Решение задач по теме "Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • закрепить приобретенные знания при решении задач различного типа;
  • проконтролировать усвоение материала о свойствах и характеристиках механического движения.

Оборудование: записи на доске, жетоны, пяльцы, бутылка, монета, линейка, наборы задач, маршрутные листы, мензурка, луковица, весы, разновесы.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. План работы.

1-2

Сообщение учителя.

2. Проверка домашнего задания.

10-12

Фронтальный опрос.

3. Совершенствование знаний и умений.

30-35

Решение качественных, экспериментальных и расчетных задач. Записи на доске и в тетрадях, рисунки.

4. Подведение итогов.

4-5

Сообщение выводы.

5. Домашнее задание.

1

Запись на доске.

Ход урока

1. Сообщается о плане работы. Класс накануне делится на несколько команд. Каждая команда выбирает командира, который будет вести маршрутный лист команды.

2. Разминочный гейм проводится в форме фронтального опроса. В течение 5 минут класс в быстром темпе отвечает на вопросы. Первый, правильно ответивший получает балл.

  1. Что такое механическое движение?
  2. Что такое материальная точка?
  3. Что такое траектория?
  4. Что такое путь?
  5. Что такое скорость?
  6. Какие единицы измерения скорости вы знаете?
  7. Что такое векторная величина?
  8. Дайте определение средней скорости.
  9. Какое движение называют равномерным и прямолинейным?
  10. Что называется инерцией?
  11. Как двигалось бы тело, если бы на него не действовали другие тела?
  12. В чем проявляется инертность тел?
  13. Какой физической величиной характеризуется инертность тел?
  14. Что принято за основную единицу массы в системе СИ?
  15. Какие производные единицы массы вы знаете?
  16. Как определить плотность вещества?

Второй гейм – «Заморочки из бочки». Учитель демонстрирует опыт, а учащиеся его комментируют. Получает балл та команда, где правильно и полно прокомментировали увиденный опыт.

Положите пяльцы для вышивания на горлышко пустой бутылки. На пяльцы сверху положите монету, а внутрь введите линейку и резким горизонтальным движением выбейте кольцо из-под монеты. Монета упадет в бутылку. Как объяснить наблюдаемое явление?

Третий гейм «Ты – мне, я – тебе». Команды задают друг другу вопросы. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Например,

  1. При каком условии летчик реактивного истребителя может рассмотреть пролетающий мимо него артиллерийский снаряд?
  2. «Раным-рано выехал Илья из Мурома, и хотелось ему к обеду попасть в стольный Киев-град. Его резвый конь поскакал чуть пониже облака ходячего, повыше лесу стоячего». Оцените с какой скоростью перемещался богатырский конь, и сравните ее со скоростью скаковой лошади. Если расстояние между Киевом и Муромом около 1000 км, а в пути богатырь был 10 ч.
  3. Почему мороженное, которое уронил Вовочка, катаясь на карусели, перестало весело кружиться вместе с лошадками и летит прямо на милиционера, присматривающего за порядком?
  4. Изменится ли масса сена, содержащегося в копне, если сено спрессовать в тюк? Ответ поясните.

Четвертый гейм – Гонка за лидером»

Каждая команда получает пакет с задачами разного уровня: зеленые задачи – самые простые (их в каждом пакете по числу участников в команде); желтые – посложней (этих задач только две); и, наконец, красные задачи – самые сложные (всего одна задача на команду). Решив каждую из задач, ученик получает определенное количество баллов.

При движении автомобиль за два часа проходит путь, равный 120 км. С какой скоростью движется автомобиль? (1 балл).

Скорость течения реки равна 0,5 м/с. За какое время плот, плывущий по течению реки, пройдет путь 0,5 км? (1 балл).

Кусок металла массой 461,5 г имеет объем 65 см3. что это за металл? (1 балл).

Определите массу подсолнечного масла, налитого в бутылку вместимостью 500 см3. (1 балл).

Стальная деталь массой 75 кг имеет объем 15 дм3. Определите, есть ли внутри детали полость. (2 балла).

Автомобиль проезжает первые 3 км пути за 5 мин, а следующие 10 км за 10 мин. Чему равна средняя скорость автомобиля на всем пути? (2 балла)

Кузов автомашины имеет площадь 6 м2 и высоту 50 см. сколько песка можно поместить в кузов? Какую площадь двора можно засыпать этим песком, чтобы толщина слоя была равна 2,5 см? (3 балла).

Пятый гейм «Темная лошадка».

Учащиеся предлагается самостоятельно справиться с экспериментальной задачей: пользуясь мензуркой, рычажными весами, определите плотность луковицы.

4. Подводятся итоги урока-игры, оценивается работа учеников.

5. Домашнее задание: повторить §§ 1-9.