Общие особенности природы Африки

Разделы: География


Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цели урока:

  • Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания о природном комплексе материка - географическом положении, рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах.
  • Практическая: закрепить умение учащихся определять и показывать на карте географические объекты Африки.
  • Развивающая: (применять знания) продолжать формировать приемы работы с различными источниками географических знаний (картами, текстом учебника, иллюстративным материалом), развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывающая: способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов.

Оборудование: физическая карта Африки, физическая карта мира, географические атласы для учащихся 7 класса, раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: творческая мастерская: работа организуется в группах из 4 - 5 учеников.

Организационный момент.

Учитель: Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Мамина-Сибиряка, мы, конечно же, мечтаем о путешествиях. Однако не всем удается стать путешественниками. И тогда в наших сердцах грустью отзываются стихи Роберта Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в путешествие по Африке. Наше путешествие будет состоять из нескольких этапов. Работать мы будем в группах (3 или 4 группы).

Задача: Составить образ материка, исходя из общих особенностей природы.

Учитель: Африка - второй по величине материк после Евразии, имеющий множество географических объектов. С какими из них, прежде всего, связано восприятие Африки?

1 этап. Географические названия.

Задание 1.

Запишите три географических названия, с которыми, прежде всего связано восприятие Африки.

Вариант 1: Сахара, Нил, Нигер.

Вариант 2: Замбези, Калахари, Чад.

Вариант 3: Атлас, Драконовы, Чад.

Вариант 4: Мадагаскар, Эфиопское, Ливийская.

Задание 2.

Дополните записи названиями географических объектов, при этом не повторяйтесь.

(Работы передаются в другие группы).

Вариант 1: Конго, Чад, Виктория.

Вариант 2: Сахара, Ньяса, Танганьика.

Вариант 3: Нил, Сахара, Лимпопо.

Вариант 4: Сахара, Нил, Кения.

2 этап. Природная принадлежность.

В каждой группе есть записи 6 географических названий, укажите их природную принадлежность.

Вариант 1: Сахара - пустыня; Нил - река; Нигер - река; Конго - река; Чад - озеро; Виктория - озеро (водопад).

Вариант 2: Виктория - озеро (водопад); Замбези - река; Калахари - пустыня; Сахара - пустыня; Ньяса - озеро; Танганьика - озеро.

Вариант 3: Атлас - горы; Драконовы - горы; Чад - озеро; Нил - река; Сахара - пустыня; Лимпопо - река.

Вариант 4: Мадагаскар - остров; Эфиопское - нагорье, Ливийская - пустыня; Сахара - пустыня, Нил - река; Кения - гора.

Учитель: Проверьте со своими товарищами в группе правильность географического названия и соответствующих им природных объектов.

3 этап. Практический.

Нужно правильно показать все географические объекты на карте (все остальные участники дополняют и исправляют записи).

4 этап. Визитная карточка материка.

Учитель: Выберите из общего перечня три любых географических объекта, которые наиболее полно создают представление о материке, являются его визитной карточкой; охарактеризуйте их, назвав 5 - 6 особенностей каждого объекта. (Во время выполнения работы каждой группе выдаются карточки с дополнительной информацией о различных объектах природного комплекса).

Вариант 1:

Сахара: пустыня; самая большая в мире; осадков не выпадает несколько лет; растительность очень скудна, огромные площади занимают каменистые пустыни.

Нил - самая длинная река мира (6667 км); начинается начинается на Восточно-Африканском плоскогорье; протекает через озеро Виктория; притоки: Голубой и Белый Нил; образует большую дельту.

Нигер - третья по длине река материка; река в основном равнинная; много порогов и водопадов в верхнем и нижнем течении; протекает по засушливой местности.

Вариант 2:

Виктория - озеро, самое большое по площади в Африке; котловина озера находится в прогибе платформы. Озеро неглубокое - средняя глубина 40 метров, наибольшая - 80 метров.

Калахари - пустыня на юге Африки; первым пересек ее Д. Ливингстон; находится на территории государств Ботсвана, ЮАР, Намибия. Вся территория занята песчаными дюнами, расположенными цепями, лежит на высоте 1500 метров.

Танганьика - озеро; самое длинное пресноводное озеро в мире; второе по глубине (1435 м); образовано в зоне Великих Восточно-Африканских разломов.

Вариант 3.

Атлас - молодые горы, находятся на северо-западе материка; на стыке двух литосферных плит; название произошло от имени титана Атланта.

Чад - озеро; самое мелководное (до 7 метров); находится в пустыне Сахара; в сухой сезон площадь озера сокращается вдвое, а в сезон дождливый - увеличивается. Берега сильно заболочены.

Драконовы горы - находятся на востоке материка; горы невысокие; находятся в ЮАР; берет начало река Оранжевая.

Вариант 4.

Мадагаскар - самый крупный остров Африки; находится в тропическом климате. На Мадагаскаре 80 видов животных - эндемики. Самые известные лемуры. Высшей точкой является потухший вулкан Марумукутру (2876 м).

Кения - гора; находится на Восточно-Африканском плоскогорье; высота 5199 м; рядом с экватором потухший вулкан. Три вершины Батиан (5199 м), Нелион (5188 м) и Пойнт-Ленана (4985 м). На горе 11 ледников, они являются важными источниками питьевой воды для большей части Кении.

Ливийская пустыня - находится на территории государств Ливии, Египта и Судана. Осадков менее 25 мм в год иногда их не бывает годами. Находится в прогибе древней африканской платформы.

Вариант 5.

Намиб - пустыня. Название означает на языке народов нама "место, где ничего нет". Пустыня чрезвычайно сухая. Намиб считается самой древней пустыней в мире, образовалась еще во времена динозавров. В пустыне разведаны важные залежи вольфрамовых руд, урановых руд и алмазов. Воды Атлантического океана, омывающие берега Намиба, чрезвычайно обильны жизнью.

Берега привлекают тюленей, морских птиц и даже пингвинов Ассаль - кратерное озеро в центре Джибути. Озеро лежит на 155 метров ниже уровня моря. Соленость составляет 35 промиллей. Это самое соленое в мире озеро. Оно окружено засоленным слоем почвы. Соль добывается и караванами отправляется в Эфиопию.

Ньяса - озеро в Центрально-Восточной Африке. Третье по площади на материке. Глубина 706 метров, занимает трещину в земной коре. Северные и восточные берега обрывисты с плохо развитым шельфом, южные и западные побережья - пологи. Впервые описал озеро Д. Ливингстон, как "озеро звезд" из-за бликов солнца на его поверхности.

Вариант 6. Конго - река в Африке, впадает в Атлантический океан. По размерам бассейна и водоносности занимает первое место в Африке и второе место (после Амазонки) в мире. Река Конго берет начало на высоте 1600 метров. Половодье бывает дважды в год - в мае и декабре; самое низкое половодье - в марте и августе. Образует много порогов и водопадов. Вторая по длине после Нила.

Водопад Виктория - находится на реке Замбези, ширина реки в районе водопада 1,69 км. Ежеминутно несколько миллионов литров воды с грохотом обрушиваются в 100-метровую бездну. Объем воды настолько велик, что поднимающееся в воздух облако брызг можно увидеть за 40 км. Над водой постоянно сияет радуга, неисчезающая даже в ночное время. На краю водопада расположен "мост опасностей", откуда можно полюбоваться ущельем. Водопад открыл Д. Ливингстон в 1855 году и решил назвать его в честь английской королевы Виктории. Водопад и окружающая его местность объявлены национальными парками и включены в ЮНЕСКО в список всемирного наследия.

Вулкан Килиманджаро - высочайший пик Африки. Название происходит из языка снахили и означает "гора, которая сверкает". Является спящим вулканом. Из-за близости горы к экватору при подъеме человек может испытать все типы климата от тропических пустынь до арктических условий. Вершина вулкана покрыта шапками снега и льда.

5 этап. Образ Африки.

Учитель: Обобщая ваши рассказы, попробуем нарисовать образ материка. Я начинаю фразу, а каждая группа по очереди заканчивает ее (рассказ сопровождается показом по настенной карте).

- Африка расположена в следующих полушариях ... (северное, южное, западное, восточное).

Береговая линия Африки ... (слабо изрезана; только Гвинейскийзалив неглубоко врезается в сушу, а крупный полуостров Сомали выступает в Индийский океан).

Крайние точки материка: (северная - мыс Бен-Секка, восточная - мыс Рас-Хафун; западная - мыс - Альмади; южная - мыс Игольный).

Максимальная высота материка ... (5895 м г. Килиманджаро).

Минимальная высота материка ... (153 м оз. Ассаль).

Самая высокая температура зарегистрирована ... (г. Триполи + 58?С).

Наибольшее количество осадков выпадает в ... (районе реки Конго).

Учитель: Сделайте вывод: подберите слово, которым можно охарактеризовать природный комплекс материка.

(Ученики по очереди называют слова и одновременно записывают их на листах).

(Разнообразный, сухой, невысокий, жаркий, симметричный, пустынный).

6 этап. Причина разнообразия природы материка.

Учитель: На листах бумаги оформить в виде схемы или рисунка причины разнообразия природы материка.

Схема 1.

Географическое положение + рельеф + климат (влияет на растительность).

Схема 2.

Внутренние воды + почва + животный мир (влияет на занятия населения).

Схема 3.

7 этап. Творческий этап (домашнее задание).

Учитель: Было дано домашнее задание - выбрать маршрут путешествия по материку Африка. (Каждая группа представляет свой маршрут и показывает презентацию). Приложения:

  1. Презентация - Путешествие по Сахаре.
  2. Презентация - Путешествие по Нилу.
  3. Презентация - Путешествие по тропическим лесам Африки.
  4. Презентация - Путешествие на Килиманджаро.

8 этап. Синквейн.

Название темы (существительное).

Образная характеристика (два прилагательных).

Действия, которые характерны для объекта (2 - 3 глагола).

Чувства, которые рождают изученный объект у тебя лично (1 предложение).

Повторение сути (существительное, синоним к пункту 1).

9 этап. Заключительный.

Подведение итогов урока.

Учитель: Африкой восторгаются многие путешественники, ученые, современные поэты. Так с любовью к Африке пишет в своем стихотворении туркменская поэтесса Тоушан Эсенова:

Я люблю тебя, Африка, всею душою
Ты мне кажешься мудрой слонихой большою
Через джунгли, к рассвету, идущей шажком
Мудрой матерью племени, его вожаком.