Совместная деятельность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общими переживаниями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников, например, осенняя “Ярмарка”. Театрализованное действо включает в себя: хороводы, подвижные и музыкальные игры, шуточные песни, потешный фольклор, зазывания и выкрики “торговцев”, а так же продажа игрушек и полезных вещей, изготовленных детьми заранее.

Чтобы народный праздник получился ярким и весёлым, необходимо провести огромную совместную подготовительную работу музыкального руководителя, воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей. Она включает в себя постепенное знакомство детей одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, обрядами, рукоделием, ремёслами, историей, культурой. Это помогает детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности.

Применение музыкального фольклора в различных видах музыкально-театральной деятельности: слушании-восприятии музыки, пении, народной хореографии, музыкально-фольклорных играх, игре на народных инструментах, оказывает огромное влияние на развитие творческих способностей дошкольников.

Основой музыкального фольклора является песня. Песни-упражнения, попевки, игры-голосянки способствуют постепенной выработке естественного звучания голоса, чистоты интонации в пении, облегчают работу над певческим дыханием, расширяют диапазон детского голоса, помогают добиться отчётливого произношения слов в песнях. Особенно явно видны положительные результаты у детей застенчивых, робких, имеющих мышечные зажимы.

Для поддержания исполнительского интереса используются различные виды народной хореографии (перепляс, парный танец, хоровод). Формы движения хоровода различны: круг, ряды, движущиеся в одном направлении, колонна расходящихся пар, зигзагообразное движение цепи, заплетение “плетня”, завивание “капустки”. Движения, выполняемые дошкольниками индивидуально, а так же в группе сверстников, нормализуют дыхательные процессы и, как следствие, успокаивают гиперактивных и тонизируют меланхоличных детей.

В ходе фольклорных игр через образы природы ребёнок усваивает основные черты, характерные для носителя того или иного пола. Таким образом, во время разучивания игр приобретается опыт тактильных контактов, вырабатываются и репетируются нормы полоролевого поведения, усваиваются важнейшие нормы поведения: уважительное отношение к старшим, доброжелательное – к ровесникам, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость, что является залогом полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

Инструментальное сопровождение народных песен, частушек, плясовых развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, мелкую моторику пальцев, совершенствует дыхание. Кроме того, ребёнок включается в общее исполнительское действо, что особенно важно для развития коммуникативных навыков.

Использование народного декаративно-прикладного искусства на занятиях изодеятельностью – оказывает огромное эмоциональное воздействие на духовный мир ребенка. Народное искусство доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из глины, пластилина, солёного теста.

На начальном этапе дети рассматривают, любуются изделиями народных мастеров, знакомятся с историей разных промыслов, проникаются уважением к их творчеству. У детей возникает стремление создавать прекрасное своими руками.

На следующем этапе дошкольники пробуют свои силы в лепке, росписи игрушек из глины, керамического теста по мотивам дымковской, филимоновской, каргапольской, калининской игрушки. Занятие лепкой несет не только эстетическое удовольствие, но и развивает мелкую моторику, а это в свою очередь является важнейшим фактором развития речи ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, стимулирует развитие мышления.

На последнем этапе дети создают оригинальные авторские работы: сувениры, игрушки, копилки, которые пользуются большим спросом в ярмарочных торгах. Они испытывают огромную радость от выполненных работ, от общения друг с другом, преодолевают эмоциональные проблемы, развивают уверенность в себе.

Активное участие дошкольников в такого рода мероприятиях добавляет им уверенности в себе и своих возможностях; помогает в усвоении определённых норм и общечеловеческих ценностей; побуждает к адекватным эмоциональным проявлениям. Главное в них то, что они способствуют формированию личности ребёнка, вырабатывая определённую систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить и такие навыки, как умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что хотят от тебя другие.

Календарные праздники – своеобразный итог проведённой работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для таких праздников необходимо соответственное убранство музыкального зала. На сцене оформляется макет избы или крестьянского подворья, на которых неизменно присутствуют: сундук, самовар, плетёные туески, корзинки, декоративные короба, вышитые салфетки, занавески, скатерти, тканые дорожки, декоративная печь, плетни. Родители принимают активное участие в изготовлении соответствующих костюмов для детей: коробейников, купцов, скоморохов, а так же праздничные девичьи сарафаны.

Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что нас окружает.

Список литературы

1. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор. – М., 2000.

2. Князева О.И., Маханова М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

3. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.

ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ

На центральной стене задник с изображением торговой площади. Звучит весёлая музыка. На сцену выбегают скоморохи.

1.

Солнце яркое встаёт
Собирается народ.
Под лучами яркими
Мы откроем ярмарку!

2.

Русская ярмарка
Не каждый день бывает,
Кто не побывал –
Тот ещё побывает!

3.

Чего здесь не наслушаешься!
Чего не навидишься!
Все будут довольны,
Никто не обидится!

4.

Будет нынче детвора
Веселиться до утра!
Будут песни, пляски, шутки,
Весёлые прибаутки!

Заходят дети подготовительных групп, останавливаются лицом к зрителям, располагаясь свободно па залу.

ПЕСНЯ “ЯРМАРКА”

1.

Как на ярмарке весёлой
Собрались деревни, сёла,
Да из города народ,
Весь на ярмарку идёт.

2.

Кто торгует соболями,
Кто приманит крендельками,
Кто кричит на весь базар:
“Подходи смотреть товар!”

3.

Мы по ярмарке ходили,
Всем гостинцев накупили:
Поясочков золотых
И платочков расписных.

4.

Ах, пригожие девицы!
Разоделись, как царицы,
Любо, любо посмотреть,
Любо, любо с вами петь!

ХОРОВОД “КАК У НАШИХ У ВОРОТ”

1 ребёнок.

Мы по ярмарке ходили,
Ложки дёшево купили –
Красивые, резные
Ложки расписные.

2 ребёнок.

От зари и до зари
Веселятся ложкари!
Будем весело играть
Звонко ложками стучать!

ИГРА С ЛОЖКАМИ

На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Ребёнок, не успевший взять ложку и занять стул, выбывает из игры.

1 ребёнок.

А теперь, господа,
Подходите-ка сюда!
Будем весело играть,
Чтобы всем показать
Нашу ловкость и стать!

2 ребёнок.

Кто здесь смелый? Не сиди!
На середину выходи!
Станем мы в “Плетень” играть,
Всех гостей забавлять!

ИГРА “ПЛЕТЕНЬ”

Девочка.

Тара - ра, тара - ра!
Идут девки со двора:
Бойко, весело плясать,
Всех вокруг забавлять!

Мальчик.

Проходи, честной народ,
Не пыли дорожка!
Добры молодцы идут
Погулять немножко!

ХОРОВОД “ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ МОЛОДЧИК ИДЁТ”

Ребёнок.

Пусть будут смех и шутки
На ярмарке у нас.
Пусть будут все весёлые
И завтра и сейчас!

СЦЕНКА “ФИЛЯ И УЛЯ”

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Где ты был?

Филя. У матушки.

Уля. Что, мать гостинцев прислала?

Филя. Мать прислала оладушек.

Уля. А где же они?

Филя. Я их под лавку положил.

Уля. Какой ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы их в печку положила, ты бы пришёл и съел.

Филя. Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю!

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Что мать прислала?

Филя. Мать прислала сарафан.

Уля. А где же он?

Филя. Я его в печку положил.

Уля. Какой ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы его в шкаф повесила.

Филя. Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю!

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Что мать прислала?

Филя. Мать прислала барана.

Уля. А где же он?

Филя. Я его в шкаф повесил!

Уля. Какой ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.

Филя. Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю!

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Что мать прислала?

Филя. Мать прислала Настюшу.

Уля. А где же она?

Филя. Я её в хлев завел, сена дал, водой напоил.

Уля. Какой ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы её за стол посадила, да чаем напоила.

Филя. Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю!

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Что мать прислала?

Филя. Мать прислала свинью.

Уля. А где же она?

Филя. Я её за стол посадил, да чаем напоил.

Уля. Какой ты, Филя, чудак! Филя – простофиля!!!

Ребёнок.

Праздник продолжается – игра начинается!
Веселись, веселись, играть в “Тетёру” становись!

ИГРА “ТЕТЁРА”

Ребёнок.

Эй, девчоночки-подружки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, ребята-молодцы!
Озорные удальцы!
На круг скорее выходите,
Кадриль задорную пляшите!

КАДРИЛЬ

Ребёнок.

Подходите ближе, подходите,
И глаза свои протрите.
Горшки для мёда, горшки для каши,
Продам дешевле, все будут ваши!

ИГРА “ГОРШКИ”

Ребёнок.

У меня для вас башмаки есть в самый раз!
На слово поверьте, сядьте и примерьте!

ИГРА “БЕГ В КАЛОШАХ”

Ребёнок.

Тары-бары-растабары!
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад!
Разбирайте нарасхват!

Дети.

Дорого возьмёшь ты с нас?

Ребёнок.

Дорого?! Прошу я песню,
Чтоб не усидеть на месте!

“ЗОЛОТАЯ ПЕСЕНКА”

Ребёнок.

Недолог ярмарочный день,
Хоть веселиться нам не лень,
С вами ярмарка прощается,
Потому что закрывается.

Ребёнок.

Представление завершаем,
Но торговлю продолжаем!