Организация профильного обучения в школе по индивидуальным учебным планам (ИУП)

Разделы: Администрирование школы


Развитие профильного обучения – веление времени. Содержание образования строится на основе удовлетворения индивидуальных запросов, интересов учащихся, поэтому необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России.

В нашей школе, МБОУ “ОСОШ №1”, вопросами профильного обучения начали заниматься еще в 2001 году. В рамках эксперимента впервые был создан математический класс, в котором на изучение математики было отведено больше часов, чем в обычном общеобразовательном классе. Затем был открыт класс с информационно-технологическим профилем. На профильном уровне изучали математику и информатику. Прекрасно понимая, что запросы учащихся гораздо шире двух школьных предметов, с 2009-2010 учебного года профильное обучение в школе организовано по индивидуальным учебным планам (ИУП).

Нормативно-правовой основой обучения по ИУП являются:

  • Закон РФ “Об образовании”.
  • Концепция профильного обучения.
  • ФБУП для среднего (полного) общего образования.
  • Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования и науки РФ от 20.04.2004 “Рекомендации по организации профильного обучения на основе ИУП”.
  • Инструктивно-методическое письмо департамента образования и науки Архангельской области от 29.03.2006 г. “О работе по новому федеральному базисному учебному плану”.

Также для организации профильного обучения на основе ИУП в школе разработаны положения “О классах с профильным обучением”,

“Об организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся”.

Положение включает разделы:

  1. Общие положения (указаны документы, в соответствии с которыми разработано положение, механизмы составления и изменения ИУП обучающихся).
  2. Основные задачи (сформулированы задачи, стоящие перед школой при организации обучения по ИУП).
  3. Права (регламентированы права участников образовательного процесса).
  4. Ответственность (регламентирована ответственность участников образовательного процесса).
  5. Организация управления (определены формы управления классами, работающими по ИУП).
  6. Делопроизводство. (Расписание, ведение классных журналов).

На начало 2009-2010 учебного года было подано 48 заявлений от учащихся и создано 9 профильных групп по предметам: русский язык, математика, физика, английский язык, обществознание, история, биология, химия, информатика. Предметы по выбору: МХК, информатика и ИКТ.

В преддверии работы по ИУП проводилась предпрофильная работа по выявлению образовательных запросов учащихся:

- работа элективных курсов 9 класс;

- анкетирование учащихся, родителей;

- консультации с психологом школы, с педагогами;

- ежегодно проводится круглый стол с учащимися 9-11 классов.

Ребят обучали составлять и корректировать ИУП.

Тем не менее к концу учебного года количество учащихся в некоторых группах поменялось.

Причины изменения индивидуальных учебных планов разные, но в основном учащиеся поменяли индивидуальные планы в связи с выбором другого учебного заведения.

ИУП имеет следующую структуру:

  • Предметы федерального компонента государственного стандарта.
  • Учебные предметы регионального компонента (экономика).
  • Учебные предметы по выбору.
  • Элективные учебные предметы.

Элективные учебные предметы представлены межпредметными курсами: “Экология”, “Правовая ответственность”, “Черчение и перспективы” и др., надпредметными курсами: “Формы предпринимательства” (11 учеников).

Цели курса: формировать экономическую, технологическую, правовую культуру для успешной деятельности в условиях рыночной экономики; воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, обладающую такими качествами, как самостоятельность, предприимчивость, деловитость, ответственность, расчет риска при принятии решения, эффективные действия в условиях конкуренции.

В процессе преподавания этой дисциплины использовались различные формы и методы обучения: деловые игры, тесты, практикумы.

Введение в психологию общения” (12 учеников). Курс вела психолог школы.

Цель: Сформировать у учащихся первичные навыки общения.

Задачи: Обеспечить школьника средствами самопознания, повысить представления о собственной значимости, укрепить чувства собственного достоинства, развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности. Формировать коммуникативную компетентность учащихся.

Формы занятий: дискуссии, тесты, тренинги, творческие задания, индивидуальные занятия.

Главная задача каждого образовательного учреждения на современном этапе – это повышение качества образования.

Учебный предмет 10 класс 11 класс
Математика 74% 59%
Математика 53% 31%
Физика 15% 46%
Химия 100% 75%
Биология 86% 89%
Русский язык 54% 48%
История 100% 100%
Обществознание 100% 88%
Информатика и ИКТ 100% 100%

Учащиеся профильных групп участвовали в работе исследовательских конференций окружной, районной, областной. Были участниками, призерами, победителями олимпиад различного уровня.

Эксперимент по организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся привел к следующим результатам:

  1. Создана внутришкольная модель профильного обучения на основе ИУП (разработана нормативно-правовая основа организации профильного обучения на основе ИУП, освоен порядок составления, утверждения, корректировка ИУП учащихся, определены меры по психолого-педагогическому сопровождению).
  2. Обучение на основе ИУП позволило более полно удовлетворить образовательные запросы учащихся, это отражается в ИУП, составленных учащимися.
  3. Повысился уровень профессионализма педагогов школы. (Учителя получили знания о внутришкольной модели профильного обучения на основе ИУП, овладели технологией составления программ элективных учебных предметов, рабочих учебных программ по профильным дисциплинам).
  4. Организовано тьюторское сопровождение учащихся, работающих на основе ИУП.
  5. Опыт организации профильного обучения на основе ИУП был представлен на областном конкурсе “Лучший директор школы” в номинации “Оценка качества образования”. Результат - лауреат конкурса.
  6. Результаты ЕГЭ также являются положительным итогом эксперимента.
Учебный предмет Количество учащихся Результаты ЕГЭ
Группа Сдававших ЕГЭ максимальный средний минимальный
Информатика 9 9 78 (2 ученика) 61 47
Биология 9 9 64 58 34
Русский 27 27 87 65 46
Химия 8 6 65 56 51
Физика 11 10 65 56 43
Математика 36 36 68 45 34
История 6 6 71 53 35
Обществознание 16 16 71 60 47

При организации профильного обучения на основе ИУП прогнозировались, а в ходе реализации эксперимента проявились негативные явления:

  • Малая наполняемость групп (это потребовало дополнительных материальных ресурсов, с другой стороны, позволило более полно удовлетворить образовательные запросы учащихся).
  • Изменение учащимися ИУП.
  • Наличие “окон” в расписании (базовый и профильный уровень ведут разные учителя, кроме химии, информатики).

На педсовете школы подвели итоги работы по индивидуальным учебным планам (ИУП)

Предложение: продолжить обучение по ИУП, с учетом положительных и отрицательных моментов.

Данный материал может быть полезным заместителям директоров по УВР и тьюторам по профильному обучению.