Урок окружающего мира в начальной школе. Тема: "Будь природе другом! Разработка правил правильного поведения в природе!"

Разделы: Начальная школа


Предмет: окружающий мир.

Класс: 2

Тема блока: «Природа»

Тема урока: «Будь природе другом! Разработка  правил правильного поведения в природе!»».

Цели: подвести  учащихся к пониманию  о необходимости охраны природы и соблюдения правил поведения в ней.

Личностные: оценивание жизненных ситуаций (поступков  людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Предметные результаты: оценивание  правильности поведения людей в природе;

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: умение  высказывать своё предположение (версию) на основе работы: индивидуально,  в паре,  (в группе); умение  совместно с учителем давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке;
  • Познавательные:  умения: ориентироваться  в системе знаний: отличать  новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; добывать новые знания: используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
  • Коммуникативные: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе.

Фундаментальные образовательные объекты: человек, природа, окружающая среда, экология.

Успешность проведения данного занятия заключается в том, как дети представляют себя частью природы и как предлагают ей помочь!

Оборудование: таблица «Природа»; опорные слова: живое, неживое, природа, человек, растения, животные.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Эмоциональный настрой.

– Ещё в древности говорили: «День, когда ты ничему не научился, прошёл даром».

А вы хотите открыть для себя что-то новое? Тогда вперёд!

Дети приготовлены к уроку, эмоционально настроены.

2. Проблематизация

Работа с понятиями  «окружающая среда», «экология»

(фронтальная беседа)

– Ребята, как вы понимаете, что такое «окружающая среда»?

– А что такое экология?

Дети высказывают своё мнение, доказывают, приводя примеры.
Открытое задание – Попробуйте составить словесный портрет понятию «экология».

Самостоятельная (индивидуальная) работа

Представление своих работ!

3. Закрепление имеющихся знаний

– Приведите примеры экологических связей:

По ходу ответов детей появляется на доске схема.

Живое → неживое.

(Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.)

Неживое → живое.

(Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)

Растения → животные

(Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам и т.д.)

Человек → природа

Образовательная напряженность

– Ребята, если бы мы с вами брали  интервью у Природы и спросили, как ей живётся?

Как вы думаете, что бы она нам ответила?  Расскажите!

Дети высказывают свои предположения, спорят, доказывают!

Обсуждение стихотворения

– Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

– Ребята, как вы считаете, почему мы останемся одни?

Дети отвечают и делают вывод: человек тоже относится к природе, он без неё не сможет существовать.

4. Физкультминутка.    
5. Постановка учебной задачи

– А как можно стать природе другом?

– Сможем ли мы помочь природе прямо сейчас?

– А каким способом мы сможем это сделать?

– Помогать ей. Ладить с ней!
Конкретизация задания – Что вы предлагаете?

Варианты детей:

  • призвать людей (написать к ним обращение);
  • составить проект;
  • развесить знаки;

(Зависит от того, что предложат дети!)

Решение образовательной ситуации. – Как вы будете действовать? Образуются группы по видам деятельности.
6. Самостоятельная работа   Самостоятельная работа в парах (в группах)

7. Предъявление результатов.

Демонстрация образовательной продукции

– Кто готов защитить свою работу?

Защита своих работ.

(Дети выходят парами ( представители групп), рассказывают, что они нарисовали или написали, проговаривают правило поведения в природе и делают вывод: какое влияние человека они изобразили.

8. Работа с материалом учебника

Систематизация  полученной продукции.

– Давайте посмотрим, о чём нам может рассказать учебник, и сравним, правильность наших сделанных выводов.

Дети соотносят свои правила с табличными и дополняют свои знания новыми правилами.

Вывод детей: Природа – наш дом. Необходимо бережно обращаться с ней, и тогда она отблагодарит тебя чистым воздухом, песнями соловья, вкусными ягодами и грибами.

Рефлексия (заполняется оценочный лист).

Давайте оценим свою работу на уроке.

– Что для меня было важным на уроке?

– Мне на уроке было трудно…

– Мне на уроке было интересно…

Дети анализируют свою работу по заданным параметрам.

Дети делают вывод об общем впечатлении урока.