Избирательное право. Твоя гражданская позиция

Разделы: История и обществознание


Цели.

  1. Раскрыть основные формы участия граждан в политической жизни, сформировать элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества.
  2. Умение анализировать собственную позицию, делать выводы; знать каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения.
  3. Воспитание политической культуры.

Проблемный вопрос: “Можно ли утверждать, что от степени развитости политической культуры молодежи во многом зависит будущее России?”

Как вы понимаете слова А. Линкольна “Политический бюллетень сильнее пули”.

Основные понятия: политический статус личности, активное и пассивное избирательное право, политическая культура.

Оборудование урока.

1. Мультимедийный проектор

Формы работы на уроке.

  1. Работа с источником Конституции РФ.
  2. Работа в группах - опережающее задание (составление политической программы в рамках школы).
  3. Исследовательская работа с документом. Учебник “Политология” 10–11 класс Автор Мухаев.
  4. Показ видео схемы.
  5. Работа над проблемным заданием.

Ход урока

Организационный момент.

Изучение нового материала: учитель обращает внимание учащихся на пройденный материал.

В обществознании есть понятия “социальный статус” - определение; “правовой статус”, дайте, пожалуйста, сами определение “политический статус”.

Начнем нашу работу с источника: Конституции РФ.

Учитель задает вопросы:

1. Когда была принята Конституция РФ?

2. Каковы особенности Конституции РФ?

Задание: Откройте Конституцию РФ и найдите II раздел, чему он посвящен. Найдите статьи, где Гражданин РФ наделен политическими правами. Учащиеся читают статьи 31, 32, 33, 34. Остановимся на статье 32 — учащиеся ее комментируют.

Учитель: Возьмем самые важные политические права - это активное и пассивное избирательное право, ведь каждый гражданин в течение своей жизни играет роль избирателя, что и вам предстоит это делать с 18 лет.

Задание: Почему между этими двумя понятиями ставится знак равенства, прокомментируйте.

Избиратель = политическая культура.

Кого вы должны выбирать?

Учитель: Cмотрим схему на видео.

Учитель: А сейчас рассмотрим механизм избирательной компании.

“Механизм избирательной компании”

Избирательная компания

выдвижение кандидата

предвыборная компания - СМИ

выборы (тайное голосование)

подсчет (голосов)

обнародование

Учитель: Как рядовому избирателю правильно сделать свой политический выбор? В таком большом потоке различных политических блоков, партий, объединений.

Учитель: Дает статистические данные, что рядовой избиратель получает информацию через СМИ и, как правило, через эфирное время на телевидении видит визуально данного кандидата его жесты, как он одет, мимика - 69% выбор делают свой визуально и лишь 31% только вербально, т.е. слушают его предвыборную программу.

Учитель: Какими качествами должен обладать политический лидер?

Учащиеся называют: компетентный, порядочный, решительный, честный, образованный, ответственный, дальновидный.

Учитель: Что же делать рядовому избирателю с чего начать свой выбор?

Учащиеся: Надо внимательно изучить его программу, что действительно можно сделать реально в рамках нашего края, региона государства.

Учитель: Давайте попробуем сами выполнить задачу политического лидера. Вам было дано опережающее задания, используя свой социальный жизненный опыт, составить свою программу, которую реально можно решить в рамках нашей школы.

Учитель: Учащиеся получили опережающее задание:

I группа - В рамках нашей школы рассмотреть проблемные вопросы и пути их решения (выступление 2-х учеников) (питание, материальная база школы).

П группа - создать в школе движение “За демократизацию школы” - насколько демократичные отношения в нашей школе: учитель-ученик.

Найти позитивные стороны и недостатки (выступление старшеклассников

Учитель обобщает: Очень важно иметь свою позицию, отстаивать ее, выразить гражданскую позицию. Чтобы правильно сделать свой выбор надо воспитывать политическую культуру.

Задание: перед вами документ с определениями типы политической культуры. Определите, какой тип культуры подходит для России, и прокомментируйте почему?

1. Патриархальная.

2. Подданническая.

3. Культура участия.

Учащиеся комментируют типы культуры.

Вывод. Для России характерен тип подданнической культуры.

Давайте вместе с вами определим: Почему же в нашем обществе низкий уровень политической культуры и что для этого нужно?

Схема на видео

Учитель дает определение: политическая культура - это нормативно ценностная система, политические взгляды, убеждения, идеалы, либерально-демократические ценности, которой придерживаются большинство населения. Очень важно формировать гражданское общество в нашем государстве, которое должно иметь высокий уровень политической культуры.

Внимание: а сейчас отвечаем на два поставленных проблемных вопроса (учащиеся выражают свою точку зрения, позицию).

Подведение итогов урока.

  1. Учитель дает свою оценку и комментарии.
  2. Учитель комментирует каждую поставленную оценку ученику.
  3. Домашние задание написать свою программу выступления от политической партии.

Типы политической культуры

1. Патриархальная – характеризуется на местные ценности: ценности клана, племени, рода. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре.

2. Подданническая – предполагает пассивное отстраненное отношение индивида к политической системе, отсутствием гражданского общества, несформированность демократических традиций,

3. Культура участия – отмечается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую систему, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния: выборов, демонстраций.

Конституция Российской Федерации

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.