Модульный урок по химии по теме "Кислоты". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель:

  • Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот в свете ионных представлений.
  • Научить школьников пользоваться рядом активности металлов и таблице растворимости при составлении уравнений химических реакций. Закрепить умения составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.
Номер учебн. элемента Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны рассмотреть классификацию кислот и уметь характеризовать их; рассмотреть общие свойства кислот в свете ионных представлений; научиться пользоваться рядом активности металлов и таблицей растворимости при составлении уравнений химических реакций. Внимательно причитайте цель урока.
УЭ-1 Цель: научиться давать характеристику кислотам.

I. Установите соответствие:

Кислота Группа кислот
1. Сероводородная

2. Кремниевая

а) бескислородные

б) двухосновные

в) нерастворимые

г) нелетучие

д) слабые

е) трёхосновные

ж) кислородсодержащие

Прочитайте текст учебника О.С.Габриеляна "Химия 8 кл." стр 156, изучите таблицу №10.

Работайте индивидуально.

За каждый правильный ответ: 1 балл

Макс. количество: 7 баллов

II. Заполните пропуски.

H2SO4 - сер.... кислота;

- кислородсодержащая, т.к. ......;

- двухосновная; я определяю это по ...;

- растворимая; узнаю по ...;

- слабая и нестойкая, поэтому разлагается на ... и ..., так же, как и ... кислота, которая разлагается на ... и ... .

 

 

За каждый правильный ответ: 1 балл

Макс. количество: 9 баллов

III. Обсудите результаты своей работы Работайте вместе с классом
IV. Оцените свою работу в баллах Макс. количество баллов по УЭ-1: 16
УЭ-2 Цель: повторить вычисление степеней окисления элементов в кислоте.

I. Выполните задание № 3 после параграф 38.

Если возникают затруднения, то повторите параграф 17 стр 60.

За каждый правильный ответ: 1 балл

Макс. количество: 5 баллов

II. Обсудите результаты работы. Работайте в паре
III. Поменяйтесь тетрадями с партнёром по парте и оцените работу друг друга. Макс. количество баллов по УЭ-2: 5
УЭ-3 Цель: рассмотреть общие свойства кислот, научиться пользоваться рядом активности металлов и таблицей растворимости при составлении уравнений химических реакций.

I. Кислота + основание = соль + вода

Это реакция нейтрализации и является универсальной, т.к. протекает между любой кислотой и любым основанием.

Например:

HCl + NaOH = NaCl + H2O

H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + H2O

H+ + OH- = H2O

Составить уравнения реакций (молекулярное, полное и сокращённое ионные) между кислотой HCl и нерастворимым основанием Zn(OH)2.

 

 

Запишите схему I типичной реакции.

 

 

Работайте самостоятельно. Если возникают затруднения, то обратитесь к предыдущему параграфу.

Макс. кол-во: 3 балла

II. Кислота + оксид металла = соль + вода

Оксид металла является неэлектролитом, поэтому в ионном уравнении реакции его записывают в молекулярном виде.

MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O

MgO + 2H+ + 2NO3- = Mg2+ + 2NO3- + H2O

MgO + 2H+ = Mg2+ + H2O

Данный тип реакции идёт в случае образования

растворимой соли. Если образованная соль нерастворима, то на поверхности образуется плёнка из этой соли, которая прекращает доступ кислоты к оксиду.

MgO + H2S = реакция не пойдёт, т.к. MgS - нерастворимая соль.

Составить возможные уравнения реакций (молекулярное, полное и сокращенное ионные) между MgO и H3PO4; CaO и HNO3.

Внимательно прочитайте учебную информацию и запишите схему II типичной реакции и условия протекания реакций.

 

 

 

 

 

Работайте в паре.

Макс. кол-во: 4 балла.

III. Кислота + металл = соль + водород

Существуют следующие условия взаимодействия кислот с металлами.

Кислоты взаимодействуют с металлами, которые находятся в ряду активности до водорода.

В ряду активности металлов расположены в порядке уменьшения их химической активности. В начале - самые активные, в конце - самые неактивные или химически инертные, их ещё называют благородными.

2Al + 3H2SO4 (разб.) = Al2(SO4)3 + 3H2

Cu + HCl = реакция не пойдёт, т.к. Cu в ряду активности находится после водорода.

В результате реакции должна получаться растворимая соль: Al + H3PO4 = реакция не пойдёт, т.к. AlPO4 - нерастворимая соль.

Нерастворимая кремниевая кислота H2SiO3 не взаимодействует с металлами.

Особо взаимодействуют с металлами азотная и концентрированная серная кислоты. Об этом вы узнаете в 9 классе.

Составить возможные уравнения реакций (молекулярное, полное и сокращенное ионные) между: Zn и HCl; Ag и HF; Fe и H3PO4; Ba и H2SiO3.

 

 

Внимательно прочитайте учебную информацию и запишите схему III типичной реакции и условия протекания реакций.

 

 

 

 

 

 

 

Работайте в паре.

Макс. кол-во: 9 баллов.

IV. Кислота + соль = новая кислота + новая соль

Это типичная реакция обмена и протекает в случае образования осадка, газа или слабого электролита.

Составить возможные уравнения реакций (молекулярное, полное и сокращенное ионные) между: HСl и AgNO3; Li2CO3 и H3PO4.

Запишите схему IV типичной реакции и условия протекания реакций.

Работайте в паре.

Макс. кол-во: 6 баллов.

V. Обсудите результаты своей работы Работайте вместе с классом
VI. Оцените свою работу в баллах Макс. количество баллов по УЭ-3: 22
УЭ - 4 I. Подведение итогов урока

Прочитайте цель урока

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Оцените свою работу на уроке.

Если по итогам урока вы набрали:

  • 36-43 баллов, то получите "5"
  • 29-35 баллов - "4"
  • 22-28 баллов - "3"
  • Менее 21 балла - "2"
 

Индивидуально

Работайте вместе с классом.

 

Сдайте тетради на проверку в индивидуальном порядке

II. Домашнее задание.

Если вы получили оценку "5", то вы освобождаетесь от задания или получите творческое задание (по желанию). Если вы получили "4", то повторите материал параграфа и выполните задания после него.

Творческое задание - "Значение кислот в жизни человека".