Урок для педагогов и родителей детей дошкольного возраста по теме "Воспитываем в детях добро. Современные игрушки, мультфильмы и сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками


В развитии и воспитании детей дошкольного возраста перед педагогами и родителями стоит много задач. Одной из них является воспитание личности ребёнка. Сейчас можно найти много литературы и различных материалов по данному вопросу, но считаю, что основа всех основ - сам воспитатель! То, как относится педагог или родитель к разным проявлениям жизни и является для ребёнка примером.

Остановимся на конкретном вопросе - воспитание добра в детях. В последнее время в литературе и различных публикациях всё чаще обращается внимание на то, что дети, начиная с дошкольного возраста, нуждаются в тщательном подборе материала, который им читают, смотрят по телевизору, предметов, с которыми они играют. Это очень сложно, разобраться в многообразии окружающего ребёнка изобилия развлечений. Не всё нам нравится. Можно услышать и о "потерянном поколении".. Не согласна! Оно другое, это правда! Более информированное, но разве это плохо. Дети не перестали быть "умницами", "зайчиками" и так далее .От того, какими глазами мы на них посмотрим и будет зависеть то, какими они в результате вырастут. Мы, взрослые, можем изменить будущее наших воспитанников. Нужно время. Но ведь мы живём и воспитываем наших детей здесь и сейчас. Что же делать? Попробуем изменить то, что, быть может, не нравится. Исправить пагубное влияние некоторого "материала", который информационным потоком обрушился на наших детей.

Игрушки.

Игрушек сейчас в магазинах великое множество. Они разные : большие, маленькие, умные и не очень, полезные и совсем даже нет. Они бывают и "страшными" на наш взгляд. Но дети этого не видят. Им хочется иметь такую же игрушку, что у Вани и Саши или такого же "персонажа",что в мультфильме. Купите эту игрушку! Ведь вы так любите своего малыша и не хотите его слёз и огорчений. Словами: "не куплю", "она мне не нравится" вы обидите ребёнка, дадите ему понять, что мама "высоко",она его не понимает, не любит. Ничего, что игрушка вам не нравится, главное научить с ней играть. Именно в игре ребёнок проявляет свои эмоции. Понаблюдайте за игрой малыша. Его действиями. Пусть это страшная на вид игрушка, но оказывается она спаситель в мультфильме ,который посмотрел ваш ребёнок. Раз уж маленький человек полюбил этого монстра и он не вызывает в нём негативных эмоций, постарайтесь принять это отношение и вы. Главное- ДОБРЫЕ действия этого персонажа во время игры ребёнка. Бывает(и не редко),что ребёнок получает удовольствие от того, что его игрушка- разрушитель. С её помощью ваш малыш проявляет свои собственные не лучшие стороны. Как мама, я вас хорошо понимаю. Попробуйте сделать так, что бы ребёнок посмотрел на игрушку другими глазами. Переключите его внимание. Стоит посадить страшную "куклу-обидчика" на розовый кукольный диванчик, напоить чаем из кукольного сервиза. Можно нарисовать с ребёнком и вырезать красное сердечко, а затем наклеить на грудь страшной игрушке. Ребёнок своими руками сделает добрее визуально ,а значит и по сути негативного персонажа. Он сам заметит разницу и по другому посмотрит на свою игрушку. Если внешне игрушка допускает- привяжите бантик, нарисуйте розовые щёчки. Сложно таким персонажем продолжать что-то разрушать. Сломается назначение игрушки, её восприятие, как плохой, злой. А ваш малыш будет чувствовать себя просто волшебником и ,самое главное, вы с ним будете заодно, вы- его друг, который понимает, помогает и играет с ним. Играя с малышом и вам будет спокойнее. Ведь вы будете наблюдать за ним и контролировать ребёнка, его эмоциональное и нравственное развитие. Воспитывать доброту.

Мультфильмы.

В последнее время на экранах телевизоров можно найти старые добрые сказки и мультфильмы, но современным детям они не очень интересны. А нам, родителям ,порой так хочется, что бы сын или дочка смотрели добрые мультфильмы из нашего детства. Ребятам персонажи из детства родителей кажутся слишком наивными и простыми. Помогите им посмотреть на героев своего детства другими глазами. Включите мультфильм, попросите ребёнка посмотреть его вместе с вами до конца, убедите ребёнка, что вам этого очень хочется ,ведь и вы когда-то были такими же маленькими, плакали и боялись, смеялись и подшучивали над персонажами мультфильма. Во время просмотра искренне удивляйтесь всему, что увидите, радуйтесь с героями и огорчайтесь. Ребёнок, глядя на вас проникнется к происходящему на экране. Расскажите ему после просмотра, что когда-то, в детстве вы очень боялись Бабу Ягу из этого мультфильма или были влюблены в Золушку, потому что она очень добрая и ласковая. Маленькому нынешнему человечку покажется не вероятным, что можно бояться маленького тщедушного Лешего, если есть в современных мультфильмах настоящие чудовища с клыками и рогами и они совсем даже не страшные. Покажите искренность себя - того маленького, в далёком прошлом, и ребёнку захочется вас пожалеть, поддержать, защитить, быть сильнее, проявить ДОБРОТУ по отношению к вам. Ему захочется посмотреть другие мультфильмы, узнать о ваших переживаниях детства что-то ещё. Не отказывайте малышу, уделите время. За просмотром и, в последующем ему обсуждении, между вами возникнут не видимые связи взаимопонимания, сопереживания и доброго, доверительного отношения в будущем. Не бойтесь казаться перед ребёнком слабым в таких ситуациях. Важно, что бы он понял, что вам можно доверять и быть "на равных". Позволяйте ребёнку быть "взрослее" вас, им это очень нравится. Дети меняются с таким отношением к ним. Ведь взрослые умные и воспитанные и теперь он, ребёнок, станет таким . Покупайте старые мультфильмы. Выбирайте их вместе с детьми. Рисуйте персонажей мультфильмов, пойте замечательные песенки героев и обязательно заметите, что ваш малыш становится добрее. Не только потому, что смотрит старые добрые мультфильмы, а и потому, что делает это вместе с вами.

Сказки.

Старые, добрые, забытые сказки. Надо признать, что современные дети практически не слышат их. Родители читают сказки своим малышам непростительно редко. В лучшем случае - на ночь. На много проще включить телевизор, какую-нибудь передачу, поставить диск и заниматься своими делами. При этом редко кому интересно, что услышит ребёнок или правильно ли поймёт какое-либо событие. Равнодушие взрослых? Нет. Не понимание. Мы можем ждать чего-то хорошего от наших детей, если вложили в них это "что-то". Сами. Не телевизионные передачи. Вам некогда читать сказки, вы слишком заняты? Кажется, важнее обратить внимание на грязную рубашку и порванные колготки? Вам необходимо "пожурить" ребёнка за плохое поведение? Дать ценные советы на день грядущий? Но ведь всё это можно сделать с помощью сказок. Не читать нотации, а общаться на более понятном ему языке. С помощью оценки сказочных героев. Как будто со стороны, но ребёнок обязательно примет к сведению то, что самостоятельно осудил. Если вы всё-таки читаете сказки, обращаете ли вы внимание не содержание сказки? В книжных магазинах большое количество сказок. Трудно разобраться в их содержании. Покупайте сказки проверенные, содержание которых вам знакомо. Порой даже взрослому человеку трудно понять смысл некоторых современных сказок. Их тематика разнообразна. Помните одно- сказка должна чему-то научить ребёнка. В этом заключается её главное назначение. Не надо брать длинную сказку, с запутанным сюжетом. Выберите короткую по содержанию, но ёмкую, "умную". Хорошо, если в ней будет не только понятное содержание, но и герои с яркими характерами и поступками. Так, чтобы после прочтения можно было поговорить о сказке. Остановимся на этом подробнее.

Прочитав сказку, уделите немного времени для беседы с ребёнком. Можно сделать это через короткое время, не сразу. Вы узнаете о своём малыше многое, ведь в оценках сказочных героев проявится его отношение к событиям, характерам персонажей. Вас может удивить, что сынок очень рад, что ведьму привязали к хвосту лошади и она обязательно умрёт, а дочь развеселится, когда услышит, что царь заживо сварился в кипящем молоке. Вам это понравится? Зло должно быть наказано, но, может, не так жестоко? Вы не задумывались над этим? Напрасно. В сказках бывает всякое, говорите с ребёнком о прочитанном, не нравится жестокость - придумайте другой конец для сказки. Как ещё можно было бы исправить злого персонажа? Как помочь ему стать добрым? Дети выступая в роли защитника и доброго судьи станут немного мудрее и добрее, ведь от них будет зависеть, пусть и вымышленная, но жизнь. Бывает доброе в сказках таким не заметным. В сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" никто не называет спасителем слугу, который не побоялся ведьмы и позвал на помощь. А ведь именно он спас Алёнушку. Читайте сказки , которые и вам будут интересны. Разговоры о сказке с ребёнком и для вас станут откровением. Похвалите ребёнка за его желание "не губить" пусть даже и злого героя. Пусть у малыша останется желание и надежда, что всё можно исправить и всем помочь. Воспитывайте доброту в маленьком человеке и она обязательно отзовётся и для вас.

R.S.: Работая со сказками, сталкивалась с проблемой подбора сказок и сама. Это послужило стимулом сочинять самой те самые сказки. Но, об этом в другой раз. Давайте будем добрыми друг к другу! Удачи!