Урок литературного чтения по теме «И.З. Суриков "Зима"»

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  • Помочь учащимся создать образ русской зимы.
  • Вызвать восхищение поэтическим образом русской зимы, учить видеть в лирическом стихотворении образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
  • Обеспечить условия для выразительного чтения лирического стихотворения, передачи настроения автора и своих чувств.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Подготовка к художественному восприятию стихотворения

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством русского поэта Ивана Захаровича Сурикова.

Иван Суриков был сыном крепостного крестьянина.

Помещик отпустил его отца на заработки в Москву, откуда он должен был присылать барину деньги оброк. Раннее детство Вани прошло в деревне под Ярославлем, но отцу нужен был помощник. С семи лет мальчику пришлось работать в отцовской лавке: убирать, разносить товары. Он научился читать, полюбил поэзию, сам стал писать стихи. Постепенно его стихи начинают появляться в печати и даже становятся народными песнями кто не знает «Тонкую рябину...» или «Степь да степь кругом...»

Поэт любил родную землю и воспел её в своих стихах.

Сегодня мы прочитаем одно из его стихотворений, которое называется «Зима».

Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновляла на творчество не только поэтов, но и художников, и композиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из сообщения учителя ребята узнают новые факты биографии поэта, которые объясняют близость Сурикова к родной природе и простому народу.

  Пётр Ильич Чайковский посвятил зиме три музыкальные композиции, которые включил в цикл «Времена года». Давайте послушаем его пьесу «Декабрь. Святки». Звучит музыка. Дети слушают музыку, отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлением от музыкального произведения.  
 

Какое впечатление вызвала у вас музыка?

Какое настроение попытался передать композитор?

Если бы вы были художниками, какие бы краски использовали бы, изображая эту весёлую зимнюю картину?

Свободные высказывания детей.  
 

Давайте посмотрим иллюстрации, на которых изображена русская зима.

Итак, ребята, композитор с помощью семи нот, переплетённых в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передаёт зимнее настроение.

А вот поэт создаёт свой яркий узор, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные, выразительные тона, поэтому мы восторгаемся музыкой стиха.

Работа с иллюстрациями, которые расположены на доске.  

2. Художественное восприятие стихотворения

Я прочитаю стихотворение «Зима», а вы попытайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

Какое настроение поэта вы почувствовали в этом стихотворении?

Какие чувства возникали в вашем сердце?

Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти.

 

Свободные высказывания детей.

 

3. Художественый  анализ стихотворения

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте в тексте непонятные слова.

Перед тем как мы с вами прочитаем стихотворение вслух, давайте вспомним правила выразительного чтения.

Читают стихотворение и отмечают слова. (пелена, санишки, покоен)

Правила выразительного чтения:

  • читать надо медленно, вдумываясь в значение слов,
  • после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу,
  • чётко и ясно проговаривать слова,
  • постараться передать настроение автора и свои чувства.

Дети мыслят образно, воспринимают художественный текст как гармонию содержания и языкового оформления.

Это даёт им возможность в дальнейшем правильно оценивать и воспринимать сложные по содержанию и   языку произведения.

Анализ стихотворения

Уточним значения непонятных слов.

Одело точно пеленою – точно белым туманом.

Санишки – старые сани.

Покоен – находится в состоянии покоя.

С помощью каких слов автор передаёт свои чувства? Как описывает снег и лес?

Найдите в тексте эпитеты.

А для чего нужны эпитеты?

А есть ли в тексте другие образные средства языка?

Снег пушистый, лес тёмный, шапка чудная, снеговые горы, мороз злой и сердитый.

 

 

Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной.

Есть: метафора, сравнение, олицетворение.

Приучаясь мыслить абстрактными категориями, ребёнок начинает выразительно говорить и писать. А это очень важно для работы над письменными жанрами изложением и сочинением.

 

Подтвердите это примерами.

 

 

Дети работают с текстом, выделяют сравнения:

Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело...

Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной…

Метафора  и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли... Не надули б снега

Вьюги и метели.

 
  Как вы думаете, зима это центральный образ или второстепенный? На сколько логических частей можно поделить это стихотворение? На каком основании? Зима – центральный образ. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза.  

4. Художественное исполнение.

Выборочное чтение. Найди в тексте понравившиеся тебе строки. Прочитай. Почему ты выбрал именно их? Найди и прочитай только те строки, которые относятся к иллюстрации.

Читают выразительно стихотворение.

Выбирают понравившиеся строки и зачитывают их.

 

5. Художественное творчество

Можешь ли ты определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?

Представь себе, что тебе нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски ты используешь? Почему?

Свободные ответы детей.

 

6. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения, по желанию нарисовать иллюстрацию.