Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

Разделы: История и обществознание


На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий).

Цели: рассмотреть содержание крестьянской войны, развивать умение характеризовать явление, создать условия для формирования негативного отношения к неравноправию.

Оборудование: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "История России. Конец ?V_ - ?V___ век", карта.

Проверка домашнего задания (предполагает установление связи с предыдущей темой "Внутренняя политика Екатерины __"): назвать мероприятия внутренней политики Екатерины __, которые могли ухудшить положение народа или вызвать его недовольство?

Могут быть названы следующие мероприятия:

1) указ 1765 года разрешал ссылать крестьян не только на поселение в Сибирь, но и на каторгу, срок которой мог установить помещик,

2) любая попытка крепостных крестьян пожаловаться на помещика каралась ссылкой на каторгу,

3) передача государственных крестьян дворянам,

4) крестьяне должны были содержать воинские команды, присланные для усмирения крестьянских выступлений,

5) введение крепостного права на Украине.

Каждое мероприятие оценивается в 1 балл, итог 5 баллов.

Работа по новой теме:

1. Вспомнить и записать план характеристики крестьянской войны (если учащиеся вспоминают 4-5 пунктов план, то получают 2 балла, 2-3 пункта - 1 балл):

1) Причины войны

2) Участники (Группы населения, участвовавшие в войне)

3) Этапы и основные события

4) Результаты

5) Значение

2. Работа по тексту учебника: пункты распределяются между учащимися (5 групп - одна группа на один пункт плана), нужно прочитать и найти информацию соответственно своему пункту плана. После выполнения задания знакомят с найденной информацией весь класс, во время ответов необходимо делать записи.

- пункт "Причины войны" на стр.178 соответствует первому пункту плана, могут быть названы следующие причины:

1) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

2) Тяжёлое положение работных людей на мануфактурах

3) нерусские народы считались людьми второго сорта

4) ликвидация казачьего самоуправления

- пункт "Пугачёв и его программа" соответствует второму пункту плана:

1) казаки 2) крестьяне 3) работные люди 4) татары, башкиры, калмыки

- пункт "основные этапы войны" соответствует третьему пункту плана:

1) первый этап 1773 г.: осада Оренбурга, сражение с царскими войсками под Татищевой крепостью,

2) второй этап 1774 г.: поход на Башкирию и Южный Урал, Казань,

3) третий этап 1774 г.: освобождение крестьян от крепостной зависимости, захват волжских городов, поход к Царицыну, разгромлен и схвачен

- пункт "Расправа с восставшими" соответствует четвёртому пункту плана:

1) после пыток Пугачёв и его ближайшие соратники казнены

2) без суда и следствия казнены тысячи участников выступления

3) переименованы станица Зимовейская в Потёмкинскую, река Яик в Урал

- пункт "Значение крестьянской войны" соответствует пятому пункту плана:

1) самое крупное народное выступление в России

2) выдвинуты идеи свободы, борьбы с крепостничеством, дворянством

3) первое крупное совместное выступление крестьян, работных людей и представителей национальных меньшинств

4) не нашли замены феодальному обществу и доброму царю

5) положение народа не улучшилось, лишь частично повысилась зарплата рабочих и улучшились условия труда

6) власть вынуждена искать пути решения крестьянского вопроса

Каждой группе за полный верный ответ - 3 балла, неполный - 2 балла, неверный ответ - 1 балл. За записи по 1 баллу за каждый пункт плана.

3. Соотнести содержание первого и пятого пунктов плана и сделать вывод: насколько тяжёлым было положение народа и как это повлияло на государство. В зависимости от полноты вывод оценивается до 3 баллов.

Подведение итогов:

1) по содержанию урока: что узнали, чему учились, что поняли,

2) оценка за урок: 13-12 баллов - "5", 11-10 баллов - "4", 9-7 баллов - "3".

Домашнее задание: параграф прочитать, знать факты (подготовиться к тесту).