Использование игровых пособий из "Комнаты психомоторного развития" для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


"Никакой человек в мире не родится готовым, успешным, но всякая его жизнь есть беспрерывное развитие".
В.Г. Белинский

С этого года все школы начали работать по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный , а личностный результат. Важна прежде всего личность ребенка и происходящие с ней в процессе изучения изменения, а не сумма знаний. А для этого новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит и развитие младшего школьника во многом зависит от организации предметно-развивающей среды школы. Ни один ребенок не может развиваться только на вербальном уровне, вне предметной среды. В данный момент времени , предусматриваются новые подходы в ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Что же такое "психомоторная комната". Это форма психологической поддержки ребенка ,защита от психологических нагрузок, снятие тревожности, стресса ( М.В Комбарова - психолог школы №314 г. Москвы). Игровые пособия могут использоваться как на уроках так и во внеурочной деятельности с целью повышения интереса к занятиям, помогают превратить "рутинные" уроки в познавательное развлечение, повысить самооценку ребенка, научить отстаивать свое мнение и преодолевать разногласия, уважать мнения другого человека и достигать компромисса. Как учитель во время урока я использую игры как поощрение или как небольшую паузу в работе для снятия нервного напряжения, переключения с одного вида деятельности на другой.

Вспоминается притча о мудреце " Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь сердца ребенка книгами, но он бросал на меня озадаченные взгляды. Как я могу пройти к сердцу этого ребенка - закричал я. Он подошел к мне и прошептал " Приди и поиграй со мной". Используя игровое оборудование данной комнаты взрослые учатся играть с детьми.

Научить - значит заинтересовать. Могучее средство воздействия игра. В игре слабоуспевающие ученики свободно включаются в учебный процесс, а порой даже просто в процесс "общения" . Не всегда причиной плохой успеваемости (неуспеваемости) является не желание учиться. Многим детям мешает недостаток развития восприятия, памяти, несформированной мелкой моторики. Панацеей здесь являются развивающие игры такие как "Гонщик", "Зоопарк из Тарамбука", "Бамбалео", " Кочки на болоте", "Мольберт Пабло", ролевые игры, игры с музыкальными инструментами.

Иногда ребенок при всем желании не может сконцентрироваться, долго удерживать внимание. Игры это палочка - выручалочка.

- Книга - лабиринт развивает мелкую моторику, в том числе координацию движения, понимание простых отношений.

Целью моей работы было создание в школе № 815 комнаты коррекции психомоторного развития, а также продуктивное использование игровых пособий с целью влияния данных игр на развитие успешности младших школьников, для осознания особенностей своего "я", снятия тревожности. Работа проводилась на базе ГОУ СОШ №815.В течение одного года использование игрового оборудования включалось как в учебный процесс, так и во внеурочную работу как учителя так и педагога-психолога. Для определения психологического состояния учащихся было проведено обследование детей на компьютерном комплексе "Диакомс". В результате обследования была выявлена группа риска детей с самооценочной тревожностью 59 %, а также фиксировался высокий процент детей со склонностью к фобиям 42% и межличностной тревожностью 48%.Практически ежедневно с детьми группы риска использовалось игровое оборудование "психомоторной комнаты". Развивающие игры: Гонщик, Зоопарк из Тарамбуко, Бамбалео, Кочки на болоте, Магнитный лабиринт, Мольберт Пабло; ролевые игры; игры с музыкальными инструментами и другие. Результат контрольного этапа (мониторинга) показал, что произошли качественные изменения. Процент количества детей с сомооценочной тревожностью снизился с 59 до 12%, с межличностной тревожностью с 42% до 7%, полностью исчезла склонность к фобиям. Уровень успешности возрос в 2 раза. Исследования показали, что использование игр из комнаты психомоторного развития эффективно воздействуют на снятие самооценочной тревожности. Формирование успешности, осознание особенностей своего "я".

В заключении еще раз хочется подчеркнуть , что правильно организованная среда позволяет найти занятие по душе каждому ребенку, поверить в свои силы, научиться взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, а именно это лежит в основе успешности каждого ребенка.

  1. Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации. - М.:ИНТ.-180с.
  2. Шмаков С.А., От игры - к самовоспитанию. - М.:Новая школа, 1995г.
  3. Гиппенрейтер Ю. Б.Общаться с ребенком. Как?- М.ЧЕРО, 2001.

Приложение: презентация