Интегрированный урок музыки в 8-м классе по теме "Образ Иисуса Христа в современной музыке"

Разделы: Музыка


Художественно-педагогическая идея:

Настоящее искусство никогда
не довольствуется лишь самим собой;
оно не есть для себя самоцель,
ибо цель звуков - произведение,
цель - произведения - музыка,
цель - музыки - духовность.
И подлинный предмет,
и субъект искусства - Человек.
А.Шнитке.

Цель урока:

  • Восприятие и осознание школьниками музыки как образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально-духовного опыта поколений.

Задачи:

  • Закрепить знания о синтезе жанров музыки (Рок-опера);
  • Развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки.
  • Воспитывать способность видеть красоту силы духа и силы любви, умение сострадать, сочувствовать.

Музыкальный материал:

  • Э. Л. Уэббер "Иисус Христос - суперзвезда".
  • Ария "Моление о чаше" (на английском и русском языках)
  • К.Кельми "Замыкая круг".

Художественный материал:

План урока:

Этапы урока
1 Создание проблемно-поисковой ситуации 4.00
2 Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на английском языке. 5.20
3 Обсуждение музыкального образа 5.00
4 Закрепление знаний о синтезе жанров в музыке 4.00
5 Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на русском языке. 5.20
6 Анализ воплощения художественного образа Иисуса Христа в литературе, живописи, музыке. 10.00
7 Обсуждение позиции авторов рок-оперы. 4.00
8 Исполнение песни К.Кельми "Замыкая круг" 4.00
9 Рефлексия 4.00

Ход урока

У: - Добрый день. Ребята, что у меня в руках?

Д: - Чаша.

У: - Что такое чаша, дайте определение этому предмету.

Д: - То, что можно заполнить, из чего можно пить и т.д.

У: - В словаре Ожегова сказано: "Чаша - сосуд для питья". (Слайд №2)

- Вспомните высказывания, где употребляется это слово. (После того, как дети привели свои примеры, предложить высказывания, перечисленные на слайде№3).

У:- Как вы понимаете перечисленные ниже высказывания?

Пить горькую чашу (испытывать несчастья).

Чаша терпения переполнена (невозможно больше терпеть).

Дом - полная чаша (в доме изобилие, всего много).

Испить смертную чашу (умереть).

Чаша весов склоняется в какую-либо сторону (принимается то или другое решение).

Учащиеся приходят к выводу, что в данных высказываниях чаша наполнена иным, жизненным содержанием.

- Вслушайтесь в музыку. Чем наполнена чаша этого человека?

Звучит "Ария Иисуса в Гефсиманском саду" (на английском языке). (Папка "Музыка") 5.20

У: - Каким представляется вам образ человека в музыке? (Человек страдает, на душе у него неспокойно, кажется, он кричит от отчаяния).

У: - Какая музыка прозвучала - легкая или серьезная?

Д: - Серьезная, в ней выражены сложные чувства.

У: - Как вы думаете, это музыка классическая или современная? К какому стилю её можно отнести?

Д: Скорее всего эта музыка была написана в наше время. По стилю прозвучавшее произведение можно отнести к рок-музыке.

У: - Вы правы. Прозвучал фрагмент рок - оперы.

- К какому направлению рок - музыки можно отнести появление этого жанра?

Д: Арт - рок или художественный рок.

У: - Не кажется ли вам странным такое сочетание? Рок - опера. Что может, по вашему мнению, объединить два столь различных направления в музыке? (Слайд №4).

Д: - Желание композиторов сделать доступным современному слушателю оперное искусство. Ведь опера - это музыкальный спектакль, развивающийся по своим законам. Несмотря на то, что опера появилась в 16 веке, она постоянно менялась, была разнообразной и комической и сатирической, и трагической. С пышными декорациями, и скромными костюмами на уличных подмостках. Не так давно мы слушали оперу "Риголетто", где шел рассказ о распутном, тщеславном, легкомысленном Герцоге и его окружении. А рок-музыка-это способ заявить о проблемах общества.

У: - Действительно, Рок стал способом выражения определенных настроений молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально одаренных людей. Их не могла удовлетворить только социальная актуальность при художественной несостоятельности. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания.

Поиск новых выразительных средств, привел музыкантов к пристальному вслушиванию в окружающий музыкальный мир, к творческому использованию завоеваний иных направлений прошлого и настоящего, в том числе и музыкальной классики. Особое место занимает связь с оперой. Ведь опера - театр, действо, а рок своей манерой исполнения, различными декоративно - световыми эффектами тяготеет к театру. Важнейшее качество рок - оперы - сквозное развитие, внутреннее единство музыки и драматического действия [4,58 с].

 

У: Сегодня на уроке прозвучал фрагмент рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона, обозначив в полной мере рождение нового жанра. (Слайд №5)

У: - Как вы думаете, кому из героев принадлежит эта ария?

Д: - Скорее всего, Иисусу Христу. В музыке слышен рассказ страдающего человека, музыка полна боли, отчаяния.

У: - Что вы знаете о жизни этого человека? Каким он вам представляется?

Д: - Это человек - сын Бога, который пришел на землю, чтобы спасти людей.

У: Давайте послушаем еще раз сцену "Моление о чаше". Вслушайтесь, какими чувствами и мыслями наполнена ария Христа? (Звучит Ария "Моление о чаше" на русском языке). (Папка "Музыка") 5.20.

У: - Какими чувствами она наполнена? Как построена ария Иисуса?

Д:- Вначале музыка звучит тихо, лирично, затем растет напряжение, доходящее порою до крика отчаяния, но затем все замирает и вновь звучит первоначальная мелодия. Но она полна уверенности, Иисус принял решение, и в музыке чувствуется эта уверенность, звучание становится более громким.

- К кому он обращается?

Д: - К Богу, к отцу. Христос спрашивает: "За что мне смерть?" Он не хочет умирать, но понимает, что ему предстоит выполнить то, что определено судьбой.

У: - Как вы думаете, ребята, о каких событиях рассказывается в этом произведении?

Д: - О последних днях жизни Иисуса Христа.

У: - Сколько лет было Иисусу, когда произошли эти события?

Д: - 33 года. Он был молодым, полным сил человеком, возможно, поэтому умирать ему не хотелось.

У: - В основу произведения авторы положили сюжет из Евангелия, рассказывающий о семи последних днях жизни Христа.

Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика - Петра, фигура Пилата - римского наместника Иудеи, вершащего несправедливый суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель. Все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали и до сегодняшнего дня привлекают к себе внимание композиторов, художников, писателей [4. 61с].

У: - Посмотрите внимательно. Какой картине созвучна музыка? (Слайд №6)

- Анализируя художественное воплощение образа Христа в музыке, живописи, библии. Ребята приходят к мысли, что картина И. Крамского "Христос в пустыне" более созвучна музыке. (Слайд №7)

Глубоко одинокий, сидящий на фоне пустынного, каменистого пейзажа, прибывающий в тяжком раздумье, Христос - воспринимается, как символ готовности принести себя в жертву во имя высшей цели.

У: - Создатели оперы, (Слайд №8) были очень молоды (композитору Ллойду Веберу -23года, автору либретто Тиму Райсу - 26).

- Как вы думаете, почему в средине 20 века, в век стремительного технического прогресса, космических технологий, научных открытий, совсем молодые люди обратились к этой теме?

Д: - Находили в христианских молитвах идеал чистоты, бескорыстия и братской любви. Путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, корысти и эгоизм. (Слайд №9).

Сами авторы так прокомментировали свою позицию в американской газете "Таймс":

"Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте - говорил Тим Райс в интервью Time.  Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает" [11].

Прошло 40 лет со дня создания рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда", но и сегодня это произведение остается востребованным слушателями. Почему и сегодня мы обращаемся к образу Иисуса Христа? Изменилось ли ваше представление об этом человеке?

Исполнение песни К. Кельми "Замыкая круг".

Замыкая круг.

1.

Вот одна из тех историй, о которых люди спорят
И не день ни два, а много лет.
Началась она так просто.
Не с ответов, а с вопросов.
До сих пор на них ответа нет.
Почему стремятся к свету все растения на свете?
Отчего к морям спешит река?
Как мы в этот мир приходим?
В чем секрет простых мелодий?
Нам хотелось знать наверняка.

Припев:

Замыкая круг, ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди.
Камни пройденных дорог, сумел пробить росток.

2.

Если солнце на ладони, если сердце в звуках тонет,
Ты потерян для обычных дней.
Для тебя сияет полночь, и звезда спешит на помощь,
Возвращая в дом к тебе друзей.

Свой мотив у каждой песни, свой мотив у каждой птицы.
Свой мотив у неба и земли.
Пусть стирает время лица, нас простая мысль утешит.
Мы услышать музыку смогли.

У: Взяв в руки чашу, учитель обращается к учащимся:

- Если эта чаша, жизнь каждого из вас, чем наполнилась она после нашего сегодняшнего урока? Поделитесь своими впечатлениями.

Список литературы и интернет ресурсов.

  1. Гаврилов А. Что такое рок? //Музыка и ты №8, 1989.
  2. Закирова Г.Я. Современные музыкальные жанры. //Музыка в школе №1,2005.
  3. Кольцова О.М. Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". //Музыка в школе №3, 2004.
  4. Коновалов И. У истоков рок-оперы. // Музыка и ты №3, 1990.
  5. Орлова Е. В. К проблеме взаимоотношений восточных и западных художественных традиций в музыке XX века. //Музыка в школе №6, 2004.
  6. Прокошин Ю.С. Американская опера 80-х годов XX века. //Музыка в школе №3, 2004.
  7. Райгородский Б.Д. Что может музыка. //Музыка в школе №4, 2004.
  8. Энциклопедия "Искусство". М.: Аванта, 2001. том 7, часть 3.
  9. CD "Кирилл и Мифодий"
  10. CD "Sonata"
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/