Развитие вокальных навыков учащихся младшего школьного возраста в хоровом классе

Разделы: Музыка


Проблема художественного и эстетического воспитания учащихся остаётся актуальной всегда. Одной из задач современной общеобразовательной (профессиональной) школы, стремящейся к повышению качества образования, является предоставление (создание) учащимся такой формы занятий, в которой возможно интегрирование нравственно-развивающих предметов как литература, история, мировая художественная культура, изобразительное искусство, основы религии, музыка. Класс хорового пения, при определённом старании педагога-хормейстера, является наиболее эффективной и демократичной формой общего развития учащихся, поскольку заключает в себе специфичные компоненты обозначенных предметов, а также является доступным для всех детей активным видом творческой деятельности.

Хоровой класс – это не просто форма решения воспитательно-педагогических задач, связанных с проблемой формирования личности школьника, но и приобщение к музыкальному искусству, обучение конкретному виду музыкального исполнительства – вокалу. Пение – это сложный психофизиологический процесс, связанный со значительными изменениями жизненно-важных актов организма (дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.), в результате которого меняется (развивается) и эмоциональное состояние ребёнка. Такая взаимосвязь общего и вокального воспитания делает процесс обучения детей пению более серьёзным занятием, требующим правильного методологического подхода хормейстера.

Накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции) и совершенствование качества звучания (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции), установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа и вокальным представлением должно осуществляться непрерывно с детского сада. В условиях и детского сада и школы построение методики обучения детей пению осуществляется исходя из голосовых возможностей для данного возраста. Вокальные возможности учащихся младшего школьного возраста (6-8 лет) характеризуются прежде всего узкой динамической амплитудой, обусловленной физиологическим развитием ребёнка, небольшим объёмом лёгких, вместе с этим происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя.

Основным индикатором правильного методического обучения в певческом исполнительстве является ровность и чистота вокального интонирования учащегося, это явление подтверждают научные исследования голосовых возможностей детей в домутационном возрасте. Было установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров (отвечающих за ровное певческое звучание). В фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком либо другом; в натуральном регистре интонация чище, чем при смешанном голосообразования; причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуков у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков. Из полученных данных можно сделать вывод, что неумение правильно интонировать мелодию, а значит и петь, происходит чаще всего из-за злоупотребления грудного механизма голосообразования. Отсюда должен выстраивается принцип вокально-тренировочных упражнений (распевание), цель которых достигнуть сглаженного регистрового звучания. Хорошо начинать распевание с нисходящего постепенного звукоряда (или коротких попевок в диапазоне б.3, ч.5), при этом необходимо учитывать зону примерных тонов и диапазон детского голоса. Зона примерного звучания у большинства детей младшего школьного возраста f1-a1, с них и рекомендуется начинать распевание. Диапазон детского голоса нельзя считать возрастным признаком (возрастными возможностями), при работе над расширением звуковысотного диапазона целесообразней говорить о методической последовательности его использования в процессе обучения пению, с какого бы возраста не начинать учить пению. Характеризуя развитие детского голоса, следует отметить, что изменение его основных характеристик относятся не столько к звуковысотному диапазону, сколько к возрастающей силе голоса и обогащению тембра. Ширина же звуковысотного диапазона зависит от регистрового механизма и поддаётся управлению. В процессе обучения пению следует идти по пути постепенного расширения голоса, а следовательно поэтапного освоения голосовых регистров, в этой связи эффективно использовать вокальные упражнения нисходящего движения (постепенного, по звукам мажорного трезвучия с последующим его заполнением или скачкообразным движением на любой интервал в пределах октавы в различных штрихах). При включении в распевочный материал упражнений восходящего движения необходимо следить за тем, когда грудной регистр достигает предела своего напряжения, в этот момент слышится. «перелом» голоса. Такое избыточное напряжение голоса при пении грудным регистром появляется обычно за кварту до переходных звуков. Зная это, следует сознательно уже при подходе к ним, примерно за кварту до переходных тонов, облегчать звук за счёт ослабления динамики (т.е. уменьшения подскладочного давления) и смягчения атаки звука. Преодоление технически сложных задач должно осуществляется посредством вокального показа хормейстера при этом важно соблюдать оптимальные условия для звуковысотного восприятия детей. Иначе говоря вокальный показ хормейстера должен быть в манере звучания детского голоса (лёгкое по тембру, в средней и высокой зоне диапазона относительно певческого голоса детей, весьма умеренно по динамике, ближе к тихой звучности, в умеренном темпе). В этом случае слуховое восприятие будет наиболее полным, а результат положительным.

Уровень вокального развития характеризуется качеством исполнения, заключающимся не только в тембре и интонации, но, первоначально, правильным звукообразованием, артикуляцией, дыханием поющих.

Рассмотрим основные приёмы развития вокальных навыков:

  • вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
  • вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
  • при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
  • расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;
  • целенаправленное управление дыхательными движениями;
  • произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
  • беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
  • проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
  • вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

У детей необходимо развивать и дикцию. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым коллективом, нужно научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это очень важно, потому что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Мы учим также хор и редуцированию. Редукция – ослабление артикуляции звука. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.

Работа над гласными.

Основной момент в работе над гласными – воспроизведении их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую трудность.

Звуки «У, Ы» – формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково.

Отсюда и следует специфическое хоровое применение этих звуков при исправление «пестроты» звучания хора. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также тембрально хорошо выравнивается звук. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» – исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы хора внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как при пение гласных «У» и Ы».

Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.

Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А» поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев – «А» из глубины глотки, у англичан – глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно.

«И, Э» – стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношение округления звука.

Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).

Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «А».

Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче, чем чистые гласные.

Таким образом, работа в хоре над гласными - качество звучания и заключается в достижение чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием.

Работа над согласными.

Условием ясной дикции в хоре является безупречный ритмический ансамбль. Произношение согласных требует повышенную активность произношения.

Формирование согласных, в отличие от гласных. связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, ставятся сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянутся, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» – образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается, что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».

Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» – состоят из одних шумов.

Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.

Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание мы обращаем на работу над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким, работаем над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани. Для тренировки губ и кончика языка используем разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все произноситься твёрдыми губами, при активной работе языка.

Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и свистящие «С, Ш» потому что хорошо улавливается ухом, их надо укорачивать, иначе при пении будет создавать впечатление шума, свиста.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф), то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.

Работа над ритмической чёткостью.

Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы хора. Длительности должны активно отсчитываться, следующими способами счета:

  1. Вслух хором ритмический рисунок.
  2. Простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

После этой настройки солфеджировать, а потом петь со словами.

Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Чрезвычайную роль играет одновременное вступление поющих взятие дыхания, атаки и снятия звука.

Чтобы добиться выразительности и точности ритма можно применять упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность.

Певческое дыхание.

По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудобрюшным дыханием (формирование как у взрослых). Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках. При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепляются эти навыки упражнением дыхания без звука:

  1. Маленький вдох – произвольный выдох.
  2. Маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.
  3. Вдох со счётом на распев в медленном темпе.
  4. Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

В работе над упражнениями не стоит добиваться всего и сразу на одном занятии, иначе подобное действо будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи.

Необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь.

Репертуар должен отвечать таким требованиям:

  1. Носить воспитательный характер.
  2. Быть высокохудожественным.
  3. Соответствовать возрасту и пониманию детей.
  4. Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива.
  5. Быть разнообразным по характеру, содержанию.

Подводя итоги, следует отметить что развитие вокально-хоровых навыков на уроках хорового пения проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка. При достижении старшего школьного возраста дети могут овладеть правильным певческим дыханием, развить дикцию, накопить целый арсенал певческих исполнительских возможностей, всё это способствует наиболее полному раскрытию содержания вокально-поэтических произведений, повышая культурный уровень как певцов так и слушателей.

Литература:

  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М.: Просвещение, 2000. – 235 с.
  2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. Выпуск 12. - М., 1977. – 304 с.
  3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Музыка, 1982. – 150с.
  4. Баранов Б.В. Курс хороведения. - М., 1991. – 267 с.
  5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С-П.: Музыка, 2000. – 378 с.
  6. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. – 245 с.
  7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.
  8. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 14. - М., 1989. – 187 с.
  9. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1970. – 336 с.
  10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1989. – 367 с.
  11. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. –165 с.
  12. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М.: Академия, 2003. – 192 с.
  13. Сарычев Е. Сценическая речь. - М.: Просвещение, 1984. – 244 с.
  14. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81.
  15. Стулова Г.Г. Хоровой класс. - М.: Просвещение, 1988. – 363 с.