Система подготовки учащихся к ГИА по математике

Разделы: Математика


Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9-м классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Экзамен по математике в 9-м классе – это итог работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.

И поэтому я начинаю целенаправленно готовить учащихся к такому виду экзамена ещё с 5 класса. Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда ребят с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учёбой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах. Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Следует иметь в виду, что ограничение требований к части учащихся связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабление учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся.

В начале каждого учебного года провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. По результатам рассаживаю детей в соответствии с тремя уровнями подготовки на определённые ряды. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу.

Чтобы достичь хороших результатов нужно:

- на каждом уроке проводить обязательный устный счёт;

- включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям;

- в содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи;

- итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене;

- изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.

Мною разработана система контроля, которая:

во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов,

во-вторых, повысит мотивацию учащихся к учению,

в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.

В систему контроля ЗУН я предлагаю включить различные виды диагностических карт, а также зачётную книжку ученика. (см. приложение 1, приложение 2)

В зачётной книжке перечислены все темы, содержащиеся в кодификаторе требований к уровню подготовки выпускников по математике, перечисляются все проверочные работы, которые планирует провести учитель, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётную книжку выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную оценку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу. После каждой работы зачётная книжка даётся на подпись родителям. В книжке также указывается дата дополнительных занятий. По зачётной книжке родители получают возможность следить за подготовкой к краевой диагностической работе, своевременно принимать меры по коррекции знаний ребёнка.

Подготовка ко второй части осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях. Используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.

Итак, важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.

Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.