Методическая разработка "Дидактическая игра как средство познавательной активности учащихся младших классов"

Разделы: Начальная школа


Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
 представлений, понятий об окружающем мире .
Игра – это искра, зажигающий
огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Воспитательно-образовательная работа с учащимися начальных классов осуществляется в разных видах деятельности – учебной, трудовой, игровой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. Наибольшие возможности  для игровой деятельности заложены  в работе группы  продленного дня. Главная задача – предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение. Интересная и содержательная деятельность детей обеспечивается при условии использования дидактических игр. Поэтому очень важно так продумать организацию учебного процесса, чтобы отведенное время для игровой деятельности ничем другим не заполнялось.  Воспитательный  план работы по формированию игровой деятельности дидактических игр охватывает вопросы познавательного и занимательного, развивает мышление, память, воображение, фантазию и сообразительность.

В организации дидактических игр можно выделить следующие правила:

  • Игра  должна приносить только радость, не заставлять ребенка играть. Необходимо создать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
  • Оживлять игру внесением нового содержания, новых атрибутов.
  • Не сдерживать двигательную активность детей. Пусть ребенок при определенном содержании игры летает, прыгает и т.д.
  • Атрибуты для игр должны привлекать детей.
  • Необходимо хвалить ребенка за успехи в игре, анализировать правильный ответ и ошибочный.

Важным условием эффективности дидактических игр является правильное планирование как самих игр, так и приемы руководства ими. Дидактические игры с учащимися начальных классов можно проводить до начала уроков, после уроков, во время дневной прогулки и во вторую половину дня. Необходимо включать дидактические игры во внеклассные мероприятия, например, в викторине, играх-путешествиях, соревнованиях и т.д.

При подборе содержания дидактических игр необходимо учесть возрастные особенности детей, соблюдать принципы последовательности, систематичность в усвоении знаний.

Учащиеся практически овладевают дидактическими играми разного типа: словесно-дидактическими, настольно-печатными. В этих играх дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать их по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы по описанию, придумывать рассказы.

Дидактическая игра является игровой формой обучения.

Форма игрового действия:

  1. Подбор игрушек и предметов.
  2. Сказки, песни, рассказы, волшебные игрушки.
  3. Поиск игрушки, числа, звука, слова.
  4. Загадки и ребусы
  5. Ролевая игра.
  6. Соревнование.

Желание детей достигнуть игровой цели, заставляет лучше  воспринимать окружающий мир. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, создаются условия для дружеских взаимоотношений. Название многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять,  например, «Найди дерево по описанию», «Запомни буквы», «Считай дальше». Иногда название игры дети узнают по костюмам  персонажей, например, «Что нужно ученику?» участвуют букварь, пенал, карандаш и т.д. Игра «Сказки в гости к нам пришла» может начаться с прихода сказочных персонажей. В играх можно применять мяч, кот, требуя ответа на поставленный  вопрос, который ведущий посылает детям, требуя ответа на поставленный вопрос, например, «Что это за птица?», «Считай дальше».

Успех дидактических игр зависит от правильного использования в них игрового оборудования, часть которого изготовляют сами дети и педагоги. Это такие игровые атрибуты, как  буквы разрезной карточки, игрушки, картинки, таблицы, предметы быта.

Цель любой дидактической игры – помочь сделать серьезный, напряженный труд занимательным и интересным для учащихся. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать, подбирать по общим признакам. В методику проведения дидактической игры входят: объявление игры, сообщение о расположении ее участников, объяснение хода игры, подведение итогов.

В современной игре ребенок сравнивает себя с другими, начинать видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей.

Сложность руководства игрой бывает связано с тем, чтобы она не влияла на свободную деятельность детей. Продуктивность общения учителя  с детьми в условиях игры возникает  чаще всего в случае принятия взрослым на се6е одной из ролей, обращения к детям через свою роль. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать игровой настрой. В статье представлена разработка учебного занятия на тему «Мой край родной и любимый».

Тема:  Весенний праздник «Мой край родной и любимый».

Цель учебного занятия: систематизировать знания  учащихся о весенних изменениях в природе.

Задачи учебного занятия:

1) образовательная: уточнить представление о последовательности весенних изменений в природе ( продолжительность дня, тепло, проталины, первые цветы, прилет птиц); обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, об установлении  связи между изменениями в неживой природе и изменении в жизни  растений, закрепить знания о цветении первоцветов, их значении в жизни людей.

2) развивающая: способствовать формированию памяти, мышления, внимания учащихся.

3) воспитательная: воспитать любовь к родному краю, природе, способствовать развитию у учащихся умения воспринимать красоту весенней природы, бережное отношение к ней, через игру воспитать чувство коллективизма.

Ход учебного занятия

Входит почтальон Печкин.

П/Печкин:  Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я на праздник к вам спешил и телеграмму принес. Вот она! Только я вам ее не отдам, пока вы кроссворд не отгадаете. А отгадаете – узнаете от кого телеграмма!

КРОССВОРД

рис.1
  1. На шесте дворец, во дворе певец (скворец).
  2. Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо).
  3. Красная девушка по небу ходит (солнце).
  4. Поле не меряно звездами усыпано (небо).
  5. Крашенное коромысло над рекой повисло (радуга).

П/Печкин:  От кого телеграмма? ВЕСНА просила передать, что не согласна долго ждать, что выглядит отлично и скоро будет лично.  А пока прислала Вам музыкальное письмо.

Звучат голоса птиц.

Ведущая: Скворцы, весенние гонцы, на праздник спешите, весну принесите.

Первый скворец: Здравствуйте! По улице идет всена! Весна  специт, она не ждет. Она нас выслала вперед.

Второй скворец: 

Спешит весна, идет весна!
Взмахнет рукой и птицы прилетят и запоют,
Засвищут все подряд.
Медведь спросонья улыбнется,
Букашка малая проснется.
Зеленый шум, весенний гам –
Спешит весна навстречу нам.

Ведущая: Скворцы, с чем вы пришли?

Скворец: С признаками весны. Первый признак зашифрован в ребусе.

рис.2

Ведущая: Что это за признак ребята?

Дети отгадывают – дни становятся длиннее, а ночи короче. Скворец достает целый веер примет.

Скворец: Кто хочет выбрать признаки весны и зимы?

ИГРА «Найди признаки времен года».

Скворец: А у меня еще один признак есть! Девчонки весной любят красоваться и одеваться. (Демонстрация модельных причесок)

Ведущая: Скворцы, а что вы еще нам принесли? (Карточки «Как прилетают птицы?»)

Скворец: Любимую игру Весны «Наши птицы. Найди свой домик».

  • Вот картинки с изображением птиц. Птицы бывают какие (перелетные и зимующие)
  • Вот кормушка – здесь питаются какие птицы?
  • Вот скворечник – здесь живут какие птицы?

Звучит музыка. Голоса птиц. Скворцы улетают.

Входит ВЕСНА.

Ведущая: Здравствуй, милая весна! Ты душиста и ясна!

Весна: Здравствуйте дети! Вот и пришла я к вам в гости! Зеленеет лес и луг, так красиво все вокруг.

Песня о Весне.

Ведущая: Весна – красна, а с чем мы  к нам пришла?

Весна:  С радостью и зорьками ясными, с деньками  прекрасными, с теплыми росами, с майскими грозами.. И в поле, и за полями,  и в лесу, и за лесом под солнышком красным всем тепло, всем светло.

Ведущая: Весна, а с кем ты пришла?

Весна: С весенними братьями, которые друг за другом бредут, но друг друга не обходят. Кто это?

Выходит МАР, АПРЕЛЬ, МАЙ.

Март: Я март – месяц первых капелей, первых проталин. Когда на землю прихожу, солнышко пригревать начинает, лед на реках трещит и ломается.

Ведущая: В старину март называли березнем. В этом месяце плодилась домашняя скотина, начинали нестись куры. Погода студеная и переменчивая. Березнь – начало цветения берез.

Апрель: Я – Апрель, месяц весны, звонкий и веселый. Как наступает 1 апреля – так смех по всей земле стоит. Ребята кораблики в ручейки запускают, в классики скачут.

Ведущая: Апрель– квитень цветущий. Погода непостонна, заготавливают березовый сок.

Май: Я – Май, теплый и ласковый. Недаром май меня зовут. В мае все деревья в листочки нежно-зеленые одеваются, все полянки и пригорки травой одеваются.

Ведущая:  Май – назвали пол имени древней богини Майи.

Весна: Три долга и три завета. Первый – тьму зимнюю одолеть бы. С этим март справляется. Второй – землю разбудить и отогреть – апрель этим занимается. Третий – теплую землю в зелень нарядить – это достается маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает.

Дорогие дети, а вы приметы весенних явлений вы знаете? Я сейчас проверю, я начну, а вы закончите.

  • Весной снег рано тает – долго не растает.
  • Длинные сосульки к затяжной весне.
  • Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – плохое будет лето.
  • Много мышей – голодный будет год.
  • Перелетная птица летит стаями – к дружной  весне.
  • Если в марте гром– этот признак хорошего урожая.

Весна: Молодцы, много про меня знаете. А народные поговорки о моих месяцах вы знаете?

Примерные ответы детей.

– Март зиму кончает, а весну начинает.

– Март то плачет, то смеется.

– Апрель, апрель  на дворе стоит капель.

– Апрельский скворец весны гонец.

– В мае даже ветер поет.

– Дождь в мае хлеба поднимает

Весна: Принесла я Вам цветок с загадками.

Подходит к детям отрывает лепесток, дети читают загадки и отгадывают.

Лепестки-загадки:

  • С прилетом каких птиц начинается весна? (грачи)
  • Кто раньше к нам прилетает стрижи или ласточки? (ласточки)
  • Что птицам страшнее голод или холод? (голод)
  • Какая птица часть пути к нам с юга шагает пешком? (коростель)
  • Какие детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (ежата)
  • Лесной доктор?
  • Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
  • Какая птица, в которую превратился гадкий утенок? (лебедь)

Прочитать весеннее стихотворение-загадку.

Ведущая: Спасибо тебе Весна. Мы были рады встречи с тобой. Мы хотим тебе подарить тоже волшебный цветок. Три твоих желания будут исполнены.. Оторви лепесток и скажи волшебные слова.

Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по моему вели!

Первое желание: Хочу, чтоб дети станцевали (танец «Березка»).

Второе желание: Хочу, чтобы ребята сыграли на музыкальных инструментах (ансамбль ложкари).

Третье желание: Хочу, чтобы ребята спели (песня о Весне).

Весна:

Спасибо вам дети.
За ласку вашу, за веселье широкое.
Пусть все идет своим чередом.
Желаю Вам доброго здоровья, счастья.
Больших успехов  в учебе.

На прощанье дарю вам корзину весенних цветов.

Ведущая:

Мы весну, ребята, встретили
Танцевали и плясали
Нам с Весною было весело.
И она оставила нам букет весенних цветов.

А что мы о них знаем?         

Игра «Какой это цветок?»

В корзине:

МЕДУНИЦА – весенний цветок, укрепляет организм, ее отваром промывают раны.

Мать-И-Мачеха, Ландыш и т.д.

Дети рассказывают о весенних и летних цветах.

Ведущая: Чтобы нам не было грустно без Весны, давайте поиграем.

Дидактическая игра «Измени Слово»

Ведущая:  

Мы многому научились,
Мы знаем звуки, буквы.
Сколько букв в алфавите?
При изменении одной буквы меняется слово.

СОЛЬ-МОЛЬ

С звуком С я не вкусна,
Но в пище каждому нужна,
С М берегитесь меня, не то
Я съем  и платье, и пальто.

МЕД-ЛЕД

С М приятен, золотист,
Очень сладок и душист.
С Л зимой бывает,
А весною исчезает.

ТЕНЬ-ЛЕНЬ

С Т я людям помогаю
Даже в самый ильный зной.
С Л всегда и всем мешаю,
Не дружите вы со мной.

Дидактическая игра «Путаница»

Есть сладкое слово – ракета.
Есть быстрое слово – конфета.
Есть кислое слово – вагон.
Есть слово  с окошком  лимон.
Есть книжное слово – синица.
Есть веселое – снег.
Есть слово пушистое – смех.
Стоп! Стоп! Извините.
Ребята машина моя виновата,
Ошибка в стихах не пустяк,
А надо печатать как.

РАКЕТА-КОНФЕТА  ВАГОН-ЛИМОН   СИНИЦА-СТРАНИЦА   СНЕГ-СМЕХ

Ведущая: Вы ребята молодцы, хорошо сегодня встретили весну и поиграли. Раздает всем конфеты.

Литература:

  1. Дошкольное и начальное образование: наука и практика / под ред. М.Н. Якимовой; ИПК – Новокузнецк: Изд-во, 2010-213с.: ISBN 5729102186/
  2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений. В Зч. / А. И. Иванова – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2009 – 98 с. – ISBN 5729101813
  3. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/ М.В. Межиева; худож. А.А. Селиванов – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002 – 128с.: ил.– (Практическая пстихологи я в школе).
  4. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. – «АСТ Пресс книга», 2004 г.