Психологические особенности личности подростков с разным уровнем толерантности

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Обращенность к ее исследованию объясняется рядом причин, среди которых – резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Для устранения этих причин необходимо уяснение и понимание сущности и особенностей толерантности, изучение которой находится на стыке ряда гуманитарных дисциплин – социологии, политологии, педагогики и психологии.

Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизаций, но и внутри последних, особенно в России, где эта проблема сейчас наиболее актуальна. Нерешённость многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и вследствие отрицания их наличия, привела к высвобождению огромной социальной энергии разрушения и нетерпимости. Причем попытки российского общества жить по западноевропейским стандартам оказали влияние на обострение конфликта поколений. Люди стали нетерпимы друг к другу, агрессивны, в связи с этим, участились межнациональные конфликты, акты терроризма, межгосударственные войны. Юноши подросткового возраста славянской принадлежности, открыто демонстрируют свою неприязнь к лицам кавказской национальности, формируют определенные сообщества. Лидерами таких сообществ, являются скинхеды, нацисты и в последнее время футбольные фанаты. Что касается мигрантов и приезжих, то они, в свою очередь формируют свои группы и на возникший конфликт реагируют более агрессивно и радикально. Для молодежи подросткового возраста стали присущи такие черты, как притупление, а иногда и полное отсутствие страха, что влечет за собой трагические последствия.

Больше всего внимания этой проблеме уделяется в школах, так как именно там создается большой поток мигрантов. В нередких случаях образовательные учреждения становятся интернациональными. Стараясь решить проблему адаптации школьника в чужой стране, создаются “Школы русского языка”, где дети занимаются по особой системе и учебникам. Экспериментальная площадка “Русский язык как иностранный”, которая может считаться дополнительными уроками по русскому языку, подростковый клуб “Этносфера”, где обсуждается жизнь молодежи, в том числе и проблема толерантности, а также летние лагеря, которые создаются для укрепления межнациональных отношений. Но нас интересуют общеобразовательные школы. Для них и предлагается комплекс практических методов.

На базе средней общеобразовательной школы № 250 города Москвы проводилась опытно-экспериментальная работа. Испытуемые – учащиеся 9 – 10-х классов, в количестве 48 человек, возраст 16 – 18 лет. Для диагностики использовались: “Опросник по толерантности”, “Опросник Айзенка по определению темперамента”, “Шкала проявления тревоги”, “Тестирование на агрессивность” и анкетирование. С помощью данного комплекса выявляются уровни тревожности, агрессии, определения темперамента, статуса семьи и их влияние на формирование толерантности, кроме этого выявлены характерные особенности развития подросткового возраста, кризисы и особенности, и также будут предложены рекомендации школьному психологу по развитию толерантности у детей подросткового возраста с помощью игр, тренингов, конкурсов и многих других мероприятий.

Результаты данного исследования обогащают психолого-педагогические представления об особенностях и специфике подростков в соотношении терпимости к людям другой национальности, вере. Способствуют дальнейшей разработке вопросов развития толерантности в школах и других учебных учреждениях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение и оценка тревожности, агрессии, социального статуса семьи и определения темперамента детей подросткового возраста, особенностей их функционирования помогут оптимально подобрать и адекватно спланировать объем и характер мероприятий, методик воздействия на развитие толерантности. Предложенные рекомендации по развитию толерантности у детей подросткового возраста с помощью игр, тренингов и др., поможет наметить основные мероприятия по эффективному усвоению данной проблемы, получить благоприятный результат и повышения уровня толерантности в школьных учреждениях.

Выборка детей и описание используемых методик

В исследовании принимали участие 48 учащихся разной национальности 9-10 классов. Отбор детей проводился в соответствии с поставленной целью. Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1. Национальный состав

Национальность Количество человек
Русские 24
Таджики 7
Узбеки 3
Армяне 3
Киргизы 2
Вьетнамцы 2
Азербайджанцы 2
Украинцы 1
Грузины 1
Корейцы 1
Чеченцы 1
Греки 1

При подготовке к изучению вопроса о толерантности, учитывалась не только национальность, но и вероисповедание, материальное положение и социальный статус семьи.

В ходе исследования выяснилось наличие у детей трех религиозных течений, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2. “Религия”

Вероисповедание Количество человек
Православие 30
Ислам 15
Буддизм 3

По социальному положению семьи разделились на три категории. Результаты в таблице 3.

Таблица 3. “Семейный статус”

Статус семьи Количество семей
Полные 31
Многодетные 9
Неполные (отсутствие одного из родителей) 8

В начале исследования детям предлагалось ответить на вопросы следующего содержания: ФИО, возраст, национальность, вероисповедание, статус семьи. Данные вопросы были нужны для установления входящих сведений о ребенке. В дальнейшем использовались следующие методики:

– опросник по толерантности,

– опросник Айзенка по определению темперамента,

– шкала проявления тревоги по Т.А. Немчину,

– тест методики измерения агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки.

Проведение исследований и выявление закономерностей

В начале исследования проводился опросник на толерантность, который позволял выявить уровень развития данной области. Обработка результатов выражена в таблице 4.

Таблица 4. “Уровни толерантности”

Уровень толерантности Количество человек
Высокий уровень 1 человек
Средний уровень 42 человека
Низкий уровень 5 человек

Опросник Айзенка по определению темперамента показал следующие результаты, которые показаны в таблице 5.

Таблица 5. “Типы темперамента”

Тип темперамента Количество человек
Холерик 31
Сангвиник 4
Меланхолик 14
Флегматик 0

Следующее тестирование было на выявление уровня тревожности. Результаты отражены в таблице 6.

Таблица 6. “Уровни тревожности”

Уровень Количество человек
Очень высокий уровень тревоги 0
Высокий уровень тревоги 11
Средний уровень (с тенденцией к высокому) 25
Средний уровень (с тенденцией к низкому) 10
Низкий уровень 2

Как показывают результаты, в большинстве, подростки испытывают тревожность на высоком уровне. Это связано как с проблемами в семье, окружении, так и непосредственно в учебе.

Тестирование Басса-Дарки объемное и интерпретировать результаты необходимо по нескольким шкалам: Физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, негативизм, раздражение, обида, подозрительность и чувство вины.

Таблица 7. “Агрессия и враждебные реакции”

Шкалы Количество человек
Физическая агрессия Высокий уровень – 7

Средний уровень – 27

Низкий уровень – 14

Косвенная агрессия Высокий уровень – 2

Средний уровень – 29

Низкий уровень – 17

Вербальная агрессия Высокий уровень – 16

Средний уровень – 22

Низкий уровень –10

Негативизм Высокий уровень – 0

Средний уровень – 3

Низкий уровень – 45

Раздражительность Высокий уровень – 3

Средний уровень – 33

Низкий уровень –12

Обида Высокий уровень – 0

Средний уровень – 10

Низкий уровень –38

Подозрительность Высокий уровень – 0

Средний уровень – 28

Низкий уровень – 20

Чувство вины Высокий уровень – 3

Средний уровень – 31

Низкий уровень – 14

Выводы после проведенного исследования можно сделать следующие. Агрессивность, тревожность, темперамент и положение в семье играют огромную роль для определения уровня толерантности среди учащихся. В первую очередь, проблема терпимости идет из семьи – воспитание является ключевым параметром. По результатам исследования большинство учащихся показали средний уровень толерантности. К сожалению, из 48 участников только один человек показал высокий уровень толерантности, но и ярко выраженной интолерантности так же не было больших показателей. Среди учащихся выявлен высокий уровень тревожности, это связано с напряженной учебой и ее итогами, и с личными проблемами, и этот показатель так же может влиять на уровень толерантности, так как длительное пребывание в стрессе, несет более агрессивные проявления в поведении человека. Именно агрессия и порождает межнациональные конфликты, драки, митинги, изоляцию от общества. Так же проявление терпимости зависит от типа темперамента. По итогам тестирования, у большинства учащихся преобладает тип “холерик”, который характеризуется нестабильностью, энергичностью и излишней эмоциональной впечатлительностью. Таким детям сложно удерживать себя “в рамках дозволенного”, они и в большинстве случаев оказываются интолерантными. С такими детьми, и с учащимися в целом, необходимо проводить беседы, так как мигранты, чаще всего, покидают родину не по своей воле – это и поиски работы, и природные катаклизмы и войны.

Проблема толерантности останется открытой до тех пор, пока мы не научимся принимать другого человека со всеми его привычками и традициями в наше современное, иногда и слишком жестокое общество. По этой проблеме существуют множество выходов и проведенных работ. В школах этой проблемой занимается каждый педагог, но особое внимание, должен уделить школьный психолог. Это не только беседы и дополнительные часы, но и тренинги, творческие конкурсы, игры.

Работа по развитию толерантности может проводиться по нескольким направлениям:

  • урочная работа – система знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;
  • внеурочная работа – выполняет ту же задачу, что и урочная работа, но она более объемная, так как располагает большим временем;
  • тренинг общения – это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Он помогает учащимся:

а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;

б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;

в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;

г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Внедрение в школьную жизнь дополнительного внимания по проблеме толерантности, активного развития, должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Можно предположить примерный результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

– принятие себя и других людей таких, какие они есть, со своими привычками и принципами;

– установление доброжелательных отношений с окружающими;

– способность к глубокому пониманию жизни;

–активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

– развитие творческих способностей;

– умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

– способность брать на себя ответственность;

– приложение усилий для достижения поставленных целей.

Такую работу необходимо проводить в школах, так как большинство своего времени учащийся проводит именно в ней. Проведение тренингов, конкурсов и всевозможных мероприятий, направленные на сплочение коллектива учащихся и формированию толерантности. Большое значение играет школьный психолог, он и может направить детей в нужное направление, в игровой и легкой форме, не требующей принудительности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.