Образовательный потенциал заданий по литературе

Разделы: Литература


В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики.

В новом стандарте на первое место выходят требования к результатам образования: предметным (усвоение знаний, умений и навыков, социального опыта в рамках отдельного учебного предмета); метапредметным (освоение различных способов деятельности); личностным (формирование системы ценностных отношений обучающихся).

Как известно, метапредметные результаты связаны с формированием универсальных учебных действий, т.е. обобщённых действий, которые проявляются в способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия группируют в четыре основные блока: личностные; регулятивные, включая саморегуляцию; познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; коммуникативные действия. Каждое из названных универсальных действий могут быть реализованы в ходе изучения любого предмета школьного цикла.

Каждый предмет школьного цикла, в силу своей специфики, имеет свои приоритеты предметного содержания в формировании универсальных учебных действий.

Структурно-ориентированные предметы: математика, физика, химия, география, биология. Они изучают мир через жесткие, заранее заданные алгоритмы, поэтому способствуют формированию познавательных и регулятивных универсальных действий.

Смысло-ориентированные предметы: литература, все предметы искусства, которые создают условия для "вчувствования", проживания, способа самовыражения. Они формируют личностные, коммуникативные универсальные действия.

Позиционно-ориентированные предметы: история, обществознание. Предполагают многозначность позиций, неоднозначность трактовок событий и фактов социальной жизни. Эти предметы способствуют формированию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных действий.

Таким образом, литература как смысло-ориентированный предмет направлен на формирование, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных действий.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Применимо к литературному образованию личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, формируют нравственную культуру личности.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Эти действия могут формироваться на уроках литературы в ходе проектной деятельности, в ходе уроков-дискуссий, дебатов, семинаров, научных и читательских конференций.

Однако образовательный потенциал любого школьного предмета может быть выявлен, если представить этот предмет одновременно как структурно-ориентированный, смысло-ориентированный и позиционно-ориентированный.

  структурно-ориентированный смысло-ориентированный позиционно-ориентированный
Литература Обращение на уроках к теории литературы, законам построения художественного произведения.

В ходе анализа художественного текста отрабатываются важные предметные навыки. Усвоенные алгоритмы деятельности позволяют дать качественную оценку любому другому литературному произведению в контексте исторической, социальной, духовной жизни общества в ту или иную эпоху.

Содержание предмета литературы: историко-литературный процесс, творческие биографии писателей, художественные произведения - способствуют развитию творческого воображения, эстетического вкуса, формируют читательскую культуру. При этом литература даёт свободу выбора способа самовыражения Восприятие и интерпретация художественного текста - диалог с автором, личностное прочтение. Литературное произведение допускает многозначность трактовок, предполагают определенную долю субъективности.

Обеспечивает возможность коммуникативно-диалогового способа моделирования окружающей реальности.

Данные таблицы позволяют говорить о возможности формирования на уроках литературы познавательных и регулятивных универсальных действий.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные и регулятивные действия на уроках литературы развиваются в ходе решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.

Требования к результатам должны быть учтены при организации современного образовательного процесса по литературе.

В этой работе мы предлагаем рассмотреть возможность формирования универсальных учебных действий с помощью различных заданий по литературе. Формулируемые в ходе изучения литературы вопросы и задания должны проверять знания историко-литературных и теоретико-литературных понятий, умение самостоятельно анализировать художественный текст, сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики, давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развёрнутости.

Рассмотрим формулировки вопросов с точки зрения их направленности на формирование универсальных учебных действий на уроках литературы в 6 классе.

Вопросы Формируемые универсальные учебные действия
Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Как называются созвучия окончаний стихотворных строк?   Умение анализировать объект, подводить под понятие.

Умение применять теоретические знания в практике анализа текста.

Волевая саморегуляция, мобилизация мыслительной деятельности для односложного ответа на поставленный вопрос.  
Какому элементу в развитии сюжета соответствует данный фрагмент?   Умение выделять основные структурные компоненты художественного текста, видеть логику в развитии сюжета. Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять.  
Какой приём художественной выразительности использует автор: "дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво"? (И.Крылов "Листы и корни") Развитие навыков познания через художественное произведение. Умение анализировать объект, подводить под понятие, рассуждать и делать выводы. Волевая саморегуляция, мобилизация мыслительной деятельности для односложного ответа на поставленный вопрос. Умение использовать изучающее чтение для решения учебной задачи.
Какие олицетворения помогают автору создать картину вечернего ненастья? (А.Пушкин "Зимнее утро") Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение. Умение выделять ключевые слова и авторские выражения, которые необходимы для решения задания.

Умение анализировать объект, подводить под понятие.

Волевая саморегуляция.

Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять.

Умение использовать разные виды чтения (просмотровое, изучающее) для решения учебной задачи
Какова роль описания природы в этом фрагменте? Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение Умение анализировать объект, применять теоретические знания в практике анализа текста.

Умение структурировать, рассуждать и делать выводы.

Умение ставить цель, планировать, осуществлять.

 

Умение использовать разные виды чтения (просмотровое, изучающее) для решения учебной задачи

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Сформулируйте своими словами мораль этого произведения. (И.Крылов "Листы и корни"). Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение. Умение выделять главную идею текста.

Умение интерпретировать текст.

Умение преобразовывать художественный текст в текст сочинения - рассуждения.

Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. Умение использовать разные виды чтения (просмотровое,

изучающее) для решения учебной задачи

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Что сближает сказ о левше с произведениями устного народного творчества? Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение Умение анализировать объекты, подводить под понятие, сопоставлять, делать выводы.

Умение структурировать материал, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. Умение строить речевое высказывание в письменной форме.
Каково отношение автора к мальчикам, героям рассказа?

(Тургенев "Бежин луг")

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение Умение выделять ключевые слова и авторские выражения, в которых заключена основная мысль фрагмента.

Умение интерпретировать текст.

Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. Умение использовать разные виды чтения (просмотровое, изучающее) для решения учебной задачи

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Как раскрываются характеры главных героев в этом фрагменте? Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение Умение выделять ключевые слова и авторские выражения, в которых заключена основная мысль фрагмента.

Умение структурировать материал, формулировать выводы и делать выводы.

Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. Умение использовать разные виды чтения (просмотровое, изучающее) для решения учебной задачи

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

В чём смысл названия рассказа А.Чехова "Мальчики"? Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение Умение определять основную идею художественного произведения и способы её выражения.

Умение самостоятельно формулировать выводы и делать обобщения

Умение интерпретировать текст.

Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. Умение строить речевое высказывание в письменной форме.
Какие чувства испытал Владимир при встрече с родным домом, няней и отцом? (А.Пушкин "Дубровский") Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение Умение выделять ключевые слова и авторские выражения, в которых заключена основная мысль фрагмента. Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять Умение использовать разные виды чтения (просмотровое, изучающее) для решения учебной задачи

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Что помешало счастью Владимира Дубровского и Маши Троекуровой? (А.Пушкин "Дубровский") Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение Умение определять основную идею художественного произведения и способы её выражения.

Умение интерпретировать текст.

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. Умение самостоятельно формулировать выводы и делать обобщения.

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

В чём сходство и в чём различия в развитии сюжета в повестях "Дубровский" и "Барышня-крестьянка"? Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение Умение видеть проблему.

Умение анализировать объекты, сопоставлять, делать выводы.

Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять Умение самостоятельно формулировать выводы и делать обобщения.

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями открывает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.