Обучение навыкам аргументации суждения в соответствии с требованиями ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Сила чувства – красноречие сердца”, а “убедительность – красноречие ума”,
и “если красноречие ума соединится с красноречием сердца,
то нет почти сил им противостоять.
Н.Ф. Кошанский. Частная риторика

Значимость третьей части (т.н. части С) в структуре всего теста ЕГЭ по русскому языку велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объёме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, оценить практическую грамотность.

Выполнение третьей части экзаменационной работы иллюстрирует различный уровень сформированности коммуникативной и языковой компетенций у групп экзаменуемых, выделенных на основе полученных результатов ЕГЭ, - уровень овладения умениями и навыками, связанными со смысловым анализом текста и созданием собственного речевого высказывания заданного типа речи в соответствии с грамматическими и лексическими нормами, а также правилами орфографии и пунктуации.

В задании части С в рамках Единого государственного экзамена обучающемуся необходимо (в соответствии с критерием оценки по пункту К4) выразить свое мнение по сформулированной им проблеме, аргументировать его (приведя не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Для получения максимального балла необходимо использовать аргументы из научной, художественной или публицистической литературы, демонстрирующие эрудицию, начитанность ученика.

Но, как показывает практика анализа работ учащихся, выполнение именно этой части задания остается самой сложной задачей для выпускников: ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста; приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса; в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом; аргументация подменяется расплывчатым комментарием, приводится менее двух аргументов; приводящиеся примеры зачастую примитивны; основным способом аргументации становится обращение экзаменуемого исключительно к собственному жизненному опыту (примеры из жизни собственной семьи, ближайшего окружения); обучающиеся редко опираются на знания, читательский опыт сводится к пересказу событий произведения, оценке поступков героев; нередко аргументы приводятся к аргументам, а не к тезису, т.е. нарушается логическая цепочка рассуждения; в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы; отсутствуют переходы между аргументами; отсутствует вывод.

Грамотная аргументация суждения – показатель умственной и культурной зрелости обучающихся. К сожалению, сегодня мы наблюдаем общее снижение уровня образованности среди молодых людей. У современных школьников зачастую отсутствует культурный опыт, нет необходимой широты кругозора, а мотивация к познавательной деятельности очень низкая. Как следствие, у учащихся возникают сложности с подбором аргументов.

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “потому что…”.

Каким же образом, отправляя обучающихся на экзамен по русскому языку, вооружить их необходимым арсеналом иллюстративных аргументов по литературе, пополнить их аргументационную базу?

Прежде всего необходимо познакомить обучающихся с возможным перечнем тем, проблем, лежащих в основе текстов части С. Такой перечень достаточно легко составить учителю, проанализировав тексты, представленные в методических и дидактических пособиях, выставленных на сайтах (ФИПИ, ЕГЭ, где представлены методические рекомендации по использованию результатов ЕГЭ предшествующего года, методические рекомендации для подготовки экспертов и т.д.) и форумах всемирной путины.

Следующим возможным шагом могут стать уже испробованные приемы обучения учащихся аргументации, пополнения их аргументационной базы.

Упражнение “Подбери пример”. Подберите примеры из читательского опыта к следующим тезисам:

“Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран”. (Блез Паскаль)

“Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством”. (Белинский В.Г.)

“Смехом исправляют нравы”. (Оноре де Бальзак)

“Величие искусства яснее всего проявляется в музыке”. (Гёте И.)

“Нравственность – это разум сердца”. (Гейне)

“Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком”. (И.В.Гёте)

“ Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?”. (Конфуций)

“Ближе всего к великому стоит честность”. (Гюго В.)

Такой вид работы поможет учащимся не только пополнить аргументационную базу, но и воспользоваться данными цитатами на ЕГЭ как аргументами.

Не стоит забывать и об одной из форм реализации деятельностного подхода к обучению – учебной дискуссии. Несмотря на то, что такой вид деятельности носит устный характер, он может быть полезен в подготовке учащихся к написанию части С по критерию К4, так как подразумевает поиск и подбор материалов (аргументов) по поставленной проблеме, а также повышает интенсивность учебного процесса за счёт активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Дискуссия – это своеобразный обмен знаниями. В ходе дискуссии обучающиеся приобретают навыки логики аргументации и изложения личной позиции по поставленной проблеме.

После того, как обучающимися приобретены первоначальные навыки аргументации, можно перейти к более сложным заданиям.

Прием составления “сжатых” таблиц, который помогает обучающимся при написании части С на ЕГЭ по русскому языку в части аргументации.

Подобные таблицы составляются, как правило, на уроках литературы. Определив проблемы и идею изучаемого произведения, учащиеся вспоминают изученный ранее литературный материал с аналогичной проблематикой и отражают это в таблице. В таблицу рекомендуется также записывать ключевые цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой. Это помогает учащимся быстро ориентироваться в поисках аргументов, основанных на произведениях классической литературы.

Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Проблематика произведения Литературные “близнецы” (в каких произведениях литературы ставятся эти вопросы?) Позиция
Человек и власть. (Понтий Пилат, Каифа)

“Человек перейдет в царство истины и справедливости, где … не будет надобна никакая власть”. (Иешуа)

А. С. Пушкин “Борис Годунов”, “Анчар”.

А. Платонов “Усомнившийся Макар”, “Сокровенный человек”.

А.И. Солженицын “Один день Ивана Денисовича”

Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными.
Внутренняя свобода и несвобода. (Понтий Пилат, писатели МАССОЛИТа – Мастер).

“Правду говорить легко и приятно”. (Иешуа)

А.С. Пушкин “Памятник”. (“Хвалу и клевету приемли равнодушно//И не спаривай глупца”)

Факты из биографии Пушкина, Лермонтова (ссылка за вольнолюбивые мысли и критику власти); М. Зощенко, А. Ахматовой, А. Солженицына, не пожелавших творить в угоду власти

Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство.
Милосердие и всепрощение (Маргарита – Фрида, Иешуа – Пилат) Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание” (Соня, Раскольников) Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать, сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности.
Верность и предательство (Иуда – Левий Матвей, Маргарита) Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. (Андрий – Остап)

В. Быков “Сотников (Рыбак – Сотников)

Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку – одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен – одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя.

Одним из следующих приемов пополнения аргументационной базы может служить условно названными нами “копилка аргументов”. Суть этого приема: накопление готовых сформулированных обучающимися иллюстративных аргументов. При этом данный прием может использоваться параллельно с предыдущим. А может использоваться как самостоятельный прием после того, как обучающиеся осознают позицию автора по основным проблемам, поднимаемым авторами текстов, предлагаемых для анализа, а также накопят необходимый фактический материал.

Например, обучающимся предлагается следующая проблема - проблема нравственного выбора человека. Тезисы могут быть сформулированы следующим образом:

1. Ситуация нравственного выбора позволяет выявить истинную сущность человека: одни при этом руководствуются общечеловеческими ценностями, другие – корыстью, эгоизмом, инстинктом самосохранения…

2. У человека всегда есть возможность выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам. Но этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек — хозяин своей судьбы.

Пример введения аргументов в текст сочинения: “Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. В этом смысле … дает богатую пищу для ума и души современного человека”.

Возможный перечень иллюстративных аргументов, составленных обучающимися на уроках литературы в процессе изучения и анализа худоственных произведений при помощи составления “сжатых” таблиц:

1. Князь Андрей Болконский, главный герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого, ради минуты славы готов пожертвовать всем самым дорогим, что было в его жизни. Очень тяжелым и горьким было его разочарование.

2. Перед героем повести В.Распутина Гуськовым стоит проблема нравственного выбора: защита родины или сохранение собственной жизни. Руководствуясь инстинктом самосохранения, герой выбирает второе, превращаясь при этом в одичалого зверя и убийцу собственной жены.

3. Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Пережив расстрел мужа, арест сына, страшные годы репрессий, Великой Отечественной войны, годы забвения поэтического творчества, А.А. Ахматова осталась сильной, несломленной, верной своему жизненному выбору.

4. Исторические события врываются в жизнь героев булгаковского романа “Белая гвардия”. Мирная жизнь канула в безумии революции. И как же заманчиво было спрятаться в своем мирке, запереть дверь, повернуться лицом к окнам, уже задернутым кремовыми шторами, не слышать и не видеть того ужаса, что происходит в Городе и стране! Или бежать “крысьей побежкой на неизвестность от опасности”, как это сделал Тальберг! Выбор Турбиных другой.

5. Герой романа М. Булгакова Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки достоинства: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идёт против своих убеждений, голоса человечности и совести.

Итак, каковы же перспективы в решении проблемы обучения учащихся аргументации суждения в рамках подготовки к ЕГЭ?

Для успешного решения данной проблемы необходимо формировать у обучающихся систему ценностных ориентиров и представление об основах мировой и национальной культуры (вводить в практику интегрированные уроки, расширять кругозор обучающихся); на уроках развития речи (написание сочинений, изложений с элементами сочинения) систематически отрабатывать навыки привлечения литературного материала для подбора аргументов; использовать в обучении деятельностный подход; развивать творческий подход к подбору аргументов.