Проблемы внедрения свободного программного обеспечения в школе

Разделы: Администрирование школы


За последние пятнадцать – двадцать лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.

Сегодня традиционные формы обучения приходят в конфликт с неограниченным доступом учащихся к информации. Вследствие этого учитель не только должен сам уметь работать с компьютером, ориентироваться в информационном пространстве Интернета, владеть навыками работы с различными программами, но и включать в урок новые формы, методы и приёмы работы на различных этапах урок. Ставить разнообразные задачи перед учащимися, целью которых является развитие их самостоятельности, использование новых возможностей получения информации. Учащихся уже не устраивает классно-урочная система получения знаний, и учитель должен быть готов в полной мере предложить новые формы учебной деятельности и образовательные технологии. Обновление форм и содержания образования – одна из важнейших задач школы на современном этапе. Некоторые инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская деятельность, дистанционные формы обучения, межпредметная интеграция, внедрение информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на предметных уроках и в управление школой может строиться только в образовательном информационном пространстве, имеющем четкую структуру и определенный набор структурных элементов. Уже на ступени начального общего образования ФГОС устанавливает как планируемый результат обучения выполнение междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности учащихся».

Реализация целевых программ развития образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы.

По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

С 2007 года по настоящий момент в России проводится один из наиболее интересных экспериментов по информационным технологиям в области школьного образования – внедрение свободного программного обеспечения (СПО) в средних школах.

Интерес к СПО был обусловлен в первую очередь необходимостью решения проблемы повсеместного использования нелицензионного программного обеспечения, повышения национальной безопасности страны путем снижения влияния зарубежных производителей ПО на жизненный цикл информационных систем, обеспечения надежности работы IT-инфраструктуры. Наибольший интерес свободное ПО представляет в настоящее время для органов государственной и муниципальной власти, бюджетных учреждений. Очевидно, что монополия корпорации Microsoft на российском рынке программного обеспечения не могла не вызывать беспокойства на государственном уровне. В связи с этим в июле 2007 года президиумом Совета по нацпроектам была поддержана инициатива Мининформсвязи по разработке отечественного пакета свободного программного обеспечения.

В конце декабря 2010 года председатель правительства В.В. Путин подписал распоряжение о переходе государственных бюджетных организаций, а так же органов федеральной исполнительной власти на свободное программное обеспечение (СПО).

Данный переход планируется завершить к 2015 году, а работа в этом направлении начата уже сегодня.

Одними из первых в России начали переходить на СПО образовательные учреждения.

Внедрение СПО в школах следует рассматривать по четырем направлениям:

  1. Экономическое.
  2. Организационно-методическое.
  3. Техническое.
  4. Психологическое.

Экономическая.

Экономическую сторону вопроса рассматривают для того, чтобы понять выгодно ли это внедрение или нет. Если исходить из вопроса оплаты лицензии на программное обеспечение, то получается, что СПО имеет свободное (бесплатное) распространение, т.е. юридически для пользователей оно бесплатно, в то время как лицензия на WIN XP с MS Office составляет 8$ за лицензию на один компьютер локальный и 14$ на сервер. Проведя несложные математические вычисления и зная, что:

общая стоимость лицензии = стоимость 1 лицензии х количество компьютеров

получаем, что лицензии для 3 серверов будут стоить 42$, а для 100 локальных компьютеров – 800$. В итоге на год, только на лицензию Microsoft, необходимо 842$, не считая лицензий на программное обеспечение Adobe, 1C и другие. Исходя из вышеперечисленного, СПО является более выгодным с точки зрения экономики.

Организационно-методической.

Конечно, переход системы образования на совершенно новую операционную систему, мера скорее вынужденная, чем необходимая: проприетарное (частное) программное обеспечение требует немалых финансовых затрат. Годами создаваемые программные и методические наработки для Windows – все это окажется невостребованным. Безусловно, произойдет откат системы информатизации школы на несколько лет назад. Не стоит думать, что такой переход можно совершить сразу и быстро – нет. На это уйдет далеко не один год!

Переход на СПО – это в первую очередь головная боль системных администраторов и лаборантов компьютерных классов школ. Именно на них повалятся все проблемы и огрехи такого перехода. Конечному пользователю – учителю, ученику, администратору – такой переход может быть и не заметен. По своей внешней оболочке Linux и его программы похожи на привычные Windows-приложения.

Самый серьезный негативный аспект перехода на СПО – это отсутствие достаточной методической и программной поддержки процесса обучения. Учебники по информатике, начиная со 2-го по 11-й класс пока еще основываются на обучении в среде Windows. Если для поддержки уроков информатики учитель найдет множество неплохих программ (причем для Linux их гораздо больше, чем для Windows – и все они абсолютно бесплатны), то привычных нам программ в Linux для предметной поддержки практически нет. Мы привыкли к многочисленным обучающим системам от известных фирм, программам «Живая математика» или «Живая физика» – но таких аналогов для Linux на сегодня практически нет. А поддержка начальной школы, которая уже начала внедрение стандартов второго поколения, вообще оставляет желать лучшего. Практически на сегодня не сформирован пакет программ, которые могли бы с успехом использоваться в учебном процессе начальной школы, как в преподавании информатики, так и, тем более, в предметной поддержке. К сожалению, на текущий момент вопрос создания ИКТ – насыщенной среды начального образования в операционной системе Linux не решен.

Установка Linux на всех компьютерах в школе – это еще не переход на СПО. Для полноценного перехода требуется полная поддержка методических служб всех уровней, пересмотр программ и необходимой компьютерной поддержки. Издательства, которые выпускают учебную литературу, должны пересмотреть планы своих изданий на предмет перехода на СПО и поддержки учебного процесса. И главное, нужны новые программы – обучающие и поддерживающие учебный процесс, обеспечивающие внутришкольный документооборот и работу школьной бухгалтерии.

Особо важным моментом в обеспечении успешного переходя, является обучение педагогических кадров. Такое обучение должно проводиться на разных уровнях – для системных администраторов школ, для педагогических кадров и технического персонала.

Техническая.

В 2009 году по всем школам России была произведена рассылка дистрибутивов СПО. Но как обнаружили учителя, данные диски были не пригодны для установки системы. Вследствие чего, школам пришлось самостоятельно искать пути решения данной проблемы. Создавать опытные зоны, экспериментировать на них. В процессе экспериментальной работы в школе, было принято решение об установке на сервер операционной системы Ubuntu-Server. В дальнейшем при эксплуатации опытной зоны был выявлен факт нестабильной работы локальной сети, с частой самопроизвольной потерей связью между компьютерами, что отрицательно сказывалось на учебном процессе, что особенно нежелательно при проведении диагностических работ в формате On-line. Данная проблема возникала в связи с тем, что на сервере и локальных компьютерах стояли операционные система разных производителей (Ubuntu-Server, Alt Linux). Проблема решается путем установки на локальные компьютеры и сервер операционной системы одного производителя. Подключение принтера и мультимедийного проектора не вызывает проблем. Система сама их находит и автоматически подключает.

В отличие от принтеров и мультимедийных проекторов, из-за отсутствия драйверов под Linux, возникают проблемы подключения старых моделей сканеров и приставок MIMIO. Единственно возможным решением было установка виртуальной машины с ОС Windows.

Еще одним неприятным сюрпризом стала невозможность установки программы «Школьный офис». По заявлению разработчиков они занимаются этим вопросом и в скором времени должна появиться программа, работающая под Linux.

Проблема с мультимедийными приложениями к учебникам по разным предметам решается достаточно легко. Все они запускаются через Интернет-браузер или из-под программы Wine.

Психологическое.

Прежде всего, большая часть педагогов и учащихся не готова к работе в новой операционной системе. Это связано с тем, что долгое время компьютеры большинства школ были оснащены ОС Windows, эта же операционная система установлена на большинстве домашних ПК России, которыми пользуются учителя для подготовки к урокам и учащиеся для выполнения домашних заданий. Естественно, что только единицы родителей согласятся заменить свою домашнюю проверенную операционную систему на малоизвестную OS Linux. В данной ситуации переход на Linux для таких пользователей, в том числе и педагогов, часто выглядит пугающим.

В то же время у образовательных учреждений не хватает собственных ресурсов для повышения квалификации преподавателей, в результате чего не эффективно работают механизмы профориентации учащихся.

Единственным правильным решением проблемы является установка на личный компьютер офисных программ СПО, разработанных под Windows, Open Office или Libre Office.

Выводы.

Проанализировав и исследовав проблему внедрения СПО в образовательные учреждения и учитывая актуальность данного вопроса, мы видим:

  1. На сегодняшний день изменилось отношение к Свободному ПО со стороны правительства: о нём сейчас говорят на самом высоком уровне, Свободное ПО становится государственной политикой. При Мининформсвязи организована рабочая группа по Свободному ПО, в которую входят представители ведущих российских компаний-разработчиков.
  2. Свободное ПО всё чаще внедряется в государственные структуры (и у ALT Linux есть много успешных проектов). Коммерческие компании всё чаще используют СПО в своих бизнес-процессах. На рынке труда растёт спрос как на специалистов, так и на квалифицированных пользователей свободного ПО.
  3. Сам продукт – дистрибутив Linux – стал значительно лучше. Технологии шагнули вперёд, и сегодня мы можем разрабатывать и выпускать дистрибутивы в кратчайшие сроки, а также поддерживать одновременно широкую линейку дистрибутивов различного назначения. Например, ALT Linux выпускает специальные дистрибутивы, предназначенные для школ.
  4. Хочется отметить, что благодаря национальному проекту «Образование» в школы России пришёл Интернет, учителя и ученики получили возможность общаться друг с другом, с разработчиками ПО, получать техническую поддержку по новой для них операционной системе.

Внедрение Linux в школах самым лучшим образом скажется на развитии у сегодняшних школьников инженерных навыков (в самом широком смысле), ведь многие работодатели сейчас всё больше ценят людей инициативных, готовых самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях. Требования к квалификации специалистов растут, а эффективность образования во многом зависит от возможности учащихся к самосовершенствованию, при использовании Свободного ПО и учителя и ученики получают неограниченные возможности для реализации любых, даже самых смелых, проектов.

Используемая литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. №1244-р «Концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации».
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. №1447-р.
  3. Приоритетный национальный проект «Образование».
  4. Газета «Ведомости», «Правительство РФ одобрило разработку национальной ОС», апрель 2011 (http://gelezo2.ru/news/2011-04-07-226).
  5. Распоряжение от 17 декабря 2010 г. №2299-р.