствол.
Игрушки-сувениры
Зайчик. Раскрой.
Изготовление зайчика.
Оформление зайчика.
Птичка на пальчик. Раскрой.
Пошив птички.
Оформление птички
Игрушка “шарик-валик”. Раскрой гусеницы.
Пошив гусеницы.
Пошив гусеницы
Оформление гусеницы
Дарение
Как дарить подарки
Подари игрушку другу
1
1
3
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
   
  Итого 17    

На занятиях кроме материала, согласно календарно-тематического планирования, предусматривается проведение различных физкультминуток (приложение 1).

Учебно-методическая литература для учителя:

  1. Молотобарова О.С.Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. Учреждений.-2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.-176с.
  2. Деревянко Н.С. Мягкая игрушка: Волшебный сад. – М.: «РИПОЛКЛАССК»; СПб.:»Валерии СПД», 2001. – 112 с., ил.
  3. Интернет-ресурсы.

Учебная литература для учащихся:

  1. Молотобарова О.С.Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. Учреждений.-2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.-176с.
  2. Деревянко Н.С. Мягкая игрушка: Волшебный сад. – М.: «РИПОЛКЛАССК»; СПб.: «Валерии СПД», 2001. – 112 с., ил.

Приложения.